Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Теории эмоций



2015-12-15 1531 Обсуждений (0)
Лекция 2. Теории эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Теории, объясняющие механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений. Функциональные теории. Теории базовых эмоций. Эмоции и личность.

Выделяют три основных направления теорий эмоций:

1. Теории, объясняющие механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений.

2. Функциональные теории, в центре внимания этих теорий – механизм воздействия тех или иных эмоциональных явлений на сознание, поведение и организм человека, а также на процессы социального взаимодействия, то есть эта группа теории направлена на описание функций эмоциональных явлений.

3. Теории базовых эмоций пытаются обнаружить наиболее универсальные в человеческой психике «первичные» или базовые эмоции.

Теории, объясняющие механизм возникновения тех или иных эмоциональных явлений. К этой группе теорий относятся «периферическая» теория Джемса– Ланге и «центральная» (таламическая) теория Кэннона – Барда.

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеёмся». Если попытаться объяснить наши переживания с позиций этой теории, то окажется, что мы говорим неправильно. Так, вместо того, чтобы сказать: «Я увидел большую собаку, испугался и побежал», надо говорить, поменяв последовательность событий: «Я увидел большую собаку, побежал и испугался».

Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных физиологических изменений, то Ланге – только с изменениями сосудистой системы (просвет сосудов). Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной. Отсюда становится понятным упрощённый подход к регуляции эмоций. Считалось, что нежелательные отрицательные эмоции, например горе, можно подавить, если специально совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. И действительно, даже при «выжатой из себя» улыбке, намеренно напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и соответствующих центрах мозга – центрах бодрого настроения. Однако теория Джеймса – Ланге не объясняла всего многообразия эмоциональных проявлений и поэтому вызвала ряд возражений.

Так, например, американский физиолог У. Кеннон обратил внимание на тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, тем не менее, очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеет и в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений недостаточно, чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Кроме того, если у человека в эксперименте специально, искусственно вызывали подобные органические изменения, то они далеко не всегда сопровождались переживаниями. Телесные изменения при эмоциях, по Кеннону, имеют важное биологическое значение. Их главная задача – предварительная настройка всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии. В связи с этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

Теория когнитивного диссонанса американского психолога Л. Фестингера. Положительные эмоции возникают в результате подтверждения (консонанса) ожиданий, отрицательные эмоции возникают при диссонансе ожиданий и результатов деятельности. Выход из состояния диссонанса: а) изменение ожиданий; б) попытка получить новый результат.

Когнитивно-физиологическая теория американского психолога Стенли Шехтера. К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно - физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Информационная теория эмоций отечественного психофизиолога П.В.Симонова. Эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать, для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация) и тем, что на самом деле известно (информация, которой субъект располагает в данный момент). Сила и качество эмоций определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации. На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э = П (Н-С), где Э – эмоция, П – потребность, Н – необходимая информация для удовлетворения потребности, С – информация, которую можно использовать, что известно.

Из этой формулы вытекают четыре следствия:1) Если П=0, т.е., нет потребности, Э также равна 0. 2) Э=0, т.е., эмоция не возникает и тогда, когда Н=С. 3) Это тот случай, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. 3) Э максимальна, если С=0. Это значит, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить. 4) В случае, когда С > Н, должна возникнуть положительная эмоция.

П.В.Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую ситуацию: томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам. Он знает, что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся ли пройти этот путь? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не отмеченный на картах. Бурная радость охватывает усталого путника.

Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к какой категории чувств – положительным или отрицательным – вы отнесёте удивление?

Функциональные теории эмоций. Существует две основные философские традиции, предполагающие негативную роль эмоций в жизни человека. Первая из них исходит из противопоставления эмоций и разума и берет свое начало в работах сократиков, а вторая, нашедшая свое выражение в работах стоиков, рассматривает эмоции как ошибки разума. Соединенный с идеями рационализма восемнадцатого века, первый из этих подходов послужил источником ранних психологических теорий, рассматривающих эмоции как дезорганизующий фактор поведения. Вторая традиция в психологии наиболее часто выражается «рудиментарными» теориями, опирающимися на идеи эволюции и предполагающими, что эмоции унаследованы современным человеком от животного или от более ранних этапов развития человечества. Т.е. эмоции являются более «примитивным» способом организации поведения, а потому развитому человеку не нужны. Сюда также можно отнести классический психоанализ, рассматривающий аффект как порождение Ид, которое требуется поставить под контроль Эго. Но при этом З. Фрейд сумел показать, что эмоции, являются сигналами бессознательного, и тем самым, пусть и в патологических случаях, но полезны.

Впрочем, критика этих традиций имеет не менее почтенную историю. Уже в «Этике» Аристотеля эмоции рассматривались как необходимая составляющая добродетельной жизни, а наиболее категорично эта идея звучит в работах Д. Юма: «Разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им».

Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопро­вождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельно­сти и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от про­стейшего реагирования простейших существ на раздражители к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопере­живание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окру­жающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном итоге они служат приспособлению и выживанию не только одного индивида, но и сохранению человече­ского рода в целом.

На сегодняшний день накоплено большое количество экспериментальных данных, говорящих о том, что эмоции неразрывно связаны со всеми психическими процессами. Эмоции влияют на то, как мы принимаем решения, они определяют наши воспоминания и влияют на решение творческих задач.

Причем, наиболее важно то, что разные эмоции могут оказывать разное влияние, и влияние эмоций на психические процессы не может быть определено как позитивное или негативное, поскольку оно связано с их контекстом.

Теории базовых эмоций объясняют, что первичные или базисные эмоции являются врожденными и являются универсальными, то есть в любой культуре мы обнаружим эти эмоции, и они будут очень похожи. Базисные эмоции выражаются в мимике в разной степени, возникли на ранних стадиях филогенеза и мы можем их обнаружить не только у людей, но и у животных тоже. Простейший вариант теории базисных эмоции – это когда допускается всего две эмоции (приверженец такой позиции Дж. Локк): удовольствие и неудовольствие.

Дж. Уотсон выделял три базисных эмоции: страх, гнев, любовь. Страх вызывается у младенца громким звуком или потерей опоры, который сопровождается вздрагиванием, задержкой дыхания, плачем. Гнев вызывается у младенца, если мы ограничим свободу движения ребенка, сопровождается общим напряжением тела. Любовь пробуждается убаюкиванием ребенка и прикасаниям к определенным зонам, сопровождается гулением, лепетом, смехом.

Наибольшее количество базисных эмоций выделил К. Изард. Это - интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Радостьположительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до данного момента была невелика или неопределенной.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось вероятным. Чаще протекает в форме эмоционального стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Удивлениене имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциоанальная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Интерес – эмоционально окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекает чаще в форме аффекта, вызываемого внезапными, серьезными препятствиями на пути важной для субъекта потребности. Гнев имеет стенический характер (вызывает кратковременный подъем жизненных сил).

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние при вероятном прогнозе возможно неблагополучия. Может иметь как стенический так и астенический характер. Протекает в форме стресса, настроения, аффекта.

Стыд– отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственном представлении.

Эмоции и личность. Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е., в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения.Каждый человек имеет свой эмоциональный строй,свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир.



2015-12-15 1531 Обсуждений (0)
Лекция 2. Теории эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Теории эмоций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)