Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация финансового менеджмента на малых предприятиях



2015-12-15 3037 Обсуждений (0)
Организация финансового менеджмента на малых предприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента. Способность малого предприятия генерировать чистый денежный поток, является наивысшим проявлением эффективности систем управления хозяйствующим субъектом в отличие от абсолютных показателей прибыльности. Наличие и максимизация величины чистого денежного потока – результат эффективности финансового менеджмента через систему учетной, маркетинговой, амортизационной, налоговой, инвестиционной и другой политики.

Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли, что является достаточно важным фактором. Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:

– оптимизировать денежные потоки;

– создать действенную систему планирования;

– проводить финансовый мониторинг и финансовый контроль;

– создать систему учета и отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей.

 

С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

1) предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т.д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся «за широкой спиной» объединения;

2) предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством, а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

 

На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:

1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;

2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста – себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга – высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны – отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

 

Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:

– формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;

– организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;

– постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;

– осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);

– реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;

– оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;

– проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;

– разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;

– организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;

– оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;

– участвовать в мероприятиях по риск-менеджменту;

– консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.

Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, – это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера – бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок.

Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.

На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:– в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);– у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным:

Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

При формировании структуры активов необходимо учитывать следующие принципы:

– объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;

– объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;

– состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;

– активы должны увеличивать скорость оборота;

необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Валеева Ю.С. Диагностика производственно-финансового потенциала промышленного предприятия. – М.: Экономический анализ, 2007.

3. Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2006. С. 503.

5. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: КноРус, 2006.

6. Заяц Н.Е. Финансы предприятий: учебное пособие. – Мн.: Высшая школа, 2005.

7. Караванова Б.П. Разработка стратегии управления финансами организаций: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Колчина Н.В. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ, 2003.

9. Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие / М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. – Москва: ИНФРА-М, 2003.

10. Лупей Н.А. Финансы. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.

11. Попова Р.Г. Финансы предприятий: Пособие / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И. Добросердова. – СПб.: Питер, 2007.

12. Семенов В.М. Финансы предприятий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.

13. Тренёв Н.Н. Управление финансами. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

14. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006.

15. Финансы организаций (предприятий): Учебник // Лапуста М.Г., Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2007.

16. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Пер. с нем. под общ. ред. И.П.Бойко. – СПб.: Питер, 2005.

17. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

18. Экономика фирмы: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Муравьевой. – М.: Мастерство, 2002.

САМОПРОВЕРКА

 

1. Имущество предприятия – это:

А. средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемую продукцию частями по мере износа;

Б. материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности, составляющие его активы;

В. предметы труда, используемые в производстве, которые полностью потребляются в производственном цикле;

Г. между этими определениями нет существенной разницы.

 

2. Как влияет на продолжительность одного оборота увеличение средних остатков оборотных средств:

А. продолжительность одного оборота оборотных активов увеличивается;

Б. продолжительность одного оборота оборотных активов уменьшается;

В. продолжительность одного оборота оборотных активов не меняется.

 

3. Как влияет на коэффициент загрузки средств уменьшение остатков оборотных средств:

А. коэффициент загрузки снижается;

Б. коэффициент загрузки увеличивается;

В. коэффициент загрузки не меняется.

 

4. Как влияет на себестоимость продукции рост уровня затрат на потребленные материальные ресурсы:

А. себестоимость снижается;

Б. себестоимость увеличивается;

В. себестоимость не меняется.

 

5. Как меняется себестоимость при снижении цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы:

А. себестоимость снижается;

Б. себестоимость увеличивается;

В. себестоимость не меняется.

 

6. Как меняется себестоимость продукции при росте цен на продукцию:

А. себестоимость снижается;

Б. себестоимость увеличивается;

В. себестоимость не изменится.

 

7. Какие из нижеперечисленных факторов прямо влияют на прибыль от продажи товарной продукции:

А. объем продажи;

Б. отпускная цена товара;

В. сроки продажи;

Г. качество продукции.

8. Какие из нижеперечисленных факторов прямо влияют на уровень среднепродажных цен:

А. рынки сбыта и конъюнктура рынка;

Б. уровень инфляции;

В. себестоимость продукции;

Г. структура товарной продукции.

 

9. Какие из нижеперечисленных резервов относятся к резервам увеличения прибыли и рентабельности:

А. увеличение численности работников предприятия;

Б. увеличение объема продаж;

В. увеличение количества отработанных дней;

Г. повышение качества продукции.

 

10. Как изменится прибыль, если возрастет среднепродажная цена изделия:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

11. Как изменится прибыль, если себестоимость возрастет:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

12. Как изменится уровень среднепродажной цены, если возрастет уровень инфляции:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

13. Как изменится рентабельность, если внереализационные расходы уменьшатся, а внереализационные доходы увеличатся:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

14. Как изменится рентабельность окупаемости затрат, если валовая прибыль возрастет, а себестоимость проданной продукции снизится:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

15. Как изменится рентабельность продаж, если чистая прибыль снизится, а сумма полученной выручки увеличится:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

16. Как изменится рентабельность капитала, если балансовая прибыль увеличится, а сумма инвестированного капитала уменьшится:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

 

17. Предприятия амортизационные фонды берут:

А. у Правительства РФ;

Б. не у Правительства РФ, а в Государственной Думе;

В. из прибыли;

Г. путем включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции, а после реализации продукции – перечислением из выручки в амортизационный фонд.

 

18. Уровень использования основных производственных фондов характеризуют:

А. рентабельность, прибыль,

Б. фондоотдача, фондоёмкость,

В. фондовооружённость труда,

Г. производительность труда рабочих.

19. Нематериальные элементы имущества предприятия – это:

А. название предприятия и используемые товарные знаки;

Б. репутация предприятия и круг постоянных клиентов;

В. денежные средства на расчетном счёте;

Г. авторские права, «ноу-хау», контракты;

Д. готовая продукция.

 

20. Основное назначение фондов обращения:

А. создать материальную основу эффективной работы;

Б. обеспечить денежными средствами ритмичность процесса обращения.

 

21. Что не входит в фонды обращения:

А. готовая продукция на складе и товары в пути;

Б. денежные средства в расчетах, кассе и на расчетном счете;

В. расходы будущих периодов.

 

22. Замедление оборачиваемости оборотных активов при росте выручки от реализации связано с:

А. увеличением стоимости остатков оборотных активов;

Б. уменьшением стоимости остатков оборотных активов;

В. не зависит от стоимости оборотных активов.

 

23. О чем свидетельствует ситуация, если выручка от продаж выросла на 15%, средняя величина оборотного капитала выросла на 5%;

А. продолжительность одного оборота оборотных активов вырастет;

Б. продолжительность одного оборота оборотных активов не изменится;

В. продолжительность одного оборота оборотных активов сократится.

 

24. Какие из нижеперечисленных видов оборотных средств относятся к группе «абсолютно ликвидных активов»:

А. денежные средства в кассе;

Б. товары отгруженные;

В. денежные средства на расчетном счете;

Г. запасы.

 

25. Рентабельность продукции определяется:

А. отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;

Б. отношением прибыли к средней стоимости имущества предприятия;

В. отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств.

 

26. Рентабельность отдельных видов продукции определяется:

А. отношением прибыли, включаемой в цену изделия, к цене изделия;

Б. отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;

В. отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;

Г. отношением чистой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.

 

27. Рентабельность производственных фондов определяется:

А. отношением прибыли к объему реализованной продукции;

Б. отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;

В. отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;

Г. отношением прибыли от финансово – хозяйственной деятельности к средней стоимости имущества предприятия.

 

28. Какие из нижеперечисленных задач относятся к анализу прибыли и рентабельности:

А. оценка причин, вызвавших изменение прибыли и рентабельности;

Б. оценка выполнения плана производства продукции;

В. выявление факторов, повлиявших на эффективность использования основных фондов.

 

Ключи к тесту:1) Г; 2) А; 3) А; 4) Б; 5) А; 6) В; 7) А, Б, Г; 8) А, Б, В; 9) Б, Г; 10) А; 11) Б; 12) А; 13) А; 14) А; 15) Б; 16) А; 17) Г; 18) Б; 19) А, Б, Г; 20) Б; 21) В; 22) А; 23) В; 24) А, В; 25) А; 26) А; 27) В; 28) А.




2015-12-15 3037 Обсуждений (0)
Организация финансового менеджмента на малых предприятиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация финансового менеджмента на малых предприятиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3037)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)