Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Общее представление о внимании



2015-12-15 695 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общее представление о внимании 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Проблема определения внимания в психологии. Изучение внимания в рамках психологии сознания. Изучение внимания в когнитивной психологии. Периферические и центральные механизмы внимания. Теории внимания.

Проблема определения внимания в психологии.Прежде чем приступить к изложению содержания лекции, предлагаю послушать индусскую сказку о том, как один властелин выбирал себе министра. Все желающие занять этот пост подвергались трудному испытанию. Надо было пройти по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не пролить ни капли. По пути «идущих» отвлекали, пугали – и они проливали молоко. «Это не министры»,- говорил властелин. На пост министра был назначен человек, который не только не пролил ни капли молока, но даже не слышал ни криков, ни выстрелов. Как он сам объяснил, он только и смотрел на молоко.

«Как вы думаете, почему, выбирая министра, властелин, прежде всего, испытывал его внимание?»

Внимание создает наилучшие условия для деятельности человека. Кроме этого, внимание выполняет биологическую функцию – оно помогает своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и собственном организме.

Что такое внимание? Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого нет единого мнения. Некоторые склонны считать внимание самостоятельным психическим процессом, другие утверждают, что внимание присутствует в любом другом психическом процессе. Они говорят, что нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда на что-то направлено.

Таким образом, внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чем-то определенном.

Под направленностью психической деятельности понимают ее избирательный характер, т.е., выделение из потока информации значимых для человека предметов, явление или выбор определенного рода деятельности.

Сосредоточенность внимания связана с отвлечением от всего постороннего. Неумение отвлечься от посторонних раздражителей затрудняет решение задачи.

Изучение внимания в рамках психологии сознания.Проблема внимания впервые разработана в рамках психологии сознания. В работах немецкого психолога В.Вундта внимание относится к процессам, через которые происходит четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в систему прошлого опыта. Вхождение какого-либо содержания в сознание Вундт назвал перцепцией или восприятием, а фокусировку сознания на отдельных элементах содержания – апперцепцией или вниманием. Прибор тахистоскоп, изобретенный Вундтом, позволял предъявлять зрительные стимулы на строго определенное время и исследовать количественные границы внимания или объем.

Оригинальную концепцию внимания создал американский психолог У.Джемс. Он писал о потоке сознания, как постоянно сменяющих друг друга неповторимых состояний. Важной характеристикой сознания, по Джемсу, является его селективность, т.е., отбор одних состояний и отвлечение от других. Происходит это благодаря вниманию. Однако, внимание, предоставленное самому себе, так называемое непосредственное внимание, имеет естественную наклонность переходить от одного впечатления к другому, как только объект становится не интересным. Если же мы хотим сосредоточить внимание, на определенном объекте, то нам необходимо открывать в нем все новые и новые стороны. Наличие этой способности Джемс объяснял степенью интеллекта. Он утверждал, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный, неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго сосредотачивать внимание на одном объекте. Так как и В.Вундт и У. Джемс, первыми изучавшие внимание, были психологами интроспекционистами, им возразили психологи бихевиористы, которые считали, что психология должна иметь дело с объективными научными данными. С этого времени работы по изучению внимания приостановились.

Изучение внимания в когнитивной психологии.С развитием информационных технологий возобновились исследования внимания. Одним из главных вопросов при изучении внимания в когнитивной психологии был вопрос о селективности внимания. Был разработан метод исследования селективного внимания, который получил название дихотомического прослушивания. Было проведено множество экспериментов, результаты которых привели к созданию фильтрационных моделей внимания. Были открыты возможные способы фильтрации поступающей к человеку информации и способы ее обработки.

Периферические и центральные механизмы внимания.Теперь остановимся на вопросе о том, с помощью каких механизмов мы направляем внимание на интересующие нас объекты.

За последние несколько лет в понимании механизмов внимания были сделаны важные достижения. Ученых интересовали два вопроса: посредством каких структур мозга осуществляется психологический акт выбора объекта внимания и чем различается последующая нервная обработка сопровождаемых и игнорируемых вниманием стимулов?

Среди механизмов внимания выделяют механизм ориентировочного рефлекса, который представляет врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у человека и животных. Однако, внимание человека может быть объяснено не только ориентировочным рефлексом. Существуют механизмы, способные выделить раздражитель из массы других раздражителей. К ним относят периферические и центральные механизмы.

К периферическим механизмам относят настройку органов чувств. Так, прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При сильном звуке напряжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.

С точки зрения когнитивной психологии внимание – фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е., на периферии. Было установлено, что информация отбирается по физическим характеристикам. Так, один из представителей когнитивной психологии У.Нейсер назвал периферические механизмы внимания предвниманием. К ним относят выделение фигуры и фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможении других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного нервного возбуждения. В свою очередь сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражителя. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга осуществляется по определенным законам. Так, согласно закону индукции, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других областях (одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

Участок коры, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения. Здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Согласно закону доминанты, открытому А.А.Ухтомским, в коре головного мозга всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий поведению человека определенную направленность. Благодаря доминанте происходит накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще более усиливается. Этим свойством доминанты можно объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Развитие современной науки привело к появлению ряда концепций о нейрофизиологических механизмах внимания. Установлено, что у человека в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической в лобных долях мозга. Эту активность связывают с работой особого типа нейронов – «детекторов новизны» и «нейронов ожидания». Первый тип нейронов – нейроны новизны активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них, нейроны ожидания возбуждаются только при встрече с объектом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах объектов, и в зависимости от возникающих потребностей, внимание может быть сосредоточено на той или иной их стороне.

Теории внимания.Среди психологических теорий внимания известны моторная теория внимания французского психолога Т.Рибо, теория волевого внимания Н. Ланге, теория Д.Н. Узнадзе о связи внимания с установкой, концепция внимания в рамках теории ориентировочно-исследовательской деятельности П.Я.Гальперина.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу с описанием различных теорий внимания, используя материал источника: Маклаков А. Г. Общая психология СПб: Питер, 2014. С. 360-363.

2. Какую основную функцию выполняет внимание в деятельности человека? Что по этому поводу пишет П.Я. Гальперин? Ответьте, используя материал источника: Психология внимания: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва АСТ, 2008.



2015-12-15 695 Обсуждений (0)
Лекция 1. Общее представление о внимании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Общее представление о внимании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)