Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Воображение и творчество



2015-12-15 1279 Обсуждений (0)
Лекция 2. Воображение и творчество 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Подходы к изучению проблемы связи воображения и творчества. Современный взгляд на природу воображения, способностей, творчества в отечественной психологии. Функции воображения в творческой деятельности человека.

Подходы к изучению проблемы связи воображения и творчества.

Прежде чем приступить непосредственно к проблеме связи воображения и творчества, следует отметить, что данный феномен изучался долгое время. Одной из самых ранних концепций воображения следует считать взгляды Лукреция Кара, который трактует воображение как результат случайного совпадения во времени и пространстве образов или их составных частей, воспринятых из реальности. Подобные взгляды были восприняты Юмом, а позднее – представителями ассоциативной психологии. Однако проблема воображения была неразрешима в психологии В. Вундта, т.к., все виды психической деятельности рассматривались как «комбинирование уже бывших в сознании элементов и образов».

Особенно трудным для понимания (с позиций ассоциативной психологии) было явление так называемого творческого воображения, то есть воображения, которое создает новые образы не по имеющемуся образцу, а самостоятельно. Здесь на первый план выдвигаются присущие воображению моменты создания новых образов, которых не было в сознании, не было в прошлом опыте. В. Вундт определял творческое воображение как случайную своеобразную комбинацию ранее известных элементов. С одной стороны, данный вывод был верен, указывая на то, что воображение витает не по прихоти, а тесно связано с предыдущим опытом человека. Недостаток же данного определения состоял в утверждении случайности комбинаторики воображения. Там, где психологи ассоциативной школы пытались доказать, что воображение есть детерминированная деятельность, что полет фантазии совершается закономерно, они были правы. Но, наряду с этим, они обходили проблему возникновения новых элементов воображения.

Исходя из невозможности объяснения природы воображения с точки зрения ассоциативистов, сторонники интуитивистической психологии нашли другой подход к проблеме. Воображение, с точки зрения интуитивистов, есть некое изначальное свойство человеческого сознания. По их мнению, любой психический процесс происходит из воображения, так само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя и то, что воспринимает из внешней действительности.

Классический психоанализ также интерпретирует воображение как изначальную, врожденную форму психической активности. По Фрейду, воображение – первичный подсознательный процесс, полностью отвечающий принципу удовольствия в детском «грезящем» существовании, которое позднее отступает под напором принципа реальности.

Противоположная точка зрения высказывается Л.С. Выготским, который утверждает сознательность воображения на основе реальности. Ребенок получает удовольствие не от «галлюцинаторного», а от реального удовлетворения потребности. Л.С. Выготский также подчеркивал вербальную природу воображения. Таким образом, по Выготскому, воображение, есть высшая форма психической деятельности, а не первичное свойство психики, как утверждали Фрейд и интуитивисты.

Современный взгляд на природу воображения, способностей, творчества в отечественной психологии. С позиций современной отечественной психологии, воображение есть не априорное свойство сознания, из которой развиваются все остальные формы психической деятельности, а высшая сложная форма деятельности развитого сознания, состоящая в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Из определения следует, что воображение есть сознательный процесс создания новых образов.

Таким образом, воображение, с одной стороны, тесно связано с внешним материальным миром и предыдущим опытом человека, так воображение есть комбинация ранее воспринятых в реальности элементов. Это отмечают и художники, рефлексируя собственный творческий процесс. Например, знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер писал: «…ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазии ни одной прекрасной фигуры, если он не заполнил таковыми свою душу в результате постоянной работы с натуры».

Представитель французской реалистической живописи XIX века Г. Курбе писал: «Воображение в искусстве состоит в том, чтобы уметь найти полное выражение существующей вещи, но отнюдь не в том, чтобы предположить или выдумать эту вещь». С другой стороны, воображение является индивидуальным и интимным психическим процессом, так в процессе воображения создается новый, существующий только в сознании индивида, объект.

Все виды воображения играют определенную роль в творческом процессе и непрерывно связаны между собой, следует рассмотреть каждый вид подробнее. Вспомним из предыдущей лекции о видах воображения.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено, главным образом, вовне, человек занят в основном средой, обществом, и меньше, внутренними, субъективными проблемами. Активное воображение поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и прочее. Этот вид воображения является одной из форм отражения и связан с мышлением и памятью.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события. Основу прогнозов антиципирующего воображения составляют, с одной стороны, материалы памяти о прошлом и настоящем, а с другой стороны, понимание логики развития определенных событий.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные, оригинальные продукты деятельности. Однако, самостоятельность создания новых образов творческим воображением относительна. Как уже было сказано, воображение всегда связано с реальностью.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью, неосознанные потребности личности. По определению, подобное воображение аутично, оно обслуживает внутренние желания, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными.

Остановимся подробно на творчестве как особом виде деятельности.

Творчество обладает общей структурой с любой деятельностью. В творчестве, как и в любой деятельности осуществляются макроструктурные принципы активности (человеческая деятельность подчиняется не логике внешних воздействий, а логике внутренней цели), целенаправленности (наличие образа желаемого результата, т.е., цели), единства сознания и поведения (действие обязательно включает в себя акт сознания – постановка и удержание цели и акт поведения, предметности (действия человека предметны, они реализуют производственные и культурные цели). Но творчество обладает рядом специфических свойств:

1. Творчество не имеет четко очерченных задач. Рождение идеи, замысла инициируется самим творцом. Творцу необходимо провести анализ потребностей человека, самостоятельно подобрать содержание и формы подачи материала в своем произведении.

2. Творчество сугубо индивидуально. Оно не регламентировано временем и социумом, требует самоорганизации.

3. В творчестве большую роль играют индивидуальные черты творца (тип ВНД, направленность личности, мотивация и пр.), формирующие способности.

Итак, нами упоминается необходимость наличия способностей для успешного осуществления творческой деятельности. Рассмотрим данный феномен подробнее.

Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами творческой деятельности и к их успешному осуществлению. Согласно теории Б.М. Теплова, в способностях к творческой деятельности немаловажную роль играют две группы особенностей. С одной стороны, это эмоциональные и сенсорные особенности, необходимые для конкретного вида деятельности (например, музыкальный слух, тонкое цветовое зрение и проч.), и с другой стороны, особенности, которые нужны как для творчества, так и для других видов деятельности (особенности внимания, воли, воображения и проч.). Из подобной классификации был сделан общий вывод об общих и специальных способностях. Однако, здесь важно отметить, что специальные способности не являются чем-то изолированным в человеке, они существенно зависят от особенностей личности (в том числе и от особенностей протекания психических процессов: памяти, мышления, воображения и проч.).

Функции воображения в творческой деятельности человека. Как было уже сказано, присутствие развитого воображения является одним из условий успешного осуществления творческой деятельности. Раскроем роль воображения в творческом процессе.

1. Воображение выполняет так называемую проспективную функцию. Воображение обеспечивает преднамеренный, проспективный процесс, предвосхищающий результат тех или иных действий. Каждый человек использует антиципирующее воображение: от аборигена Австралии до архитектора или инженера, представляющих план своего будущего сооружения.

В искусстве проспективная функция антиципирующего воображения может приобретать более сложные формы, выступая как предсказание, предвосхищение. Подобные пророчества, получившие в искусствоведении имя «кассандровского начала» особенно характерны для литературы (утопия и антиутопия, научная фантастика). Одна из примечательных особенностей интеллектуальной деятельности человека – способность к «прыжку» через «разрыв информации». Это способность обнаружить сущность современных и даже грядущих явлений, не обладая достаточными исходными данными. Здесь необходимо отличать «дух Кассандры» в искусстве от научного прогнозирования. Если ученый способен умозаключить о будущем (в большей степени задействовано логическое мышление), то художник может его только представить (воображение).

Однако, в действительности оба этих пути переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Ярким примером подобного взаимодействия может служить научная фантастика в литературе. Фантастика – сфера максимальной свободы творческого воображения художника. С одной стороны, данный жанр характеризуется глобальным охватом психологических, экономических, политических и социальных тенденций развития современного общества, с другой стороны, строит на основе этих данных проекции современности в будущее, что, по сути, основывается на преобразовании элементов реальности в аналитико-синтетическую структуру образов воображения.

2. Представление действительности в образах и оперирование образами. Образы, возникающие в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Таким образом, в процессе творчества и ученый и художник опираются на определенный фактический материал, но относятся к нему по-разному. Для ученого отступление от факта равносильно фальсификации, а художник свободно отступает от факта. По мнению многих искусствоведов, отступление от факта просто необходимо: С.К.Маковский (1877-1962), В.Г. Белинский (1811-1848), Д.Дидро (1713-1784), хоть и представляют три совершенно разные эпохи в искусстве, сходятся на мнении о примате выражения автора в произведении искусства, при этом отображение факта, натуры уходит на второй план. Именно через выражение личностного в искусстве выражается подлинная сущность вещей: призвание художника – открывать то, что другие не видят….

Особенно уход от реальности в сторону выражения личности художника ярко проявляется в абстрактном искусстве. Как говорил признанный мастер абстрактного искусства, П. Пикассо, «Одни хотели изобразить мир таким, каким они его видели. Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю», подчеркивая тем субъективность своих произведений.

Искусство, в том числе и способ осмысления, освоения мира помогает найти свое место в жизни, как самому творцу, так и зрителю. Как было уже отмечено нами, воображение основывается на данных из окружающего мира. Данная точка зрения является основной в отечественной психологии. Однако, некоторые аспекты теории психоанализа о бессознательности воображения и художественного творчества находят подтверждение (например, проективная рисуночная методика «Несуществующее животное» основана на подсознательной и осознанной проекции переживаний, представлений, стремлений.

Собственно художественный образ и образ воображения близки, так как процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть, носят аналитико-синтетический характер. Творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы при формировании обычных образов воображения.

Создание образов воображения происходит в два основных этапа. Первый этап характеризуется анализом («расчленением») полученных из реальности впечатлений, а второй состоит в преобразовании реального образа путем синтеза различных его частей. Таким образом, новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании благодаря операциям анализа и синтеза.

Синтез может проходить в различных формах. Самой распространенной формой является агглютинация – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Агглютинация может осуществляться также путем включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями формируются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов приобретает новое значение.

Кроме агглютинации в создании образов воображения участвуют такие процессы, как увеличение или уменьшение объекта (в литературе это выражено в художественных приемах гротеска и литоты), схематизация (либо появляется в результате неверного восприятия, либо восполнения забытого, либо в результате сознательного отсечения второстепенных деталей), акцентуация (подчеркивание наиболее типичных признаков образа). Эти образы нередко эмоционально окрашены, отсюда следующая функция воображения.

3. Эмоциональное влияние воображения проявляется в двух аспектах. Первый аспект – эмпатическое видение. Это видение возникает тогда, когда человек начинает «входить» при помощи воображения в состояние другого человека, сопереживать ему. Данный феномен, получивший название «эмпатия» близок, по сути, активному воображению. Подобное вхождение в образ характерно для писателей, художников, актеров и других представителей творческих профессий. Кроме того, благодаря воссоздающему воображению, человек, воспринимающий искусство, (зритель или читатель), может эмоционально воспринимать произведения. Искусство, действительно, передает эмоции через воображение, но это не есть простая заразительность. По части эмоциональной заразительности крик ужаса гораздо эффективнее самой талантливой трагедии. Чувство первоначально индивидуально, а через произведения искусства оно становится общественным или обобщается. Искусство есть концентрация жизни, оно исходит из определенных жизненных чувств. По мнению некоторых искусствоведов, искусство не обязательно создает новую эмоцию, зачастую искусство «приободряет психику, успокаивает взбудораженную душу и прогоняет страх».

Второй аспект связи эмоциональных состояний с воображением – хранение опыта в эмоционально-образной форме. Для творца образы воображения, хранящиеся в памяти, как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы и идет творческий поиск их решения. Как писал Дени Дидро, «…испытав воздействие со стороны самого предмета, душа вторично испытывает его - благодаря воспоминанию; но у человека гениального воображение не останавливается на этом: он припоминает идеи с чувством более ярким, так как с этими идеями соединяются тысячи других, которым более свойственно пробуждать чувство…». То есть значимые воспоминания для человека гениального не мертвы – они наполнены особым эмоциональным смыслом.

Таким образом, роль воображения в творческом процессе заключается в следующем:

1. Воображение обеспечивает постановку и удержание цели, предвидение результатов деятельности.

2. Воображение позволяет представлять перед «внутренним взором» непосредственно не воспринимаемые предметы (построение внутреннего образа).

3. Воображение обеспечивает переработку, комбинацию образов.



2015-12-15 1279 Обсуждений (0)
Лекция 2. Воображение и творчество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Воображение и творчество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)