Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Жизненный мир, структура и характеристики




Жизненный мир — интерсубъективная модель реальности, которая выступает как фоновое (само собой разумеющееся) знание, обеспечивающее субъекту возможность жить и действовать, адаптироваться к условиям жизни и адаптировать их в соответствие со своими потребностями.

Элементарной единицей анализа жизненного мира является смысл — результат интерпретации события личной истории индивида. В самом смысле сохраняется не только интерпретация переживания, но и память о чувственном восприятии объекта внешнего мира и о контексте конкретной ситуации, в которой происходило это восприятие.

Интериоризирующая и экстериоризирующая направленность процессов взаимодействия человека с внешним миром является параметром, по которому выделяются два измерения в общей структуре жизненного мира личности: смысловое и ценностно-аттитюдное.

Смысловое измерение общей структуры жизненного мира представляет собой совокупность индивидуальных смыслов, упорядоченную в соответствии с критерием контекстуальности (соотнесенности каждого нового интерпретационного акта с актами осмысления, имевшими место в прошлом жизненном опыте).

Ценностно-аттитюдное измерение структуры жизненного мира организовано в соответствие с субъективной значимостью смыслов и актуальными потребностями личности. Ценности и аттитюды обеспечивают формирование намерения (проекта) действия и само действие в конкретной социальной ситуации.

В автобиографическом повествовании (рассматриваемом как коммуникативное действие) происходит рационализация жизненного мира личности, достигаемая благодаря переходу субъекта от практической установки повседневного сознания к саморефлексии. В силу этого обстоятельства, биографическое исследование оказывается решением методологической проблемы выявления ценностно-аттитюдной структуры жизненного мира.

В отечественной науке жизненный мир, за исключением отдельных исследований, редко концептуализируется в традиционном (классическом) понимании, скорее это понятие выступает в роли синонима «образу жизни», «повседневности» и другим близким, но не тождественным понятиям. В психологии жизненный мир рассматривается как субъективный образ мира отдельного человека, а в социальной философии и социологии культуры он оказывается интерсубъективным символическим универсумом.

В нашем понимании, жизненный мир является интерсубъективной моделью реальности, которая выступает как фоновое (само собой разумеющееся, очевидное) знание, обеспечивающее субъекту возможность жить и действовать, адаптироваться к условиям жизни и адаптировать их в соответствие со своими потребностями.

Таким образом, категория «жизненный мир» оказывается инструментом социологического анализа как субъективного мира человека, так и интерсубъективной социальной реальности в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Трансцендентность индивидуального жизненного мира преодолевается в межсубъектной коммуникации происходящей во внешнем (по отношению к сознанию) мире. Внешняя реальность является необходимым условием и посредником в социальном взаимодействии, в процессе которого становится возможным понимание внутреннего мира индивида. В интерсубъективном взаимодействии жизненный мир выступает и как необходимый ресурс, и одновременно как результат этой интеракции. Данным обстоятельством обусловлена методология исследования жизненного мира, который может быть изучен в частном случае коммуникативного действия — в автобиографическом повествовании.

В автобиографическом повествовании представлена как фактуальная сторона жизни индивида, так и интерпретативная. Важной характеристикой автобиографического нарратива оказываются его диалогическая природа — ориентированность на конкретного адресата.

Коммуникативный подход в социологическом исследовании позволяет рассматривать автобиографическое повествование как диалогическое взаимодействие автора и адресата.

Процесс репрезентации жизненного мира в биографическом нарративе состоит из двух блоков: 1) рассказ адресанта о собственной жизни и 2) восприятие (интерпретация) адресатом этого рассказа. На репрезентацию жизненного мира оказывают влияние как внутренние факторы (тема, цель, план и др.), так и внешние (временная и пространственная ограниченность, адресат, коммуникативные средства). Вариативное разнообразие биографических повествований отдельного субъекта зависит от конкретных ситуаций, в которых происходил рассказ о жизненных событиях.

Методологические трудности интерпретации жизненного мира в биографическом нарративе связаны с тем, что исследователю необходимо учитывать собственные предрассудки как проявления собственного жизненного мира, занимая одновременно позиции участника коммуникации и незаинтересованного наблюдателя. Эти трудности могут быть преодолены благодаря использованию на эмпирическом этапе исследования психологической редукции, предполагающей «вынесение за скобки» тех теоретических представлений о предмете изучения, которые присутствуют в сознании социального аналитика.

 

Жизненный мир включает в себя как совокупность привычных переживаний, так и тех само собой разумеющихся смыслов, которыми наделяются данные переживания в процессе интерпретации.

С нашей точки зрения, элементарной единицей анализа жизненного мира является смысл, а не переживание. Последнее, хотя и является в момент восприятия аподиктической истиной и, соответственно, попадает в область жизненного мира, но, тем не менее, остается в дорефлексивной области сознания, тогда как смысл осознается человеком, формируется в его практике и «обладает действенностью» (Д. А. Леонтьев), т. е. регулирует практическую деятельность.

Смысл — результат интерпретации переживания и сама сущность (эйдос) феномена. Переживание и интерпретация события сохраняются в жизненном мире как его осмысление.

Интериоризирующая и экстериоризирующая направленность процессов взаимодействия человека с внешним миром является параметром, по которому выделяются два измерения в общей структуре жизненного мира личности. Жизненный мир как система смыслов выстраивается в результате интериоризации, познавательной деятельности человека. Экстериоризация психического потенциала, практическая, преобразовательная деятельность человека обусловлены ценностно-аттитюдной структурой жизненного мира.

Совокупность индивидуальных смыслов, упорядоченных в соответствии с критерием контекстуальности (соотнесенности каждого нового интерпретационного акта с актами осмысления, имевшими место в прошлом жизненном опыте), предстает в качестве смыслового измерения общей структуры жизненного мира. Второе измерение этой структуры — ценностно-аттитюдное — организовано в соответствие с субъективной значимостью смыслов и актуальными потребностями личности. Ценности и аттитюды обеспечивают формирование намерения (проекта) действия и само действие в конкретной социальной ситуации.

 

Ценности и установки как компоненты жизненного мира индивида выступают в роли ресурса и ограничения для развития, разрешения и оценивания актуальных ситуаций, с которыми сталкиваются действующие субъекты. Так, ценности определяют выбор того или иного способа разрешения ситуации, а установки — привычные схемы действий, соотнесенные с предыдущим опытом и контекстом актуальной ситуации.

Связи между репрезентированными событиями в автобиографическом нарративе определяются логикой самого рассказа (в т. ч. представлениями о нормативном рассказе), обстоятельствами конкретной коммуникативной ситуации и степенью владения средствами (кодами и нормами) семиотической системы. На процесс данной репрезентации жизненного мира оказывает влияние как система ценностей субъекта в содержательном аспекте построения модели собственной жизни (тема, цель, план рассказа), так и его установки, которые обеспечивают сам процесс нарративизации (способ и средства повествования).

Реконструкция ценностно-аттитюдного измерения жизненного мира на основе анализа репрезентаций событий возможна посредством выявления оценок данных событий и анализа действий, осуществленных человеком в описываемых ситуациях.

 

Структура жизненного мира

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)