Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Понятие об эмоциях и чувствах



2015-12-15 1237 Обсуждений (0)
Лекция 1. Понятие об эмоциях и чувствах 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций. Характеристика эмоций в классификации А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Развитие эмоций в онтогенезе.

Определение эмоций и основные аспекты их изучения.Эмоции – это особый класс психических явлений, процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами индивида и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на него предметов и ситуаций.

Говоря о переживанияхчеловека, употребляют два термина: эмоции и чувства. В широком смысле слова эмоции ичувства используют как синонимы, в узком смысле – под эмоциямипонимают переживание отношений, возникающие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативно-оценочный характер. Чувства более устойчивы и более длительны.

Эмоции связаны с потребностями и мотивами. С.Л. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей.

А.Н. Леонтьев: «Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций в том, что они отражают отношения между потребностями и мотивами и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

Различные аспекты изучения эмоций:

1) Эмоция как психическое явлениеизучал В. Вундт. Психические явления по Вундту включают 2 элемента сознания – объективный и субъективный. Объективный элемент сознания – это ощущения, субъективный – чувства. Они сходны в том, что обладают качеством и интенсивностью. В отличие от ощущений чувства всегда относятся к объекту в целом, они выполняют функцию синтеза, чувства объединяют сумму ощущений. Мы выражаем эмоциональный отклик не на отдельные звуки, а на мелодию в целом.

В.Вундт выделил несколько параметров чувств: удовольствие-неудовольствие; возбуждение - успокоение; напряжение – разрядка.

2) Эмоция как психотелесное состояние.Этот аспект эмоцийизучают физиологи, биологи и психологи. Джемс говорит, что эмоция будет неполной без своего телесного выражения.

Можно выделить 3 группы внешних выражений эмоций:

а) поведенческие выражения эмоций изучал Ч. Дарвин, автор эволюционной теории эмоций. Он описывает приспособительные и выразительные движения, изменение мимики, пантомимики. У человека эмоциональные состояния могут передаваться в речи.

б) физиологические и вегетативные показатели эмоций, которые проявляются в изменениях привычных реакций организма – изменение дыхания, сердцебиения, кожно-гальваническая реакция – падение сопротивляемости кожи. Известны опыты О.К. Тихомирова и Ю. Виноградова, которые получили название «Эмоциональное решение задач». В этих опытах испытуемый решал несложные шахматные задачи. Фиксировались 3 вида активности: 1) речевая активность; 2) движения глаз; 3) электросопротивление кожи. В речи фиксировались характерные междометия: «ага», «вот», «нашел»; в движениях глаз – резкое сужение зоны ориентировки; в электросопротивлении кожи – кожногальваническая реакция. Это явление получило название феномена эмоционального предвосхищения решения задач. Истинного решения задачи не наступило, а эмоциональная реакция уже есть. Эмоциональное решение не гарантирует подлинного решения, но всегда предшествует ему.

в) биохимические изменения – резкий выброс адреналина в кровь. Подробно описал эти изменения канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – напряженность в организме как часть общего адаптационного синдрома. Операциональный стресс необходим для поддержания деятельности. «Боль – тот уровень напряженности, который помогает мне размышлять».

3. Эмоция как психический процесс- это вопрос об условиях возникновении эмоций, их протекании во времени. Одной из первых теорий эмоций была теория американского психолога Джемс и датский физиолог Ланге.

Шехтер – испытуемым давали один препарат, который вызывал периферические изменения. Потом испытуемых делили на 2 группы и просили записывать, что будет происходить в эмоциональной сфере. Испытуемые переживали ту же эмоцию, которую демонстрировал помощник экспериментатора. Периферические изменения одинаковы, но различно их осознание.

Функции эмоций.Выделяют 3 группы функций эмоций:

1 группафункции оценки. Оценка относится, как правило, к текущим событиям. Есть теория эмоций П. Симонова, где оценочная функция играет главную роль. Эмоция является следствием 2 факторов – потребностей и различия между требуемой информацией для удовлетворения потребности и реальной информацией. Это различие между требуемой информацией и реальной информацией для удовлетворения потребности оценивает эмоция.

Если событие произошло, то оценочная функция эмоций называется следообразующей – эмоциональная или аффективная память. Если событие еще не произошло, то оценочная функция эмоция заключается в предвосхищении ситуаций.

2 группа функцийфункции побуждения к действию и организации ситуации, в которой действие предстоит.

К действию побуждает мотив по Леонтьеву. Но к действию побуждает и сама эмоция. Любая эмоция мобилизует внутренние ресурсы организма к действию. Функция подкрепления, например, условных реакций. Можно выделить положительное и отрицательное подкрепление, соответственно эту функцию может выполнять положительная и отрицательная эмоция.

Эмоция структурирует ситуацию для ее понимания, например, конфликтную ситуацию. Эмоция может отражать само переживание конфликта, содержащееся в ситуации. Эмоция помогает разрешить ситуацию.

Однако, эмоция также способна разрушить ситуацию. В этом случае речь идет о сильных природных эмоциях – аффектах, когда из последних сил организм пытается себя защитить. Тогда эмоции на социальном и личностном уровне дезорганизуют деятельность.

3 группафункции экспрессии. Эмоции выполняют функцию общения, функцию коммуникации. На каждом из уровней эмоция выполняет свою функцию:

а) на природном уровне – сигнальную функцию;

б) на социальном уровне – знаковую функцию (через мимику, пантомимику). См. книгу польского автора Яна Рейковского. Экспериментальная психология эмоций (Глава, посвященная социальному выражению эмоций).

в) на личностном уровне – возникает символическая функция эмоций – символ наличия личностной проблемы. Если эмоция сильна, например она связана с тревожным сном, то она свидетельствует об архитепической личностной проблеме.

Характеристика эмоций в классификации А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

Аффектэто кратковременная ярко выраженная непроизвольная и неконтролируемая защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности.

Аффект – это реакция на конкретную ситуацию.

Аффект кратковременная реакция, если он начался, он должен закончиться. Нет смысла его прерывать. Он должен быть пережитым как природная реакция.

Аффект – непроизвольная реакция, им невозможно управлять.

Аффект оставляет обобщенный след, тенденцию к накоплению. Аффективный след (по Фрейду – аффективный комплекс). Любая деталь повторившейся ситуации может вызвать вновь аффективное состояние.

Главный вопрос это вопрос о диагностике аффективных следов.

Аффект может нарушать различные виды человеческой активности, например, речевой активности. Отсюда метод диагностики – метод свободного ассоциирования. Критерий – когда речевая активность задерживается или нарушается (нетиповая ассоциация).

Своей речевой активностью человек может овладеть. Если аффект подавлен речью. Но может проявиться как нарушение движений. Методика А.Р. Лурии – методика сопряженных моторных реакций. Испытуемому предлагается отвечать и выполнять типовые движения. Если аффективный след не проявляется в речи, он разрушает моторную реакцию. Данный принцип положен в основу работы прибора - детектора лжи.

Аффективные состояния по модальности могут быть как негативными, например, гнев, так и позитивными, например, восторг.

Собственно эмоции – это эмоциональные переживания, возникающие в повседневных ситуациях жизни.

Сходство с аффектами. Эмоции и аффекты ситуативны, т.е., связаны с конкретной ситуацией.

Отличие эмоций от аффекта - аффект требует присутствия ситуации, а эмоция может предвосхищать ситуацию. Эмоции имеют идеомоторный характер – могут быть связаны с представлением ситуации.

Страх во время сдачи экзамена это аффект, а страх перед сдачей экзамена – это эмоция тревоги.

Тревожность может быть ситуативной, связанной с реальной ситуацией. Пример – предэкзаменационная тревожность – это нормальное состояние. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Устойчивая тревожность, связанная с воображаемой ситуацией, называется личностной тревожностью, она связана с какой-то личностной проблемой. Человек с личностной тревожностью оценивает явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие. Тревожные люди бояться трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.

По Фрейду источник тревоги в раннем детстве. Когда Фрейд говорит о взрослом человеке, то называет 4 источника:

1) Потеря любимого объекта;

1) Потеря любви со стороны этого объекта;

2) Потеря себя или части себя. Речь идет и о собственном теле.

3) Потеря любви к себе, которая выражается в печали и меланхолии.

От тревоги субъект пытается защититься. Такие защиты называются защитными механизмами. Они временно снимают тревогу, но скрывают ее причину. Поэтому рано или поздно тревога обнаружится вновь.

Тревога это всегда избегание чего-то. По Фрейду – это избегание прошлого опыта. В гештальтпсихологии сказали бы так – это избегание настоящего опыта. Тревога – это результат необоснованного забегания вперед. В гуманистической психологии тревога – избегание будущего, возможного опыта. Тревога это показатель того, что человеку нежелательно изменять представление о себе.

Личностная тревожность имеет природную основу. Так ученый В.Д. Небылицын предполагал, что лица со слабой нервной системой более склонные к тревожности, чем лица с сильной нервной системой. Это подкреплено результатами исследований. Высокотревожные имеют слабую нервную систему, следовательно, высокую активацию в покое, которая связана с возбуждающим влиянием на кору головного мозга ретикулярной формации. Кроме того, высокотревожным чаще всего присущи инертность нервных процессов, преобладание торможения.

Установлена связь между личностной тревожностью и успешностью обучения. Так, по данным Ч. Спилбергера, автора одной из методик на изучение личностной тревожности, студенты с высокой тревожностью в четыре раза чаще отчисляются из колледжа. Скорее всего, высокотревожным трудно выдерживать нервно-психическое напряжение, связанное со сдачей экзаменов и зачетов. Лица с высокой тревожностью менее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью.

Стресс. Стресс – совокупность неспецифических реакций организма, на предъявленные ему воздействия, и подготавливающих его к физической активности и сопротивлению.

Стресспредставляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека, проявляющееся в мобилизации организма и повышении активности человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.

Основатель учения о стрессе Г. Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) реакцию тревоги, во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) стадию сопротивления, отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) стадию истощения, которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье отвечает: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» – это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей... Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены».

Фрустрация - конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно непреодолимыми препятствиями на пути достижения высоко значимых целей.

В экспериментальной школе Курта Левина было проведено исследование реакции на фрустрацию. Исследователь Тамара Дембо. Опыт с цветком. Достать цветок, не выходя из круга. Ситуация фрустрации характеризуется наличием барьера. В данной ситуации 2 барьера: внутренний (относящийся к ситуации – круг, через который нельзя переступать), внешний барьер – связанный с принятием экспериментальной ситуации.

Реакции на фрустрацию:

1. Реакция агрессии.

2. Регрессия. Снижение уровня эмоционального реагирования. Проявление инструментальной регрессии – повторение безрезультатных попыток решить задачу. Познавательная регрессия проявляется как снижение уровня психического развития. Человек отказывается понимать ситуацию и переходит к более ранним уровням интеллектуального развития.

3. Реакция ухода. Испытуемый ушел от внутреннего барьера, но осталась нерешенная задача. Это имеет негативные последствия: оправдание собственного неуспеха – принижение цели. Если виноград недоступен – он кислый, зеленый и никому ненужный. Но это не дает выхода из состояния фрустрации. Реакция замещения – попытка заменить исходную ситуацию со сходной с ней.

4. Реакция фантазирования. Попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым. Испытуемый остается в ситуации и придумывает самые невероятные условия, в которых цель будет достигнута без его участия (наводнение и цветочек приплывет к испытуемому).

Чувства – это устойчивые внеситуативные личностно значимые эмоциональные состояния, которые управляются культурными средствами. Это предметы, выполняющие функцию символов.

Пример: мать рассердилась на ребенка – это проявление ситуативной эмоции, но мать продолжает любить ребенка – это чувство.

Чувства, в отличие от эмоций, всегда во все времена подкреплены какой-то символикой, которая помогает сохранять их, управлять ими. По Выготскому, средства управления чувствами сначала имеют внешний характер, потом становятся внутренними.

Чувства рождаются на основе природных аффектов – гнев, ярость – аффект, а ярость благородная – чувство ненависти к врагу.

Различают нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства.

Нравственные чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г. Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения.

Интеллектуальные (познавательные) чувствапорождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине,которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

В основе эстетических чувств лежит способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятием прекрасного. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк – от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств.Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций.

Страсть.Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание.Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой.

Настроение.Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся слабой выраженностью, зависит от общего самочувствия человека и его психофизиологического состояния.

Настроениепредставляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные.Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску. С.Л. Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны,когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

- в дифференциации эмоций;

- в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

- в развитии способов эмоционального реагирования.



2015-12-15 1237 Обсуждений (0)
Лекция 1. Понятие об эмоциях и чувствах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Понятие об эмоциях и чувствах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)