Пути повышения прибыли и рентабельности
Причинами снижения рентабельности капитала являются: · снижение рентабельности (прибыльности) продаж; · уменьшение оборачиваемости капитала. Причинами снижения рентабельности продаж могут быть: · рост стоимости продукции; · падение объемов продаж; · убытки прочих видов деятельности и т.д. Причинами снижения оборачиваемости активов могут быть: · падение объемов продаж; · увеличение величины активов; · рост затратного цикла.
Для снижения величины активов необходимо уменьшить либо оборотные средства, либо постоянные активы. Это можно сделать путем: · продажи или списания неиспользуемого или малоиспользуемого оборудования (внеоборотных активов); · снижения запасов сырья, материалов, незавершенного производства, запасов готовой продукции; · уменьшения дебиторской задолженности.
При управлении оборотными средствами нужно учитывать ограничение по ликвидности. Здесь необходимо находить компромисс между: · уменьшением оборотных средств, положительно влияющих на рентабельность капитала; · снижением общей ликвидности, способной привести к неплатежеспособности фирмы.
Основными направлениями повышения прибыли и рентабельности на предприятии являются: · снижение издержек; · повышение цены; · увеличение количества реализованной продукции; · улучшение качества продукции; · диверсификация производства; · расширение рынка продаж и др.
Важным фактором, который повлечет увеличение финансовых результатов, является повышение конкурентоспособности продукции предприятия. На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие: · повышение технического уровня производства; · повышение уровня квалификации персонала; · совершенствование организации производства и труда; · воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия; · материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей; · реформирование организационной структуры предприятия; · снижение издержек на производство и реализацию продукции; · изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка; · реализация действенной программы продвижения продукции; · установление оптимальной продажной цены и др. Помимо озвученных причин о необходимости принятия мер по устранению нежелательных тенденций в деятельности предприятия могут свидетельствовать следующие критерии: · убытки, потери при осуществлении основной производственной деятельности; · превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности; · чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений; · хроническая нехватка оборотных средств; · «перекос» в сторону заемного капитала; · невыполнение обязательств перед инвесторами и кредиторами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов); · высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности; · наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов; · вынужденное использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях; · применение в производственном процессе устаревшего оборудования; · потери долгосрочных контрактов, клиентов; · неблагоприятные изменения в портфеле заказов, потеря доли рынка. Мониторинг данных индикаторов, а также регулярный расчет и анализ тенденций изменений показателей ликвидности и рентабельности позволят избежать ряда финансовых трудностей.
1. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. 2. В зависимости от характера доходов и расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации выделяют две основные группы доходов и расходов: от обычных видов деятельности и прочие. 3. Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. 4. Постоянный поиск резервов повышения прибыли и рентабельности деятельности предприятия являются одним из условий повышения его финансовой устойчивости.
Практическая задача 1.Выручка от реализации продукции – 1500 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции – 993 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций – 50 руб., расходы от внереализационных операций – 74 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей – 10 тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции. Решение Балансовая прибыль = (Выручка от реализации продукции – Себестоимость реализованной продукции) + Прибыль от реализации материальных ценностей + (Доходы от внереализационных операций – Расходы от внереализационных операций) = (1500 – 993) + 10 + (50 –74) = 493 руб. Уровень рентабельности реализованной продукции = (Выручка от реализации продукции– Себестоимость реализованной продукции) / Себестоимость реализованной продукции =507/993 = 51,1 % Практическая задача 2.Основная продукция предприятия в расчетном году составит Определить ожидаемый объем товарной, валовой, реализованной и чистой продукции, если стоимость материальных затрат и сумма амортизационных отчислений составят приблизительно 55 % от товарного выпуска предприятия. Решение Объем товарной продукции = 52 000 + 4 800 + 0,5*5 400 = 59 500 тыс. руб. Объем валовой продукции = 59 500 + 0,5*5 400 + 3 900 = 66 100 тыс. руб. Объем реализованной продукции = 59 500 + (8 200 – 3 700) = 64 000 тыс. руб. Объем чистой продукции = 0,45*59 500 = 26 775 тыс. руб.
Практическая задача 3.При создании предприятия его владелец вложил сумму 200 тыс. руб. Процесс производства осуществляется в здании, которое до организации предприятия он сдавал в аренду. Арендная плата составляла 50 тыс. руб./год. До организации предприятия его учредитель был наемным менеджером с годовой заработной платой 100 тыс. руб. Деятельность созданного предприятия характеризуется следующими показателями: Таблица 1. Показатели деятельности предприятия
Рассчитайте: прибыль от реализации продукции, прибыль валовую (до налогообложения), чистую прибыль; рентабельность предприятия (производства); рентабельность продукции. Обоснуйте ответ на вопрос о целесообразности создания собственного предприятия (вычислите экономическую прибыль).
Решение Рассчитаем прибыль от реализации продукции: Пр = 1 000 х 10 000 – (250 000 + 150 000 + 160 000 + 140 000) = = 300 000 тыс. руб. Определим прибыль валовую: Пвал = 300 + 50 – 10 = 340 тыс. руб. Рассчитаем прибыль чистую: Пч = 340 – 340 х 0,24 = 258,4 тыс. руб. Рентабельность предприятия составит Ро = 300 / (600 + 200) х 100 = 37,5 %. Рентабельность продукции Рп = 300 / 700 х 100 = 43 %. Прибыль экономическая рассчитывается как прибыль бухгалтерская за вычетом внутренних издержек, а именно: процентов по срочному депозиту, которые можно было бы получать на вложенные средства; арендной платы; неполученной заработной платы владельца предприятия. Таким образом, экономическая прибыль составит 258,4 – 200 х 0,18 – 50 – 100 = 72,4 тыс. руб.
Практическая задача 4.Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 10 тыс. ден. ед. в год, приглашает кондитера, заработная плата которого составляет 24 тыс. ден. ед. в год, и покупает сырья на 40 тыс. ден. ед. в год. Производственное оборудование, находящееся в собственности Иванова, оценивается в 80 тыс. ден. ед. Эта сумма могли бы приносить ему годовой доход 8 тыс. ден. ед. Годовая амортизация оборудования составляет 10 тыс. ден. ед. До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал заработную плату 30 тыс. ден. ед. в год. Иванов знает, что у него есть предпринимательские способности, и оценивает их в 6 тыс. ден. ед. В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. ден. ед. Вычислите бухгалтерскую и экономическую прибыль кондитерского цеха. Решение: Для определения бухгалтерской и экономической прибыли необходимо рассчитать размеры явных (очевидных, проходящих через учет) и внутренних (неявных) издержек. Внешние издержки Иванова складываются из следующих затрат: аренда цеха + заработная плата кондитеру + сырье + амортизация и составляют 84 тыс. ден. ед. (10+24+40+10). Эти издержки проходят через бухгалтерский учет и могут еще называться бухгалтерскими издержками (издержки, связанные с операциями по покупке тех или иных ресурсов). К внутренним относятся издержки, которые несет предприниматель, используя свои ресурсы, оплата которых нигде не фиксируется, но оценивается той величиной стоимости, которую он мог получить, если бы предоставил их в распоряжение другим предпринимателям. Внутренние издержки Иванова складываются из следующих затрат: его заработная плата + оплата его предпринимательских способностей + оплата упущенных возможностей использования истраченных денег и составляют 44 тыс. ден. ед. (30+6+8). Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между валовым доходом и внешними издержками. Она составит 60 тыс. ден. ед. (144–84). Экономическая прибыль, определяемая как разность между валовым доходом и суммой внешних и внутренних издержек или 16 тыс. ден. ед. (144-(84+44).
Практическая задача 5.Выполнить диагностику производственно-хозяйственной деятельности предприятия после внедрения системы маркетинга и логистики. Расходы на создание этой системы составили 1200 тыс. ден. ед. Благодаря этому рынок продаж предприятия увеличился на 18%. Базовый уровень продаж составил 45 млн ден. ед. Себестоимость реализованной продукции – 39 млн ден. ед. За счет увеличения объемов продажи себестоимость единицы продукции снизилась на 3,5%. Обосновать целесообразность внедрения системы маркетинга и логистики на предприятии. Решение: 1. Рассчитываем базовый уровень прибыли, для этого из выручки вынимаем себестоимость реализованной продукции: Пб=45000–39000=6000 тыс. ден. ед. 2. Базовая рентабельность продаж равна: Рб=Пб×100/РПб=6000×100/45000=13,3%. 3. Рынок продаж, а, следовательно, и выручка, после внедрения системы маркетинга и логистики вырастет на 18%. Выручка при этом составит: РПп=45000×1,18=53100 тыс. ден. ед. 4. За счет увеличения объемов продажи себестоимость единицы продукции снизилась на 3,5%. С учетом 18%-ного роста объема производства себестоимость составит: Сп=39000×1,18×(1–3,5/100)=44409,3 тыс. ден. ед. 5. Себестоимость с учетом затрат на систему маркетинга и логистики составит: Сп*=44409,3+1200=45609,3 тыс. ден. ед. 6. Проектная прибыль составляет: Пп=53100–45609,3=7490,7 тыс. ден. ед. 7. Рентабельность продаж при этом составит: Рп=7490,7×100/53100=14,1%. Таким образом, рентабельность после внедрения системы маркетинга и логистики увеличивается с 13,3 до 14,1%. Следовательно, внедрение данной системы является целесообразным.
Практическая задача 6.Выполнить финансовую диагностику предприятия «Альфа» с целью обоснования целесообразности внедрения системы управления финансами. На создание системы управления финансами израсходовано 1650 тыс. ден. ед. Норма амортизации – 25%. Благодаря системе контроля за финансовыми потоками себестоимость продукции снизилась на 1,2%. Базовый уровень себестоимости продукции составляет 2560 ден. ед./т. Базовый уровень производства продукции – 45 тыс. т. Производство продукции по проекту – 52 тыс. т. Цена 1 т продукции составляет 2816 ден. ед. Целесообразность внедрения системы управления финансами обосновать с помощью следующих показателей: · дополнительная прибыль; · дополнительный денежный поток; · срок окупаемости затрат. Решение: 1. Базовый уровень себестоимости продукции равен 2560 ден. ед./т. В результате внедрения системы управления финансами себестоимость снизится на 1,2% и составит: Сед=2560×(1–1,2/100)=2529,28 ден. ед./т. 2. Если цена 1 т продукции составляет 2816 ден. ед., а себестоимость 2560 ден. ед., то прибыль с 1 т продукции равна 256 ден. ед. (2816–2560). Объем производства – 45000 т. Следовательно, базовая прибыль равна: Пб=45000×(2816–2560)=11520000 ден. ед. 3. С учетом роста объема производства до 52000 т и снижения себестоимости до 2529,28 ден. ед./т проектная прибыль составляет: Пп=52000×(2816–2529,28)=14909440 ден. ед. 4. Сравнивая базовую и проектную прибыль определяем дополнительную прибыль: ΔП=Пп-Пб=14909440–11520000=3389440 ден. ед. 5. Стоимость системы управления финансами составляет 1650 тыс. ден. ед., норма амортизации – 25%. Следовательно, годовая сумма амортизации равна: Аг=1650000×0,25=412500 ден. ед. 6. Дополнительный денежный поток складывается из дополнительной прибыли и годовой суммы амортизации: ΔДП=ΔП+Аг=3389440+412500=3801940 ден. ед. 7. Прибыль за 1-й год составляет 3389440 ден. ед. Следовательно, затраты на систему управления финансами в сумме 1650000 ден. ед. окупятся за 0,5 года (1650000/3389440).
Практическая задача 7.Выполнить финансовую диагностику предприятия. Провести диагностику рентабельности деятельности предприятия и причин, которые привели к изменению рентабельности за данными таблицы: Таблица 2. Показатели деятельности предприятия
Решение: Рассчитываем прибыль до налогообложения. Для этого из выручки от реализации продукции вычитаем сумму постоянных и переменных затрат: П=В-(Зпост+Зпер)=20000-(13000+3000)=4000 тыс. ден. ед. Сумма заемного капитала складывается из сумм долгосрочных и краткосрочных кредитов: ЗК=ДК+КК=2000+2000=4000 тыс. ден. ед. Сумма всего капитала предприятия складывается из суммы собственного и заемного капитала: К=СК+ЗК=16000+4000=20000 тыс. ден. ед. Рентабельность собственного капитала – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме собственного капитала, выраженное в процентах: Рск=П×100/СК=4000×100/16000=25%. Рентабельность совокупного капитала (активов) – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме всего капитала (активов), выраженное в процентах: Ра=П×100/К=4000×100/20000=20%. В нашем случае предприятие работает прибыльно, но потенциал роста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемного капитала используется недостаточно. САМОПРОВЕРКА
1. Рентабельность характеризует: А. степень доходности; Б. общую массу прибыли, получаемую предприятием; В. уровень затрат на изготовление продукции.
2. Рентабельность продаж всей продукции (работ, услуг) зависит от: А. структуры реализованной продукции (работ, услуг); Б. рентабельность продаж отдельных изделий; В. обоих факторов.
3. Что не характеризует рентабельность капитала: А. рентабельность активов; Б. рентабельность продаж; В. рентабельность собственного капитала.
4. Прибыль в распоряжение предприятия используется: А. для выплаты налогов в бюджет; Б. для возмещения затрат на производство; В. для формирования фондов накопления, потребления, резервного, социального назначения и акционирования.
5. Прибыль каждого из двух предприятий составила за год 10 млн руб. Какое из утверждений является верным: А. эффективность производства на этих предприятиях одинакова; Б. предприятия одинаково рентабельны; В. этот показатель ни о чем не говорит, нужны дополнительные сведения.
6. В нижеперечисленном выделите факторы внешней среды, воздействующие на величину и динамику прибыли: А. организация производства и труда; Б. уровень цен на реализованную продукцию; В. налоговая система.
7. Что характеризует рентабельность капитала: А. рентабельность активов; Б. рентабельность продаж; В. рентабельность собственного капитала.
8. Чистая прибыль предприятия отражает стадию: А. формирования; Б. распределения; В. использования прибыли.
9. Под понятием «прибыль от реализации продукции» подразумеваются: А. выручка, полученная от реализации продукции; Б. денежное выражение стоимости товаров; В. разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении и ее себестоимостью; Г. чистый доход предприятия; Д. затраты на производство реализованной продукции.
10. Показатели ликвидности отражают: А. степень платежеспособности предприятия; Б. финансовую устойчивость предприятия; В. рентабельность собственного капитала. Ключи к тесту: 1) А; 2) В; 3) Г; 4) В; 5) В; 6) В; 7) А, В, 8) Г; 9) В; 10) А.
Цель: определить основные аспекты постановки финансового менеджмента на малом предприятии. Задачи: · определение источников формирования ресурсов малого предприятия; · раскрыть особенности реализации функций финансового менеджмента на малом предприятии.
План изучения темы: §1. Источники формирования ресурсов малого предприятия на разных этапах его существования. §2. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (18181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |