Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гласные в суффиксах причастий



2015-12-15 1554 Обсуждений (0)
Гласные в суффиксах причастий 0.00 из 5.00 0 оценок




7. В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-,-ющ-, -ащ-,-ящ- пишутся У или Ю, если причастие образовано от глагола I спряжения (знающий, смеющийся, бреющий); А или Я, если причастие образовано от глагола II спряжения (значащий, зависящий).

*От глагола брезжить образуется причастие брезжущий, от бежать – причастие бегущий, от хотеть – причастие хотящий.

8. В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-и -им-пишется Е, если причастие образовано от глагола I спряжения (читаемый);И, если причастие образовано от глагола II спряжения (зависимый, но: движимый – от устаревшего движити).

9. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени -а-нн-,-я-нн- и -енн- пишется А или Я, если глагол оканчивается в неопределённой форме на -ать,-ять(подсчитать – подсчитанный); Е, если глагол оканчивается на -еть,-ить, -чь,-ти после согласной (увидеть – увиденный, спасти – спасённый, сберечь – сбережённый).

Следует различать формы причастий, образованные от разных глаголов: развешенный (развесить) – развешанный (развешать), замешанный (замешать) – замешенный (замесить), пристрелянный (пристрелять) – пристреленный (пристрелить), выкачанный (выкачать) – выкаченный (выкатить) и т. п.

*От глаголов мерять, мучать (разговорные формы) страдательные причастия прошедшего времени образуются, как от литературных форм мерить, мучить, с суффиксом -енн- (меренный, мученный).

10. Перед суффиксами причастий -т-, -вш-, -ш-употребляются те суффиксы, которые глагол имеет в инфинитиве (колотый, опоздавший, занёсший).

 

Задание 84. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Определите спряжение глаголов.

 

Слыш…т, вспомн…т, хохоч…т, ненавид…т, кол…т, покрас…т, колыш…тся, услыш…т, рассмотр…т, закле…т, бор…т-ся, бре…тся, дыш…т, терп…т, догон…т, щекоч…т, перемел…т.

 

Задание 85. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы. Определите спряжение глаголов.

 

1. Без ветра вода не колыш…т(?)ся. 2. Спроси громом – ливнем ответ...т. 3. Как постел...ш(?), так и поспиш(?). 4. Худого человека (н…)чем не уваж...ш(?). 5. Мягко стел...т, да жестко спать. 6. Рубашка износ...тся, а доброе дело не забуд...тся. 7. С кем хлеб-соль вод...ш(?), на того и поход...ш(?). 8. Дерево держ...тся корнями, а человек – друзьями. 9. Ре…кого гостя мил…сти прос...т, а частого гостя еле вынос...т. 10. Ложкой корм...т, а чер…нком глаза кол...т. 11. Города стро...т не языком, а рублём да топором. 12. Из жалости любви не выкро...ш(?). 13. Как аукн...тся, так и откликн...тся. 14. Трусливый друг опас(?)нее врага: врага опаса...ш(?)ся, а на друга опира...ш(?)ся. 15. Из чужой слезы не выр…ст...ш(?) себе радости. 16. После дела за советом не ход...т. 17. Конь вырв...т(?)ся – догон...ш(?), а вот сказа(н,нн)ого слова не ворот...ш(?) (Посл.).

¨ Устно объясните, как Вы понимаете значение пословиц.

 

Задание 86. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

 

1. Сладко дремл...тся в кроватк... (Бл.). 2. Он засмеётся – все хохоч...т, нахмур...т брови – все молчат (П.). 3. Зубом нитку перекус...т, на грудь пр...кин...т материю, внимательно посмотр...т – так ли получился (Аст.). 4. А в кош...лках гогоч...т гуси и пикают ц...плятки (Леск.). 5. Эгоизм человеческий в минуту опас(?)ности станов...тся особе(н,нн)о отвр…тительным (Леск.). 6. Афоня первым замет...л опас(?)ность и брос...лся в кусты (Алекс.). 7. Жаль, очень жаль, он малый с головой и славно пиш...т, перевод...т (Алекс.). 8. Существу...т мнение, что будто(бы) грибы, особенно после дождя, выр...ста...т в одну ночь: это (не)справедливо (Акс.). 9. Что можно увид...ть в (М,м)ещерском крае? (Пауст.). 10. А над лугами ветер гон...т свинцовые тучи (Пауст.). 11. Этого, братец мой, (н…)когда не забыть, – хоть раз вдохнёш(?) – во сне пр…помн...т(?)ся (А. Т.). 12. Чёрт их зна…т, людей: как воз(?)мут(?)ся языками чесать, так не остановиш(?) (Ш.). 13. На тёмно-сером небе (кое)где мига...т звезды; влажный ветерок изредк… набега...т легкой волной; слыш...т(?)ся сдержа(н,нн)ый, (не)ясный ш...пот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Как вольно дыш...т грудь! (Б.).

Задание 87. Прочитайте тексты. Какой(ие) стиль(и) представлен(ы)? Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

 

1. А то велишь зал...жить б…говые дро...ки и поед...шь в лес на ря...ч...ков. Весело проб…рат(?)ся по у...кой доро...ке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо б(?)ют вас по лицу васильки ц…пляются за ноги переп…ла кричат кругом лошадь бежит л…нивой рыс(?)ю. Вот и лес. Тень и т…шина. Статные осины высоко л…печ...т над вами. Вы ед...те по зелёной испещрё(н,нн)ой тенями доро…к... мошки в(?)ются столбом светлея в тени темнея на солнце птицы мирно поют1 (Тург.).

2. Забыв счет ки(л,лл)ометрам ед...м ед...м ед...м. Морозные иглы заб...раются в валенки рукава (полу)шубка заставляют спрыгнуть и бежать хлопать варе...ками. Ничком пада...шь в сани. Слуша...шь как стучит сердце скр...пит снег под полозьями лошади. Куда (не)глян...шь – белое и голубое небо и степь (Песк.).

Задание 88. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Объясните написание гласных в суффиксах глаголов. Являются ли выделенные слова родственными? Сформулируйте их лексическое значение.

 

Присутствую, разведываю, исповедую, советую, командую, экзаменую, горюю, заведую, потчую, развеиваю, запрятываю, отведываю, проведываю, выведываю.

 

Задание 89. Составьте словосочетания типа управления или примыкания, употребив глаголы в личной форме. С каким(и) словом(ами) возможно только 1 словосочетание?

 

Обезмолв...ть, обезбол...ть, обезруч...ть, обескрыл...ть, обеспамят...ть, обездом...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, обессуд...ть, обезрыб...ть.

Задание 90. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. Я, помнит(?)ся, прин…мался читать, работать, (н…)чего (не)кле…лось (Тург.). 2. Забрезж…ло в снежных полях, замаяч…ло. 3. Стёпушка читал и кашл…л в руку (Тург.). 4. На горе (не)давно ста…л снег (Т.). 5. Кто вынянч…л все эти зданья? 6. Я замуч…лся (Ч.). 7. Пить и есть опротив…ло (Ч.). 8. Пёс зала…л и умолк. 9. Утре(н,нн)ее сол(?)це разве…ло мрач(?)ные мысли. 10. Теперь я выздоров…л, но прихв…рнула мать (Ч.). 11. Я сразу во…ненавид…л самод…вольного моряка, зате…вшего этот …кзамен.

Задание 91. Составьте диктант по теме «Орфограммы в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, глаголов».

Задание 92. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

 

Больно жал…щие пчёлы, завис…щий от нас успех, клокоч…щий водопад, леч…щий врач, ничего не знач…щий разговор, кле…щие игрушки ребята, бор…щийся с огнём пожарный, ка…щиеся преступники, пен…щиеся волны, стел…щийся от костра дым, тяжело дыш…щий человек, маш…щая крыльями птица.

Задание 93. Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.

 

1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Пьесы Гоголя – это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 4. Рано утром, когда в дачном посёлке все ещё спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребёнка, глазами (Биан.).

Задание 94. Найдите орфографические и грамматические ошибки в сочинениях учащихся, объясните их причины. Запишите предложения в исправленном виде.

 

1. В колышущехся от сильного ветра ветках берёз запуталась ярко-красная лента. 2. Тёркин переплывает Днепр, чтобы просить о подкрепление. 3. В оранжереи росли красивые цветы. 4. Появившееся почки на деревьях говорили о первой весне. 5. Росшее незабудки у ручья уже зацвели. 6. На пристани толпились ожидающие посадке пассажиры на катер. 7. Баржи медленно идут по реке, нагруженными железом и тяжёлыми ящиками.

Задание 95. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому и толковому словарям.

 

Развеш…нный на порции хлеб, выкач…нный мёд, смеш…нное тесто, завеш…нная картинами гостиная, стрел…ный воробей, свеш…нные продавцом продукты, развеш…нные по стенам ковры, завеш…нные тюлем окна, пристрел…нное оружие, замеш…нный в преступлении человек, сидеть со свеш…нными ногами, выкач…нная на позицию пушка, застрел…нный зверь, смеш…нный лес.

 

Задание 96. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. Укажите в скобках глагол, от которого образовано причастие. Обозначьте суффиксы причастий.

 

1. Когда в приёмную знам…нитой психиатрической клин…ки (не)давно отстро...нной под Москвой на берегу реки вышел человек с острой боро...кой и облач...нный в белый халат была половина второго ночи (Булг.). 2. За пово…кой осуждённых двигались другие нагруж...нные свежеотёс...нными столбами с перекладинами верёвками лопатами и топорами (Булг.). 3. Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и (не)извес(?)ной мес(?)ности над холмами усе...нными редкими валунами лежащими меж отдельных громадных сосен (Булг.). 4. А (на)конец зазвучал и заглуш...нный доселе фонтан. 5. На выгор...вших обоях остались яркие квадраты от снятых гр…вюр и фотографий (Наг.). 6. Нависший с края кучи сугроб растревож...нный падением Никиты насыпался на него и засыпал ему снегу за шиворот (Т.).



2015-12-15 1554 Обсуждений (0)
Гласные в суффиксах причастий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гласные в суффиксах причастий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)