Рынок: понятие и условия возникновения. Функции рынка
Рынок в широком представлении объединяет в себе несколько понятий. 1. Рынок - это любое место торговли товарами и услугами. 2. Рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи. 3. Представляет систему экономических отношений между его участниками, возникающих в процессе купли-продажи, т.е. товарно-денежных отношений. 4. В самой универсальной трактовке, понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика» Самое общее научное определение, которое можно дать рынку: рынок – это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном, эквивалентном обмене товаров. Рынок в своем развитии прошел долгий исторический путь. Его возникновение обусловлено теми же причинами, которые привели к замене натурального хозяйства товарным производством: развитие общественного разделение труда и экономическое обособление производителей (появление частной собственности). Современная рыночная экономика строится на определенных принципах: Принцип свободы хозяйственной деятельности, который означает право людей выбирать вид экономической деятельности. Принцип всеобщности рынка заключается в том, что в его сферу вовлечено все многообразие ценностей, созданных не только человеком, но и природой. Рыночному обороту подвержены не только товары и услуги, но и факторы производства, а также интеллектуальная, духовная, информационная продукция, предметы и объекты культуры. Принцип многообразия и равноправия форм собственности соблюдается тогда, когда исключаются особо благоприятные условия для одних форм собственности в ущерб другим. Принцип самонастройки, саморегулирования хозяйственной деятельности достигается тем, что в управлении определяющую роль играют экономические, главным образом финансовые, а не административно-распорядительные методы. Принцип свободного ценообразования предполагает, что рыночные цены никем не назначаются, а формируются в результате торга между покупателями и продавцами. В экономической теории это называется взаимодействие спроса и предложения. Принцип конкурентности присущ рыночной экономике в силу ее природы: борьбы за эффективное использование редких ресурсов в экономике. Стремление обойти конкурентов, не уступать или не отставать от них создает стимул экономического развития. Принцип самофинансирования и экономической ответственности выражается в том, что за свободу деятельности и независимость в рыночной экономике агентам рынка необходимо нести ответственность, т.е. покрывать все финансовые расходы на свою деятельность и развитие бизнеса из собственных средств и отвечать по собственным обязательствам, принадлежащим им имуществом и денежными средствами. Принцип государственного регулирования означает, что никакой рынок не может обойтись без вмешательства государства. Рынку нужны законы, которые бы определяли правила поведения на рынке, и защита от их нарушения. В цивилизованной рыночной экономике государство направляет рынок на достижение общенациональных интересов; обеспечивает централизованное формирование и распределение значительной части финансовых ресурсов через государственный бюджет; обеспечивает механизм соединений защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. ФУНКЦИИ РЫНКА. Функции рынка весьма разнообразны. К важнейшим из них относятся: коммуникативная, регулирующая, информационная, стимулирующая, санирующая, социальная. Коммуникативная функция заключается в соединении производства и потребления и обеспечение непрерывного процесса общественного производства. Рынок объединяет обособленных потребителей и производителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров и услуг, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процесса производства. В процессе данного движения устанавливаются определенные рыночные связи. Функция регулирования общественного производства состоит в том, что через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом спроса покупателей. Установившееся соотношение спроса и предложения на рынке предопределяет какие товары и в каком объеме нужны потребителю. Информационная функция заключается в том, что рынок информирует производителей о потребностях, выполняя общественную оценку товара. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способе удовлетворения своих многочисленных потребностей. Суть стимулирующей функции состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, удовлетворять самые разнообразные потребности, повышать качество товаров, снижать цены. Санирующую функцию заключается в том, что слабые фирмы погибают, а сильные продолжают деятельность. Рынок выполняет и определенную социальную функцию – он представляет возможность проявить и реализовать способности, инициативу, раскрыть творческий потенциал каждому желающему.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |