Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Общая характеристика воображения как психического процесса



2015-12-15 1926 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общая характеристика воображения как психического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Определение понятия. Специфика воображения как психического процесса. Психологические механизмы воображения. Психологическая характеристика воображения как творческого процесса. Способы создания образов воображения. Виды воображения.

Определение понятия. Воображение – психический процесс создания новых субъективных образований: образов, целей, мыслей, схем поведения, планов.

По своим функциональным возможностям воображение напоминает мышление. Как известно, мышление представляет собой процесс преобразования имеющихся знаний и порождения новых знаний.

Основное отличие воображения от мышления заключается в том, что воображение актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой и противоречивостью условий. Другая отличительная особенность воображения заключается в относительной свободе от логических правил и условностей. Еще одна отличительная особенность воображения по сравнению с мышлением – более тесная связь с эмоциями и чувствами, эмоции стимулируют работу воображения.

Специфика воображения как психического процесса.Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник на рубеже XIX-XX вв. (Т. Рибо, Л.С. Выготский). Особую актуальность приобрели исследования по изучению природы творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев). Созданы диагностические методики с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М.Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец и др.).

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Известно, что все познавательные процессы имеют отражательный характер. Необходимо определить качественное своеобразие и специфику воображение как психического процесса.

По мнению некоторых психологов (С.Л. Рубинштейн) воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта, времени, пространства. Важной особенностью воображения по определению С.Л. Рубинштейна, является «отлет от действительности», когда на основе одного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления.

Психологические механизмы воображения.Внимательный анализ созданных воображением образов позволяет узнать в них известные образы. Но в новом образе они преобразованы, изменены, соединены в необычных сочетаниях. В этой особенности новых образов и состоит основной механизм работы воображения. Другими словами, сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы, и предметы, возникла на заре человечества вместе с трудом. Создавая элементарные орудия труда, и предметы обихода, человек переносил функции руки и других органов на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал – на глину. Другими словами, человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, т.е., сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей.

Таким образом, в основе всякого изобретения лежит работа воображения, т.е., умение отделять одни свойства предметов и переносить их на другие.

В процессе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях, мечтах людей.

Психологическая характеристика воображения как творческого процесса дана французским психологом Т. Рибо. Он раскрыл двойственную природу воображения, т.е., связь с опытом и преобразование опыта. Основной механизм воображения – диссоциация и ассоциация элементов опыта, т.е., разъединение и объединение их в новых сочетаниях.

Рибо описал способы создания новых образов: агглютинация, преувеличение и преуменьшение, схематизация, типизация.

Способы создания образов воображения.Образы,воссоздаваемыев процессе воображения, не могут возникнуть из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта человека. Создание новых образов проходит два этапа: анализ полученных от реальности впечатлений и синтез, т.е., образование новых сочетаний и связей.

Простейшей формой синтеза является агглютинация, т.е., создание нового образа путем присоединения частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут быть образы, создаваемые в искусстве и техническом творчестве.

Другой формой синтезы является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа создаются литературные персонажи.

Следующей формой синтеза является схематизация. Приемом схематизации пользуются маленькие дети, когда в своих рисунках искаженно представляют реальность в результате ее неполного и поверхностного восприятия. Приемом схематизации пользуются взрослые, когда сознательно направляют внимание на существенные черты или свойства и в результате сводят представление до определенной схемы.

При создании новых образов используется еще один способ, который называется акцентированием. Так при создании художественных образов или в искусстве автор использует большой реальный материал, типизирует его и воплощает в конкретном образе, выделяя существенные типичные черты.

Виды воображения.Процессы воображения, как и процессы памяти, различаются по степени произвольности или преднамеренности. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых причудливых сочетаниях.

Сновидения всегда интересовали людей и порождали множество вопросов. Что означают сны? Как объяснить тот факт, что без каких-либо движений можно испытывать ощущения кружения или резкого падения? Как понять присутствие других людей в сновидениях?

Фрейд и психоанализ дают на эти вопросы ответы психологического характера. В них преобладает мысль о том, что сновидения представляют собой скрытое выражение наших желаний. Фрейд рассматривал сны как путь к изучению бессознательного. По его мнению, достаточно истолковать элементы сновидений как некие символы, чтобы прийти к пониманию влечений и конфликтов, вытесненных в подсознание. Так, например, если мужчине снилось, что он, обрабатывая поле, ломает лемех своего плуга, то это можно объяснить его недостаточной половой потенцией или неосознанными проблемами в его отношениях с партнершей.

К. Юнг говорит о существовании коллективного бессознательного, которое стало общим для представителей человечества со времени его появления. Предполагается, что коллективное подсознание состоит из архетипов, т.е., первичных образов, таких, как образы матери, отца, мудрого старца и др.

Успехи в области психофизиологии позволили выдвинуть новые гипотезы, объясняющие механизм сновидений человека, которые иногда дополняют высказанные Фрейдом и Юнгом, но, чаще всего, расходятся с ними.

Основываясь на новых данных о работе мозга, исследователи высказывают мнение о том, что сновидения обусловлены скорее физиологическими механизмами. Их гипотеза состоит в том, что сновидения – это результат осуществляемого корой мозга синтеза тех сигналов, которые идут из различных зон мозга, активируемых во время парадоксального сна (эта стадия быстроволнового сна, которая наступает через 80 минут после засыпания и длится примерно 15-20 минут).

Сейчас известно, что за эту фазу сна ответственна определенная область в средней части мозгового ствола, называемая ретикулярной формацией. Опыты, проведенные на животных, показали, что у животного, лишенного большей части мозга, но сохранившего ретикулярную формацию, периоды парадоксального сна не исчезают.

Ретикулярная формация состоит из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области. Там они соединяются с клетками верхних участков ствола мозга, ответственных за характерную картину волн ЭЭГ при парадоксальном сне, с клетками центров, управляющих движениями глаз, а также с клетками нижележащей области, от которых зависит расслабление мышц в этой фазе сна. Кроме того, главная функция ретикулярной формации состоит в том, чтобы избирательно возбуждать высшие центры влечений и эмоций.

Ретикулярная формация активирует различные сенсорные зоны, прежде всего, зрительные, а также слуховые, осязательные, вестибулярные центры, ответственные за положение тела в пространстве. Таким образом, во время сна возникают зрительные, слуховые и тактильные образы, ощущения легкости, вращения или потери равновесия.

Что касается интенсивной моторной деятельности, переживаемой человеком во сне, когда он «прогуливается», «бежит» или «взбирается на что-то», то она связана с активацией тех структур ствола мозга, которые отвечают за координацию движений, программируемых высшими центрами. Эти структуры действую автоматически, поэтому слабо контролируются корой мозга. Хотя в период парадоксального сна их действие блокируется ретикулярной формацией, само «программирование» все же остается нетронутым и порождает впечатление движений, будто бы совершаемых во сне.

Когда в сновидении появляются другие люди, это может быть результатом смешения внутренней активации, внешних раздражителей, а также черт характера спящего, его воспоминаний и проблем, с которыми он сталкивался во время бодрствования. Эти различные элементы оказываются тогда спровоцированными на физическое окружение, на животных или человека, проявляющихся в сновидениях.

Сон отражает мотивацию человека. Во время сна клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, отвечающим за влечения и инстинкты. Символы, формирующие картину сна, - это своего рода знаки влечений, которые можно расшифровать. Влечения вплетаются в ткань сновидения вместе с продуктами сенсорной и двигательной активации. Кора мозга осуществляет синтез этих элементов, и в конечном итоге, это выражается более или менее осмысленным сновидением.

Другие ученые делают акцент на связи, которые можно установить между тем, как человек оценивает события дня, и тем, что он видит во сне. По нению некоторых авторов, у людей частота тревожных снов пропорциональна количеству трудностей, с которыми они сталкиваются во время бодрствования. Означает ли это, что обеспокоенные люди спят хуже?

По мнению ряда исследователей, интенсивная работа мозга имеет своей целью помочь человеку разрешить проблемы во время сна. Сновидения выполняют терапевтическую функцию – во время сна человек легче воспроизводит пережитые события угрожающего характера и способен с большим реализмом относиться к некоторым проблемам.

Произвольное воображение проявляется, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов. В этом случае процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. Среди различных форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда необходимо воссоздать образ на основе описания или изображения. С этим видом воображения мы встречаемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также, когда знакомимся с литературными персонажами. Разновидностью воссоздающего воображения является пространственное воображение, когда представление о предмете создается на основе схем или чертежей. В этом случае процесс воображения связан с мышлением и памятью.

Следующий вид произвольного воображения – творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимый материал.

Особой формой произвольного воображения является мечта. В мечте человек выражает образ желаемого будущего, строит планы в отношении будущего и определяет пути достижения их. Такая мечта является активным процессом.

Но для некоторых людей мечта выступает в качестве замещения деятельности, как мечтательность или грезы.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите аргументированное эссе на тему «Является ли мечта видом воображения?», взяв за основу материал следующего источника: Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб: «Питер», 2009. С. 95-96.

 



2015-12-15 1926 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общая характеристика воображения как психического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Общая характеристика воображения как психического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1926)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)