Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изложите основные положения теории актуального членения предложения



2015-12-15 669 Обсуждений (0)
Изложите основные положения теории актуального членения предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Сопоставим следующие предложения:

1) В четверг я пошлю ей цветы.

2) Цветы я ей пошлю в четверг.

3) В четверг я пошлю цветы ей.

4) В четверг цветы пошлю ей я.

5) В четверг цветы ей я пошлю.

Во всех предложениях содержится одна и та же «вещественная» информация, что следует из формально-синтаксической структуры предложений. Однако предложения различаются по содержащейся в них актуальной информации, которая определяется разными целями, которые ставит перед собой говорящий. Первое предложение: говорящий сообщает о факте в целом или подчеркивает, что пошлет именно цветы, а не конфеты. Второе предложение: цветы будут посланы именно в четверг, а не в другой день. Третье предложение: цветы будут посланы ей, а не другому лицу. Четвертое предложение: цветы пошлет именно говорящий, а не кто-либо другой. Пятое предложение: цветы будут доставлены через другое лицо, а не переданы лично говорящим.

Таким образом актуальнвя информация есть как бы тот угол зрения, под которым подается вещественная информация, Актуальная информация передается линейно-динамической структурой предложения, то есть порядком слов, и местом логического ударения. Основы теории актуального членения были разработаны чешским лингвистом В. Матезиусом (1882-1945). Рассмотрим основные понятия данной теории.

«Данное» - это все то, в предложении, что уже известно собеседнику или вполне очевидно для него. Выбор «данного» определяется ситуацией и предшествующим контекстом, например:

1) Этим вопросом мы займемся позже.

2) В передней раздался звонок.

«Новое» - та часть предложения, в соотнесении которой с «данным» заключается актуальная информация. «Новое» может быть действительно чем-то новым и неизвестным для собеседника, например:

1) Секретаря зовут Сергей Иванович.

2) Сойдите на четвертой остановке.

Актуальная информация передается с помощью:

а) порядка слов, интонации, а также с помощью усилительно-выделительных частиц:

1) Она даже этого не знала.

2) Я-то этого не знал (энклитическая частица -то).

б) местоимений: неопределенные местоимения указывают на «новое», указательные – на «данное», например: Такую историю рассказал мне один знакомый.

в) синтаксических конструкций:

1) That is he who ….. (wrote this letter).

2) C’est lui qui … (a écrit cette lettre).

3) C’est le style que j’admire.

4) C’est demain que je pars.

Итак, приходим к выводу о том, что актуализация предложения – это дальнейшая привязка к описываемому в нем факту действительности и к речевой ситуации, в которой осуществляется соответствующий акт высказывания (речевой акт, коммуникативный акт); это упорядочение смысловой информации.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Языкознание и его связь с другими науками.

2. Язык и его функции.

3. Язык и мышление.

4. Язык как общественное явление.

5. Происхождение языков.

6. Язык, речь, речевая деятельность.

7. Система и структура языка.

8. Знаковая природа языка. Лингвистический знак.

9. Синтагматика и парадигматика.

10. Синхрония и диахрония.

11. Язык в кругу семиотических систем: язык животных и язык человека.

12. Естественный и искусственный языки.

13. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.

14. Звуки речи как природная материя языка.

15. Принципы классификации звуков речи.

16. Фонетическое членение речи.

17. Слог. Теории слогоделения.

18. Фонетические и исторические чередования.

19. Аккомодации.

20. Ассимиляция и диссимиляция.

21. Позиционные фонетические процессы: редукция.

22. Методы и приемы экспериментальной фонетики.

23. Ударение.

24. Интонация.

25. Фонема и система фонем.

26. Фонема и ее функции.

27. Фонологические оппозиции.

28. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

29. Пражская фонологическая школа.

30. Московская школа в фонетике и фонологии.

31. Ленинградская школа в фонетике и фонологии.

32. Транскрипция.

33. Орфоэпия.

34. Происхождение письма.

35. Алфавит.

36. Графика.

37. Орфография и ее основные принципы.

38. Лексикология как раздел языкознания.

39. Слово как предмет лексикологии.

40. Лексическое значение.

41. Типы слов в языке.

42. Полисемия.

43. Антонимия.

44. Синонимия.

45. Омонимия.

46. Метонимия.

47. Метафора.

48. Основные пути обогащения словарного состава языка.

49. Неологизмы.

50. Архаизмы и историзмы.

51. Словообразование.

52. Переосмысление слов.

53. Заимствования.

54. Калькирование.

55. Табу и эвфемизмы.

56. Терминология.

57. Внутренняя форма слова.

58. Этимология и «народная этимология».

59. Фразеология.

60. Основные классификации фразеологизмов.

61. Лексикография. Типы словарей.

62. Грамматика как раздел языкознания.

63. Грамматические категории.

64. Грамматическое значение.

65. Грамматическая форма.

66. Морфология как раздел грамматики.

67. Морфема – элементарная двустороння единица языка.

68. Аффиксация.

69. Агглютинация и фузия.

70. Чередование и внутренная флексия.

71. Повторы (редупликации).

72. Сложения.

73. Способ служебных слов.

74. Способ порядка слов.

75. Способ ударения в грамматике.

76. Способ интонации в грамматике.

77. Супплетивизм.

78. Синтетический и аналитический строй языков.

79. Части речи в русском и изучаемом иностранном языке.

80. Синтаксис как раздел грамматики.

81. Синтаксические единицы языка. Синтагма.

82. Синтаксические процессы.

83. Типы синтаксической связи и способы их формального выражения.

84. Валентность.

85. Словосочетание, его свойства, состав и типы.

86. Типы синтаксической связи слов в словосочетании.

87. Предложение. Типы предложений.

88. Простое предложение.

89. Члены предложения.

90. Актуальное членение предложения.

91. Сложное предложение.

92. Ареальная классификация языков.

93. Генеалогическая классификация языков.

94. Типологическая классификация языков.

95. Синтаксическая классификация языков.

96. Славянская группа языков.

97. Сравнительно-исторический метод в языкознании.

98. Романская группа языков.

99. Германская группа языков.

100. Сравнительно-исторический метод в языкознании.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Введение в языковедение: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г. И. Рапова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 342 с.

Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. – 2-ое изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.

Зиндер, Л. Р. Введение в языкознание: Сборник задач: учеб. пособие для вузов / Л. Р. Зиндер. – 2-ое изд., испр. – М. : Высш. шк., 1998. – 176 с.

Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1997. – 272 с.

Норман, Б. Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие / Б. Ю. Норман. – М.: Флинта : Наука, 2006. – 272 с.

Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с.

Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания: Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Ю. С. Степанов. – 2-ое изд., перераб. – М.: Просвещение, 1975. – 271 с.

Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие / А. Я. Шайкевич. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. – 304 с.

Дополнительная литература

Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю. Д. Апресян. – М.: Просвещение, 1966. – 302 с.

Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист (пер. с франц.). – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 448 с.

Бондарко, Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. – 4-е изд. - СПб.: Академия, 2004. – 160 с.

Козырев, В. А. Русская лексикография: Пособие для вузов / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.

Кондратов, А. М. Звуки и знаки / А. М. Кондратов. – М.: Знание, 1966. – 208 с.

Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.

Никитин, М. В. Курс лингвистической семантики: учеб. пособие / М. В. Никитин. – СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. – 760 с.

Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М.: Едиториал УРСС, 2009. – 452 с.

Пиотровский, Р. Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении): учеб. пособие / Р. Г. Пиотровский. – СПб.: Изд-во Российск. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1999. – 256 с.

Пиотровский, Р. Г. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы / Р. Г. Пиотровский. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 160 с.

Плунгян, В. А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учеб. пособие / В. А. Плунгян. Изд. 2-е, испр. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 384 с.

Прикладное языкознание: Учебник / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, Г. Я. Мартыненко и др. ; Отв. ред. А. С. Герд. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 528 с.

Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр (пер. с франц.) – М.: Прогресс, 1977. – 696 с.

Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр (пер. с франц.). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 432 с.

Теньер, Л. Основы структурного синтаксиса / Л. Теньер (пер. с франц.). – М.: Прогресс, 1988. – 656 с.

Трубецкой, Н. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой (пер. с нем.). – М.: Аспект Пресс, 2000. – 352 с.

Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность. 4-е изд., стер. – М.: УРСС, 2008. – 432 с.

Якушин, Б. В. Гипотезы о происхождении языка / Б. В. Якушин. – М.: Наука, 1984. – 137 с.

Словари

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 576 с.

Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 440 с.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………… 3

Семинар 1. Языкознание как наука. ……………………........6

Семинар 2.Происхождение языка ..........................................10

Семинар 3.Лингвистические антиномии ............................... 15

Семинар 4.Теория знака..........................................................22

Семинар 5.Классификации языков мира ……………………29

Семинар 6.Фонетика ………………………………………….35

Семинар 7.Просодика ...............................................................48

Семинар 8. Фонология…………………………………………58

Семинар 9. Письмо…………………..........................................67

Семинар 10. Лексикология ……………………………………78

Семинар 11.Пути изменения значения слова………………..90

Семинар 12.Фразеология…………........................................106

Семинар 13.Лексикография…………………………………112

Семинар 14.Грамматика..……………………………………118

Семинар 15. Части речи………………………………………130

Семинар 16. Синтаксис ............................................................144

Семинар 17. Предложение .......................................................154

Семинар 18. Сложное предложение……................................163

Вопросы к экзамену ………………………………………… 170

Рекомендуемая литература…………………………………173

 



2015-12-15 669 Обсуждений (0)
Изложите основные положения теории актуального членения предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изложите основные положения теории актуального членения предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)