Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Е и О после шипящих в разных морфемах



2015-12-15 3437 Обсуждений (0)
Е и О после шипящих в разных морфемах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Определить часть речи

 
 

 


Имя существительное Глагол Наречие

Прилагательное

 

Задание 43. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы. Устно объясните значение пословиц.

 

1. Ож...гся на молоке – и на воду ду…т. 2. Шутил волк с ж…ребц...ом, да зубы в горсти унёс. 3. Щ...голь ход…т живот поджав. 4. Плач...м горю (не)помож…шь. 5. Много есть – не велика честь: обж...рой назовут. 6. Хорош...го (не)куп…шь дё-ш...во. 7. Хорош с…довник, хорош и крыж...вник. 8. (Не)сердись – печ...нка лопн…т. 9. Своя сторона по ш...рстке глад…т, чужая – насупротив. 10. Кто деревц... посад…т, тот человеку друг. 11. На хорош…й цветок и пч...лка летит. 12. Бер…жливый – что стыдливый: чуж...го (не)возьмёт. 13. Хорош... жить в поч...те, да ответ велик. 14. Мысль с сердц...м, а речь с перц...м. 15. Лучше смолоду быть умным, чем под старость мудрец...м. 16. И на ш...(с,сс)е бывают ухабы. 17. С умелым бойц...м победа друж…т. 18. (Не)чванься отц...м, хвались сыном-молодц...м. 19. Невелик сверч...к, да громко поёт. 20. Есть сердц..., да закрыто дверц...й. 21. Русский (н…)с меч...м, (н…)с калач...м (не)шут…т (Посл.).

 

Орфограммы-гласные и согласные

В приставках

Основные правила

Гласные и согласные в приставках

1. Гласные и конечные согласные в приставках, кроме приставок пре-, при- и приставок, оканчивающихся на и , пишутся одинаково, независимо от произношения (подрисовать, подписать).

Приставки на -з и -с

2. Приставки, оканчивающиеся на и, пишутся в соответствии с произношением: перед гласными, сонорными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с(вздохнуть, вспорхнуть). НО в некоторых случаях произносимый на конце приставки звук не соответствует написанию: бесчестье – [щ], безвкусный – [с], поэтому следует обращаться к букве, стоящей после приставки.

В словах расчёт, расчесть, расчётный, расчётчица рассчитать, рассчитывать перед корнем -чет-пишется одно с(кроме слова бессчётный), перед корнем-чит-–два с.

В словах разевать, разинуть, разор, разорить и производныхот них пишется одноз,но: раззява.

В словах здание, здесь, здоровье, здравствуй, в сочетании ни зги приставка не выделяется.

Гласные А и О в приставках раз-(рас-)–роз-(рос-)

4. В приставках раз-(рас-)–роз-(рос-)без ударения пишетсяа,под ударением – о(расписание – роспись, но: розыскной розыск).

Перед собственным именем приставкараз-пишется через дефис (Будь ты Ваня, раз-Ваня – мне все равно).

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

5. Приставка при- имеет значения:

1) пространственной близости, приближения, присоединения, прибавления (приморский, пристегнуть, прислонить);

2) действия, совершающегося в направлении субъекта, его интересов (приманить, присвоить);

3) действия, направленного сверху вниз (примять, прижать);

4) полноты, исчерпанности действия, доведения действия до конечной цели (приручить, приневолить);

5) совершения действия не в полном объёме или на ограниченный срок (призатихнуть, приоткрыть, прилечь);

6) действия, сопутствующего какому-либо другому (присвистывать, пританцовывать).

6. Приставка пре-обозначает:

1) то же, что и пере- (прервать, преградить);

2) в глаголах действие, достигающее предельной степени или превосходящее какую-либо меру (превозносить, преувеличивать);

3) в прилагательных и наречиях высшую степень качества (преспокойно, премилый).

7. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре-и при-:пребывать прибывать; предать придать; предел придел; преемник приёмник, восприемник; презирать призирать; преклонить приклонить; преступить приступить; претворить притворить; преходящий приходящийи др.

¨ Приведите примеры правил из данного параграфа, которые основываются на различных принципах орфографии.

¨ Сформулируйте ЛЗ слов, приведённых в п. 7.

 

Задание 44. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

 

О…пилить доску, д…заправка самолёта, о…ходительный человек, о…валять в муке, услышать по…сказку, любимая пр…бабушка, новый п…доконник, п…лететь на самолёте, пре…видеть ситуации, з…ставить комнату мебелью, на…ломить прутик.

 

Задание 45. Составьте с паронимами предложения. Выполните морфемный анализ данных слов.

Представить – предоставить, подделка – поделка, приёмник – преемник, возвестить – известить, подданный – поданный, искусный – искусственный.

Задание 46. Спишите, раскрывая скобки.

 

1. Без- / бес- (укоризненный, конечный, смертный, ударный, болезненный, опасный, ценный).

2. Вз- / вс (глянуть, валить, ломать, кормить, весить).

3. Воз- / вос- (действовать, становить, будить, вести, водить, кликнуть, петь).

4. Из- / ис- (дать, брать, менять, мерить, учить, пытать, следовать, править).

5. Низ- / нис- (вести, послать, ходить, падать).

6. Раз- / рас- (бить, дать, решать, положить, сказать, смотреть, цвести, считывать).

Задание 47. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. Определите функцию тире в данных фрагментах. Какие языковые средства создают их образность?

1. (В) (пол)оборота о, печаль,

На равнодушных погл…дела.

Спадая с плеч ок…менела

Ложнокла(с,сс)ическая шаль.

2. Ра…кидать бы за стогом стог

Шапку воздуха что томит

Ра…пороть разорвать мешок

В котором тмин зашит.

3. Там в бе…пр…страстном эфире

Взвеше(н,нн)ы сущности3 наши –

Броше(н,нн)ы звёз…ные гири

На задро(ж,жж)авшие чаши.

(О. Мандельштам)

 

4. Ра(с,сс)тояние: вёрсты, дали…

Нас ра…клеили ра…пяли

В две руки ра…вели ра…пяв

И не знали что это сплав

Вд…хновений и сухожилий…

Не ра(с,сс)орили – ра(с,сс)орили

Ра(с,сс)лоили… Стена да ров

Ра(с,сс)елили нас как орлов-

Заговорщиков: вёрсты, дали

Не ра(с,сс)троили – ра...теряли.

По трущ…бам земных ш…рот

Ра(с,сс)овали нас как сирот.

(М. Цветаева)

Задание 48. Замените данные конструкции словами с приставками пре- и при-.

 

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

Задание 49. Спишите, вставив пропущенные буквы. Составьте словосочетания с данными словами, определите вид синтаксической связи.

 

Беспр...станный, пр...небрежение, пр...имущество, знаки пр...пинания, пр...возмочь, пр...тв...риться, пр...земистый, пр...скорбный, пр...дирчивый, пр...маленький, пр...обладать, беспр...рывный, непр...ступный, бе...пр...страстный, пр...зидиум, пр...од...левать.

Задание 50. Составьте предложения с данными словами.

Пр(е,и)бывать, пр(е,и)дание, пр(е,и)ходящий, пр(е,и)умень-шение, пр(е,и)клонить, пр(е,и)подать.

Задание 51. С данными словами составьте словосочетания с различными видами связи.

 

И...жечь, бе...вкусица, по...тягивание, ...десь, по...цвечен-ный, о...жимание, ...дуть, ...брошенный, ра....цвет, ...битень, ни...шедший, о...грузить, бе...вкусный, по...тащить, бе…шовный, ра...шить, пр…дугадать, пр…творщик, пр…знать, пр...опасный, ...делать, п...р...ползти, пр...добрый.

Задание 52. Прочитайте текст. В чём заключается его стилистическое и жанровое своеобразие? Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

 

В последние дни наше...о пр...бывания в Гонконге п...года зн…чительно изм…нилась. Нас д…ржал почти на одном месте сильный (северо)восточный ветер с бе…пр...рывными шквалами. Днём я спал часа три как(будто) пр...дчу(?)ствуя бе…покойную ночь. Капитан по...шучивал надо мной глядя как я в...рочаюсь ища пр…хлады.

К ночи ветер з...вывал больше и больше. Мы бе...пр...ста(н,нн)о ходили спр…влят(?)ся к б…рометру. Когда он дош…л до м…нимальной точки ветер достиг крайних пр…делов св...репости. Буря р...зыгралась так что нельзя было ра(с,сс)лышать гудит ли ветер гремит ли гром. Мы работали всю ночь так что многие похудели от бе(с,сс)о(н,нн)ицы о...дохнули только на следу(?)щий день.

(По И. А. Гончарову)

 

Задание 53. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Объясните расстановку знаков препинания.

 

1. Обед был пр...веселый. Все говорили громко, шутили, смеялись (Леск.). 2. Я пр...тв...рился спящ…м, но в самом деле заснул уже тогда, когда заснула моя мать (Акс.) 3. Калиныч был одарён пр...имуществами, которые пр…знавал за ним сам Хорь (Тург.). 4. От долго…о пр...бывания в воде Дымов и Кирюха стали л...ловыми (Ч.). 5. Острый нос пр...д...вал его лицу строгое, сухое и пр...н...пр...ятное выр…жение (Ч.). 6. Пр...крошеч(?)ные булавоч(?)ки, на которых торчали бабоч(?)ки, совсем были (не)заметны (Акс.). 7. Мы пр...остановились и зам...рли в восх...щени… перед бе…брежным м…рским пр...стором.

Употребление Ъ и Ь

Основные правила

Употребление Ъ

1. Буква Ъпишется:

1) на стыке приставки и корня:

· если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с е,ё,ю,я(сверхъясный, межъярусный, изъездить);

· перед е,ю,я в словах с иноязычными приставками аб-,ад-,ин-,интер-,кон-,контр-,об-,пан-,суб-,транс- и др. (панъевропейский, трансъегипетский);

2) перед е,ё,ю,я в сложных словах после числительных двух-,трёх-,четырёх-(двухъярдовый, трёхъязычный), а в середине слова (не после приставки) Ъпишется только в заимствованных словах: фельдъегерь.

Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова (детясли).

Употребление Ь

2. Буква Ьпишется:

1) на конце слов для обозначения мягкости согласного (конь, степь,вглубь, шесть,читать);

2) после мягкого согласного перед буквами К, Б, Г, М, Л: возьми, банька, кромесочетания чк (пачка);

3) в середине слова (не после приставок) перед е,ё,ю,я,И (пьеса, бурьян, интервью, воробьи);перед о в немногих заимствованных словах (медальон, шампиньон);

4) на конце наречий после шипящих (вскачь); исключения: уж, замуж, невтерпёж;

5) в окончаниях существительных 3 склонения в форме именительного и винительного падежа единственного числа после шипящих (мышь);

6) в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа изъявительного наклонения (поёшь, запоёшь);

7) в повелительном наклонении (поставь, поставьте, но: ляг, лягте);

8) в инфинитиве после шипящих (стричься,испечь);

9) в возвратном суффиксе, стоящем после гласного звука (вернусь, вернитесь, вернулись);

10) во всех формах притяжательных прилагательных на -ий(-ья, -ье), кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода (птичья, птичье, птичьим, в птичьем, птичьи).

3. Буква Ьнепишется:

1) между двумя мягкими согласными всочетаниях нч,чн,нщ,щн,чт,рщ(каменщик, почтовый, борщ);

2) в окончаниях родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующим согласным (твёрдым или мягким) или й (черешня черешен); *исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь;

3) после шипящих в окончаниях существительных мужского рода в форме именительного и винительного падежа единственного числа (врач, куш);

4) после шипящих в окончаниях существительных 1 и 2 склонения в форме родительного падежа множественного числа (туч, крыш);

5) после шипящих в краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа, а также действительных причастий настоящего времени (могуч, живуч,вызывающ).

¨ Приведите примеры правил из данного параграфа, которые основываются на различных принципах орфографии.

Задание 54. Запишите слова, лексические значения которых приведены ниже.

Мясной отвар. Мастерская, где шьют одежду. Введение лекарства. Раскладывание карт по определённым правилам. Листок нетрудоспособности. Неискренность, лицемерие. Многолетнее травянистое растение, препараты из корня которого применяются как успокаивающее средство.

 

Задание 55. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа; составьте с ними словосочетания. Обозначьте орфограммы.

 

Встреча, лужа, свеча, домище, человечище, круча, барышня, дача, яблоня, стрельбище.

 

Задание 56. Поставьте глаголы в форму повелительного наклонения. Составьте с ними предложения.

 

Намазать, положить, лечь, резать, спрятать, обозначить, отложить, ехать, пропылесосить.

 

Задание 57. Спишите, раскрывая скобки.

 

Наполниш(?) ведро водой, полки строят(?)ся на плацу, всё сбудет(?)ся, ты стелеш(?) скатерть, тростник колышет(?)ся на ветру, барсук прячет(?)ся в норе, не следует брат(?)ся за дело, дверь запирает(?)ся на замок, не стоит боят(?)ся преград, помоч(?) другу, береч(?)ся врагов.

Задание 58. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

 

1. Мама вышла замуж(?) за доктора нашей мес(?)ной больниц… . 2. Уж(?) скоро весна. 3. Без всякой злобы он пошагал проч(?) (Н.-П.). 4. Григорий спал ничком, кинув (на)отмаш(?) руку (Шол). 5. Настеж(?) ворота т...жёлые (Бл.). 6. Уж(?) сколько раз тв…рдили миру, что лест(?) гнус(?)на, вредна, да только всё (не)впрок (Кр.). 7. Под гору (в)скач(?), а как на гору – хоть плач(?) (Посл.). 8. Мы шли дорогой, сплош(?) покрытой бурыми прошлогодними лист(?)ями (Купр.). 9. Какой(то) зверь одним прыжком из ч...щи выск...чил и лёг, играя, навзнич(?) на песок (Л.). 10. Как (н…)часто пр…ходилось молодиц… (не)(в)терпёж(?), под к...сой тр...ва в...лилась, под с...рпом г...рела рож(?) (Н.).

Задание 59. Составьте схему (алгоритм) для работы с правилом «ьпосле шипящих в различных частях речи».

Задание 60. Спишите, раскрыв скобки, объясните орфограммы.

Ад(?)ютант, ад(?)ектив, без(?)ядерный, бревен(?)чатый, бур(?)ян, гил(?)отина, гон(?)щик, двух(?)этажный, интерв(?)ю, из(?)ян, клян(?)чить, кур(?)ер, восем(?)сот, необ(?)ятный, об(?)егорить, об(?)ятый, об(?)ективный, об(?)ескураженный, об(?)ездчик, от(?)явленный, пред(?)являть, пред(?)усмотреть, пред(?)осенний, пред(?)юбилейный, пан(?)европейский, помещич(?)ий, раз(?)удалый, руж(?)ём, рыбач(?)его, раз(?)уверить, раз(?)ярённый, сверх(?)ядовитый, с(?)ёмный, трёх(?)осный.

Задание 61. Распределите слова по графам таблицы, указывая части речи и обозначая условия выбора орфограмм.

 

Ь Ъ Буква Ь/Ъ не нужна

 

(Пять) вишен(?), любуеш(?)ся, фел(?)етон, под(?)ячий, суб(?)ект, много туч(?), мыш(?)як, кол(?)е, пят(?)десят, с(?)ешьте, ал(?)труист, с(?)язвить, шампин(?)он, раз(?)езжать, сентябр(?)ский, поджариш(?), назнач(?)те, явиш(?)ся, январ(?)ский, гореч(?), судопод(?)ёмник, над(?)язычный, монпанс(?)е, н(?)юанс, октябр(?)ский, глуш(?), четырёх(?)этажный, спряч(?), жеч(?)ся, тягуч(?), ал(?)манах, с(?)ёжившись.

Задание 62. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Составьте схему сложного предложения.

 

1. Для пересылки срочных и важных документов была использова(н,нн)а фельд(?)егерская связь. 2. Работу перево…чика обле…чил (не)давно изда(н,нн)ый трёх(?)язычный словарь. 3. В такую в(?)южную ночь (не)трудно …бит(?)ся с пути в (не)зн…комых местах. 4. На заре человеческой жизни почти любое явление пр…роды казалось людям сверх(?)естестве(н,нн)ым и (не)об(?)яснимым. 5. (С)начала производились натурные с(?)ёмки, затем работа была перенесе(н,нн)а в павил(?)оны кинофабрики. 6. Среди большой площа…ки на высоком п(?)едестале высился слепок могуч…й фигуры Давида. 7. Вот нам ещё один к…мпан(?)он для п…кника. 8. Новые методы работы позволили с(?)экономить много времени и средств. 9. Настал день прем(?)еры. 10. Во время ремонта театра были замене(н,нн)ы меж(?)ярусные перекрытия. 11. Химик производил опыты с какими(то) четырёх(?)элементными соед…нениями.

Задание 63. Спишите, раскрывая скобки. Употребите, где необходимо, Ъ и Ь. Объясните орфограммы.

 

Без- (аварийный, ёмкостный, апелляционный); об- (яснительный, явить, учить, ехать); от- (экзаменовать, учиться, бить); раз- (единённый, езженный, общить); сверх- (мерный, ёмкий, штатный, урочный).

Задание 64. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

 

1. Вз(?)ярё(н,нн)ый, на зас…дание врываюсь л…виной (М.). 2. П(?)ер помнил, что при княжне всегда были компан(?)онки (Т.). 3. Мне страшна главным обр…зом обыден(?)щина (Ч.). 4. Д…лины ноч(?) ещё об(?)емл…т (П.). 5. И в(?)явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 6. Каштанка с(?)ела много, но (не)наелась, а только оп(?)янела от еды (Ч.). 7. Жизнь устрое(н,нн)а так д(?)явольски и(с,сс)ку(с,сс)но, что, (не)умея (не)навидеть, (не)возможно искре(н,нн)о любить (М. Г.). 8. Багратион закричал ему с горы, чтобы он (не)ездил дальше руч(?)я, но Ростов …делал вид, как(будто) (не)слыхал его слов (Т.). 9. И гул под(?)емлет(?)ся кругом (Л.). 10. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы ещё раз об(?)ехать своих гусар (Т.). 11. Николай (не)мог, как ему к…залось, перенести долее этого пол…жения и пошёл об(?)яснят(?)ся с матерью (Т.). 12. Был сен(?)тябр(?), ветре(н,нн)ый и мокрый, когда Артамонов под(?)езжал к Дрёмову (М. Г.).

Задание 65. Устно вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. Подготовьтесь писать этот диктант в аудитории.

 

Тем кто увлека…т(?)ся³ подводным плаванием (не)без...нтересно побывать в (З,з)аполярь... на (Б,б)аренц...вом море. Особе(н,нн)о хороши там пред...юльские дни хотя вершины окрес(?)ных сопок покрыты прочным панц...рем льда. Но в безветре(н,нн)ую погоду когда безуд…ржно светит со(?)нце тепло пр…брежные почти (не)под(?)ёмные камни горячи на них можно и поз...г...рать. Но как только поду…т ветер становит(?)ся холодно (в)пору и одет(?)ся (по)теплее.

(В)первые спускающиеся с аквалангом (в)глубь (Б,б)аренц...ва моря с бе…покойством погляд…вают на градусник: на нём не более четырёх градусов выше нуля. Пл...вцы и пл...вчихи надевают тёплое бельё а (по)верх него и(с,сс)ку(с,сс)но …дела(н,нн)ые гидрокостюмы со с(?)ёмными поясами из св…нц…вых грузов иначе море вышвырн…т пл...вцов из глубины как (не)весомое бе...телесное существо.

И вот (на)конец пл...вцы на дне моря4. Вокруг1 почти сверх(?)естестве(н,нн)ая красота напом...нающая светлый радос(?)ный праз(?)ник. Чудес(?)ная сетка солнеч(?)ных лучей создаёт ф...нтастическую словно и(с,сс)ку(с,сс)твенную световую ф…ерию. Лучи (как)бы танцуют на дне разг...раясь то ярче то слабее то пог...сая совсем.

В бе...пр…дельных подводных просторах виднеют(?)ся густые зар...сли (водор...слей)вьюнов тесно перепл…тающихся между собой. От этих морских джунглей пл...вцам нужно держат(?)ся (по)дальше: водор...сли чере...чур трудно раз(?)единять и передвигат(?)ся …десь (не)безопас(?)но.

Под ногами бе(с,сс)ч…тное2 к…личество морских ежей. Каждого из них окружа…т какое(то) бл...стающее разноцветными огнями с…яние. Это между торчащ…ми в разные стороны иглами в(?)ются тонкие (полу)прозрачные щуп…льц... . Ими ёж добыва…т с(?)естное. (Во)круг на дне лежат красоч(?)ные морские звёзды. (С)низу каждой из них ра...положе(н,нн)о (не)мало бе...кос(?)ных щупал...ц с помощью которых звёзды передв…гают(?)ся.

А вот безмол(?)ствуют гиган(?)ские нагр...м...ждения подводных гор р…зделяемых пр...родными меж(?)ярусными уступами. В их глубоких ра...щелинах видны актинии с грибовидными но...ками. (Из)редк... из-под уступов скалы выск...кива…т плоская мелкоч...шуйч...тая к...мб...ла. Она плывёт очень красиво словно пл...вучая широкая лента разв...вает(?)ся в глубине моря. Возле некоторых скал из водор...слей (нет)нет да и выск...ч...т толстогубая рыбина с ш...рох…ватой бугристой кож…й. Её называют пинагор и мес(?)ные (рыбаки)ст...рожилы любят вылавл…вать её из-за вкусной икры4.

Время плавания в ф...нтастическом мире подход…т к концу и пл...вцы нач...нают медле(н,нн)ый под(?)ём на поверхность моря по бл...стящей кажущ...йся (не)об(?)ятной глади которого как быстро ск...льзящие (жуки)пл...вунцы они доб...рают(?)ся до базового кат...ра или выходят прямо на побереж(?)е [6].

 



2015-12-15 3437 Обсуждений (0)
Е и О после шипящих в разных морфемах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Е и О после шипящих в разных морфемах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)