Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Степень разработанности проблемы в литературе



2015-12-13 580 Обсуждений (0)
Степень разработанности проблемы в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Актуальность исследования развития профессиональных качеств специалиста в области информационных технологий связана с тем, что эта профессия сформировалась сравнительно недавно и по праву считается одной из ключевых в ходе информационно-компьютерной революции[1].

В социологическом анализе повседневного существования происходит соединение агентных и структурных измерений социальной реальности. Идеи такого рода синтеза в теоретической социологии можно обнаружить у ряда крупнейших социальных мыслителей второй половины XX века. Так, теория систем Н. Лумана, теория структурации Э. Гидденса и теория габитуса П. Бурдьё нацелены на преодоление противоречий объективизма и субъективизма, структуры и действия, холистической и индивидуалистической перспектив.

Аналогичные процессы поиска синтезирующих идей происходили и в отечественной социологии. Как полагает Ж. Т. Тощенко, в конце 90-х годов в российской социальной науке стал преобладать антропоцентрический подход. Сознание и поведение людей в контексте конкретных условий их жизни оказывается основным предметом социологии жизни (Ж. Т. Тощенко). Таким образом, жизнь отдельного человека, его социальная экзистенция в определенном субъективно значимом мире становится объектом изучения в современной социологии.

Этим обстоятельством определяется актуальность исследования жизненного мира, обеспечивающего, в ракурсе развития идей социологии социального существования, возможность описания и понимания отдельных микро- и макроаспектов жизни в их целостности.

Концепция жизненного мира позволяет синтезировать в исследовании отдельные компоненты как сознания (знания, мотивы, потребности, интересы, ценности, установки и т. п.), так и деятельности (действия, поступки, практику) социальных агентов. И тогда жизненный мир личности оказывается системой жизненного опыта, формируемой отдельными когнитивными и практическими механизмами и формирующей дальнейшие схемы восприятия и социальных действий.

Другими словами, в жизненном мире можно увидеть преломление макро-социологического измерения — влияние на повседневную жизнь процессов, не зависящих от индивида (например, динамики социальной системы), и формирование внешней по отношению к индивиду реальности в результате его собственной жизнедеятельности.

Сам концепт «жизненный мир» был предложен Э. Гуссерлем. Данное понятие он определял как мир изначальных очевидностей, всего того, что воспринимается как само собой разумеющееся.

Научный интерес А. Шюца касался структуры жизненного мира. П. Бергер и Т. Лукман исследовали экстернализацию, интернализацию и реификацию жизненного мира в терминах становления общего запаса знания. Ю. Хабермас рассматривал жизненный мир в связи с разрабатываемой им концепцией коммуникативного действия, как основу любого социального действия.

Актуальность исследования определяется современными теоретическими тенденциями мировой социологии, в поле исследовательского интереса которой попадает повседневная реальность, выступающая связующим звеном между абстракциями социальных целостностей и конкретными категориями социального взаимодействия на микроуровне.

Жизненный мир стал основной категорией интерпретативной социологии в диапазоне от обозначения всей предметной области социальных наук до жизненного мира конкретной социальной группы в определенном месте и времени. Даже краткий обзор, приведенный выше, показывает отсутствие однозначности и определенности в концептуализации данного понятия: область изначальных очевидностей, мир повседневного опыта, общий запас знания и др. Чаще всего жизненный мир отождествляют либо с миром культуры, либо с повседневной жизнью. Можно утверждать, что нерешенной задачей является систематизация разнообразных подходов к концептуализации и операционализации понятия жизненный мир. Это обстоятельство также определяет актуальность исследования.

Концепция жизненного мира в современной отечественной и зарубежной социологии (благодаря социальной феноменологии и франкфуртской социологической школе) была и до сих пор остается одним из ключевых теоретических инструментов анализа трансформаций современного общества. Вместе с тем следует отметить, что эмпирическое обоснование данной концепции и включение ее в арсенал средств прикладного социологического исследования до настоящего времени оказывается актуальной научной проблемой, попытка решения которой осуществляется в данном исследовании.

 

Объект исследования

Программисты, как специфическая социально-демографическая группа.

 

Предмет исследования

Жизненный мир программистов

 

Степень разработанности проблемы в литературе

Философская концептуализация понятия «жизненный мир» осуществлена в работах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Ингартена, Ж.-П. Сартра. Современное развитие социально- философского направления исследования жизненного мира отражено в работах И. Н. Инишева, С. Б. Кожевникова, А. Э. Савина, Я. А. Слинина, Р. Соколовски, А. Шульги.

Как уже было, частично, сказано выше, в рамках социальной феноменологии жизненный мир рассматривался в качестве основного предметного поля А. Шюцем, П. Бергером, Т. Лукманом.

Особое развитие и практическое применение концепция жизненного мира получила в зарубежных социальных исследованиях, в которых можно выделить три относительно независимых направления:

1) традиция исследования жизненного мира преимущественно в рамках строго феноменологического подхода (Т. Ляйтэузер (T. Leithaeuser), К. Мустакас, (С. Moustakas), Д. Тротмен (D. Trotman), Б. В. Уик (В. V. Wyk) и др.);

2) эмпирические, прикладные исследования жизненного мира в изучении социальной работы и опеки, в социологии детства и молодежи (Кл. Грунвальд (К. Grunwald), X. Тирш (Н. Thiersch), и др.);

3) социально-критический анализ жизненного мира и противостоящей ему социальной системы (Э. Уоллес (A. Wallace), Г. Эдварде (G. Edwards), Ш. Моримото (S. A. Morimoto), JL Фридленд (L. А. Friedland) и др.).

Из современных зарубежных эмпирических исследований следует отметить работы шведского социолога К. Далберг (К. Dahlberg), предложившей рефлексивный феноменологический подход в исследовании жизненного мира, широко используемый в области социологии здоровья и медицины в скандинавских странах.

Концепция жизненного мира применялась отечественными социологами, культурологами и философами для анализа современных социокультурных изменений в новейшей истории России (В. Г. Федотова, Н. М. Смирнова, В. М. Межуев, Ю. М. Резник, В. И. Ильин и др.). Проблемы типологического анализа жизненного мира отражены в работах Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева.

Социально-критическое направление в исследовании жизненного мира связано с идеями социально-критической школы социологии (Ш. Моримото (S. A. Morimoto), Л. Фридленд (L. А. Friedland), Э. Уоллес (A. Wallace), К. Фроггатг (К. Froggatt), Г. Эдварде (G. Edwards) и др.). Их основной темой являются взаимодействие жизненного мира и социальной системы, а также колонизация жизненного мира системой. В этом направлении исследования проводятся как на социально-философском уровне, так и на эмпирическом. В них особое внимание уделяется проблеме влияния на человека особого мира науки, техники, информационных технологий, политико-экономической сферы.

Проблематика трансформации жизненного мира в рамках социологии культуры представлена в работах JI. Г. Ионина и И. Б. Пржиленской.

Проблематика повседневности как одного из структурных элементов жизненного мира поднималась в исследованиях Й. Дреера, И. Т. Касавина, Н. Н. Козловой, С. П. Щавелева.

 

Цели и задачи

Цель курсовой работы — реконструировать жизненный мир программиста.

Основные задачи:

— рассмотреть программиста, как объект социологического анализа;

— рассмотреть теоретические основы жизненного мира, его структуру и характеристику;

— рассмотреть концепции жизненного мира с точки зрения различных исследователей в этой области

— провести эмпирическое исследование и изучить жизненный мир программиста с помощью метода «интервью»;

 



2015-12-13 580 Обсуждений (0)
Степень разработанности проблемы в литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Степень разработанности проблемы в литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)