Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конструктивная противопожарная зашита судна



2015-12-15 3972 Обсуждений (0)
Конструктивная противопожарная зашита судна 0.00 из 5.00 0 оценок




Требования к конструктивной пожарной защите судна.Конвенция SOLAS-74 иправила Регистра регламентируют требования конструктивной защиты судов, направленных на:

• предотвращение и ограничение возникновения пожаров;

• ограничение распространения огня и дыма по судну;

• создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна;

• создание условий для успешного тушения пожара.

Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:

• разделение судна на главные вертикальные проти­вопожарные зоны термическими

(водяные завесы) и конструктивными (наличие переборок, палуб, коффердамов) преградами;

• отделение жилых помещений от других помещений судна термическими и конструктивными преградами;

• ограничение применения горючих материалов;

• обнаружение любого пожара в зоне его возникнове­ния;

• ограничение распространения и тушения пожара в зоне его возникновения;

• защита путей эвакуации и доступов для борьбы с пожаром;

• готовность средств пожаротушения к быстрому при­менению;

• сведение к минимуму рисков воспламенения паров легковоспламеняющихся грузов.

Согласно требованию вышеуказанных нормативных документов, все внутреннее пространство судна, вклю­чая надстройки и рубки, должно быть разделено на главные противопожарные зоны путем установки перекры­тий специальной конструкции. Эти перекрытия могут быть вертикальными (в виде переборок) и горизонталь­ными (в виде палуб). В качестве металлической осно­вы главных огнестойких переборок используются водо­непроницаемые переборки, а выше главной палубы — огнестойкие переборки устанавливаются в одной вертикальной плоскости с водонепроницаемыми. Горизонтальная протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не должна превышать 40 м. Внутри возможна установка перекрытий соответствующего класса. Все перекрытия делятся на три основных типа.

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

класс «А», образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании одночасового испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на 139°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 1800С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

Класс «А -60» 60 мин;

Класс «А-30» 30 мин;

Класс «А-15» 15 мин.

Класс «А-0» 0 мин.

На судах с горизонтальным способом погрузки, где установка вертикальных перекрытий невозможна, вместо огнестойких переборок применяется система водяных завес, препятствующих распространению огня.

класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца получасового испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на 139°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 2250С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:

Клас «В-30» 30 мин.

Клас «В-15» 15 мин.

Класс «В-0» 0 мин.

класс «С» перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени, а также предела повышения температуры.

Эти материалы при нагревании до 7500 С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Материалы, не удовлетворяющие этим требованиям, считаются горючими.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающегося типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до 70-800 С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу переборки.

Неизолированные металлические трубы, проходящие через перекрытия класса «А» и «В», изготавливаются из материалов, имеющих температуру плавления, превышающую 9500 С – для перекрытий класса «А-0», и 8500 С – для перекрытий класса «В-0».

Все судостроительные неметаллические материалы подразделяются на негорючие и горючие.

Негорючие материалы — материалы, которые при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Все остальные материалы считаются горючими.

Нормативными документами применение горючих материалов ограничивается (подчас весьма существен­но), но не исключается вовсе. Из эстетических, санитарно-гигиенических соображений допускается применение на судах (особенно на пассажирских) дерева и ткани для отделки жилых и общественных помещений. При­менение этих материалов, однако, лимитировано. Раз­решается иметь горючих материалов не более чем 45 кг на 1 м2 площади палубы помещения, горючесть тканей не должна превышать горючести шерстяной ткани плот­ностью 800 г/м2, рассматриваемой в качестве эквива­лента горючести. Применение ваты в качестве набивки матрацев и подушек не допускается.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающиеся и того же класса, что и переборка. Автоматическое закрывание дверей происходит после повышения температуры до 70-80° С в результате рас­плавления плавкой вставки в запоре дверей. В качестве плавкой вставки используется сплав Вуда, состоящий из 50% висмута, 12,5% кадмия, 25% свинца и 12,5% цинка. Во избежание травм и ушибов, на двери должно быть установлено динамически демпфи­рующее устройство, понижающее скорость закрытия и открытия в начальной и конечной фазах. В нижнем уг­лу дверей, установленных на огнестойких переборках (кроме дверей главных огнестойких переборок), дела­ется закрывающееся отверстие для протаскивания по­жарных рукавов.

Двери, ведущие в жилые и служебные помещения, должны открываться вовнутрь помещения (а не в коридор) и иметь внизу слабозакрепленную филенку, кото­рую можно выбить ногой при невозможности открыть дверь. Двери общественных мест открываются наружу. Из главной противопожарной зоны должно быть не ме­нее двух выходов на открытую палубу. Из машинного помещения, туннеля гребного вала, общественных мест (вместимостью более 30 чел.) должно быть не менее двух выходов в разных концах помещения. Пути эваку­ации людей ограждаются огнестойкими или огнезащит­ными выгородками.

1.7. Условия ликвидации пожара. Пожар можно лик­видировать следующими способами.

Удаление горючего вещества способ малоэффекти­вен, так как удалить горючее вещество непосредственно из очага пожара очень сложно. Его используют для пред­упреждения распространения пожара, для чего убирают все горючие вещества, находящиеся вблизи пожара.

Прекращение поступления кислорода — при умень­шении содержания кислорода в воздухе ниже 16% пожар прекращается. Свойствами изоляции пожара от притока свежего воздуха обладают некоторые огнегасительные средства. Наиболее эффективно применение этого способа в закрытых помещениях. Необходимо по­мнить, что некоторые вещества, относящиеся к классу окислителей (нитраты, хроматы, хлораты и др.), при нагревании сами выделяют кислород, и их горение нельзя локализовать, прекратив поступление воздуха.

Прекращение потока теплоты — наиболее распро­страненный способ. При подаче в зону пожара веществ, обладающих большой теплоемкостью, снижается тем­пература в очаге пожара, и он затухает.

Прерывание цепной реакции способ эффективен для предупреждения взрывов. В зону пожара подаются специальные вещества, которые воздействуют непосредственно на молекулярную структуру соединений, образующихся в ходе цепной реакции пожара.

Локализовать очаг пожара можно следую­щими способами: удалить горючее вещество; перекрыть доступ кислорода; аннулировать источник теплоты; разрушить цепную реак­цию пожара.

 

2. Горючие вещества, их свойства.Все горючие ве­щества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.

Древесина и древесные материалы обладают горю­честью и в зависимости от температуры и притока воз­духа могут обугливаться, тлеть и гореть. Максимальная пожаробезопасная температура 100 °С, при температуре около 204 °С - самовоспламеняются. Скорость горе­ния зависит от притока воздуха, содержания влаги и др. Наиболее быстро сгорают тонкие древесные изделия большой площади. Продуктами сгорания являются: двуокись углерода, водяной пар, окись углерода, альде­гиды и кислоты. В начальной стадии пожара могут вы­делять много дыма.

Текстильные и волокнистые материалы в зависимос­ти от состава волокон имеют температуру воспламене­ния 400-600 °С. Растительные волокна легко воспламе­няются и хорошо горят, выделяя много густого дыма. Частично сгоревшие растительные волокна могут само­воспламеняться; сильно разбухают под воздействием воды. При горении выделяется большое количество ед­кого плотного дыма.

Шерсть тлеет, обугливается и является своеобраз­ным аккумулятором теплоты, что способствует усиле­нию пожара. Для тушения горящей шерсти требуется большое количество воды. Горение сопровождается густым серовато-коричневым дымом, в котором содер­жится высокотоксичный цианистый водород. При обуг­ливании шерсти получается липкое черное вещество, напоминающее деготь.

Шелк - наиболее опасное в пожарном отношении волокно; плохо воспламеняется и горит, но накапливает большое количество теплоты. Влажный шелк может самовоспламеняться, при воспламенении кипы шелка признаки пожара появляются только при выбивании пламени на поверхность. Для тушения требуется много воды. При тлении шелка образуется пористый уголь и выделяется светло-серый дым, вызывающий сильное раздражение дыхательных путей. При определенных ус­ловиях образуется цианистый водород.

Примечание. При сильном пламени многие из перечисленных материалов сгорают полностью, выделяя черный дым.

Пластмассы и резинаимеют свойства горючести, за­висящие от химического состава и формы изделий — твердые штампованные изделия, листы, пленки, пенопласты и др. (табл. 27.).

Воспламеняющиеся жидкости по степени воспламе­няемости делят на несколько классов. Все воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость ис­парения нарастает с повышением температуры. Пары в концентрации с воздухом взрывоопасны, особенно в за­крытых объемах (цистернах, танках).

Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки 32 °С. После высыха­ния краски сохраняют горючесть. Жидкие краски горят очень интенсивно с выделением плотного дыма и ток­сичных паров. При нагревании закрытых емкостей, в которых хранятся краски, происходят взрывы.

Воспламеняющиеся газыможно разделить на две группы: газы, образующиеся при нагревании жидких и твердых веществ; газы, хранящиеся в емкостях (в сжа­том газообразном, сжиженном, криогенном состояни­ях). При хранении или образовании газов в закрытых емкостях в случае появления источника теплоты (пожа­ра) резко возрастает вероятность взрыва.

 

Любое горючее вещество при воздействии на него теплоты становится источником по­жара. Особенно пожароопасные некоторые синте­тические материалы и легковоспламеняющие­ся жидкости, требующие специальных условий хранения.

 



2015-12-15 3972 Обсуждений (0)
Конструктивная противопожарная зашита судна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конструктивная противопожарная зашита судна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)