САМОПРОВЕРКА ПО РАЗДЕЛУ
1) Главное балансовое уравнение отражает: А. равенство активов и пассивов; Б. единство счетов бухгалтерского учета; В. необходимость привлечения заемных источников.
2) Отчетным периодом не является: А. месяц; Б. квартал; В. год; Г. является все перечисленное.
3) Что из нижеперечисленного относится к внеоборотным активам: незавершенное производство; А. незавершенное капитальное строительство; Б. расходы будущих периодов; В. дебиторская задолженность.
4) К оборотным активам не относятся: А. денежные средства; Б. готовая продукция; В. долгосрочные финансовые вложения организации; Г. относится все вышеперечисленное.
5) Срок уплаты налога по УСН за налоговый период у индивидуальных предпринимателей установлен: А. 25 января; Б. 31 марта; В. 30 апреля; Г. июля.
6) Основные средства принимаются к учету: А. по первоначальной стоимости; Б. по восстановительной стоимости; В. по ликвидационной стоимости.
7) Дебиторская задолженность включает следующие элементы: задолженность покупателей; А. принятые векселя фирм; Б. выпущенные фирмой векселя; В. командировочные расходы (выданные авансы); Г. задолженность перед банком по кредиту.
8) Активные счета увеличиваются: А. по дебету; Б. по кредиту; В. в зависимости от начального сальдо.
9) Задачи ведения бухгалтерского учета: А. предотвращение отрицательных финансовых результатов; Б. создание инвестиционной привлекательности фирмы; В. своевременное погашение задолженности; Г. составление финансовой отчетности, необходимой внутренним и внешним пользователям.
10) При ведении наличных денежных расчетов субъекты малого бизнеса обязаны вести: А. журнал поступлений наличных денег; Б. кассовую книгу; В. график движения денежных средств.
11) Состав отчетности при применении упрощенной системы налогообложения: А. налоговая декларация; Б. отчет для арбитражного суда; В. отчетность для Пенсионного фонда; Г. отчетность для Фонда Социального Страхования; Д. бухгалтерский баланс; Е. статистическая отчетность.
Ключи к тесту: 1) А; 2) Г; 3) Б; 4) В; 5) В; 6) А; 7) А, Б, Г; 8) А; 9) А, Г; 10) Б; 11) А, В, Г, Е. РАЗДЕЛ 10. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ ПО РАЗДЕЛУ
Цель изучения темы: освоить методику разработки бизнес-плана.
Задачи лекции: · дать основные понятия бизнес-планирования (п.10.1 и 10.2); · раскрыть цели и задачи бизнес-планирования (п.10.3 и 10.4); · дать методику расчета эффективности бизнес-плана (п.10.7.); · раскрыть виды бизнес-планов (п.10.8.); · дать требования к бизнес-плану и раскрыть его структуру (п. 10.11 и 10.12); · дать рекомендации по разработке бизнес-плана (п.10.14.); План изучения темы: §1. Сущность бизнес-планирования. §2. Преимущества бизнес-планирования. §3. Цели бизнес-планирования. §4. Задачи бизнес-планирования. §5. Основные объекты бизнес-планирования. §6. Экономическое содержание бизнес-плана. §7. Технико-экономическое обоснование проекта или ТЭО. §8. Типы бизнес–планов. §9. Зачем надо писать бизнес-план? §10. Как написать бизнес-план? §11. Требования к бизнес-плану. §12. Структура бизнес плана. §13. Показатели бизнес-планов. §14. Рекомендации по составлению и оформлению бизнес-плана. §15. Программы для разработки бизнес-плана. §16. Примеры бизнес-планирования §1. Сущность бизнес-планирования Бизнес-планирование представляет собой процесс разработки бизнес-плана, в котором осуществляется планирование бизнеса от формирования идеи до ее реализации. Новая экономическая среда ставит руководителей и специалистов перед необходимостью по иному строить свою работу. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как «антиплановые», но это далеко не так. Рыночные условия требуют еще более точной разработки целей, задач и способов их достижения. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий. Однако планирование деятельности компаний в условиях рынка по своим целям, содержанию и организации существенно отличается от долгосрочного и краткосрочного планирования, применявшегося ранее на российских предприятиях.
При создании пакета материалов по бизнес планированию необходимо учитывать конкурентоспособность фирмы, ее долю в определении емкости рынка. Страхование рисков также обязательно учитывается в бизнес планировании. Общая калькуляция себестоимости выпускаемой продукции корректируется в бизнес планировании с учетом показателей будущего долгосрочного периода. В период становления рыночных отношений появилось расхожее мнение о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования. Механизм делового рыночного планирования включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта. Практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования. Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет. В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов. В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов. В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями. В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов: · какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок; · каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться; · какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта; · сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков; · каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках; · какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты; · какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта; · каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менедже-рами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели: · общие исходные данные и условия выполнения проекта; · рынок сбыта продукции и производственная мощность; · материальные факторы производства и требуемые ресурсы; · местонахождение предприятия и транспортные связи; · проектно-конструкторская документация; · организация предприятия и накладные расходы; · потребность трудовых ресурсов и источники покрытия; · планирование сроков осуществления проекта; · финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели. В процессе бизнес-планированиямогут принимать участие две заинтересованные стороны: разработчики бизнес-плана и инвестор, который хочет знать эффективность вложения средств. §2. Преимущества бизнес-планирования Разработка бизнес-плана дает следующие преимущества: · дает возможность четко обдумать и оформить свои идеи, проверить их жизнеспособность на бумаге расчетным путем; · такой бумажный (виртуальный) вариант проверки идеи в конечном счете убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги, время и нервы; · позволяет предпринимателю гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее; · когда Вы завершите процесс написания бизнес-плана, он будет служить Вам, как схема или карта, точное следование которой позволит с большей вероятностью достигнуть намеченной цели. Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, а последующее финансовое планирование предприятия является намного более простым, так как требует только своевременного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.
§3. Цели бизнес планирования Социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям. Цель разработки бизнес-плана – планировать производственно-экономическую деятельность компании на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешнихцелей. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого – изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения. Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Внутренние цели – планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Понимание того, как правильно составить бизнес план, становится обязательным требованием к подготовке любого менеджера, управленца и бизнесмена. §4. Задачи бизнес-планирования Бизнес-план направлен на решение следующих задач: · определение конкретных направлений деятельности компании, целевых рынков и места компании на этих рынках; · формирование долгосрочных и среднесрочных целей компании, стратегии и тактики их достижения с определением лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии; · определение состава маркетинговых мероприятий компании по изучению спроса, ценообразованию, рекламе и пр.; · оценка материального и финансового положения компании и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных задач; · выявление трудностей и «угроз», которые могут помешать выполнению бизнес-плана. §5. Основные объекты бизнес-планирования Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты.Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг. §6. Экономическое содержание бизнес-плана В мировой практике комплексным документом, отражающим основные цели и содержание стратегического планирования развития компании и обеспечивающим максимальную эффективность принимаемых решений, является бизнес-план. При формировании бизнес-плана первостепенную роль играет сам процесс его разработки, в ходе которого решаются вопросы управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей и многие другие, происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пересмотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности компании. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д. Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Качественно разработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление и контроль деятельности компании. Составление бизнес-плана требует обязательного личного участия первого лица – руководителя компании, так как уже на стадии его разработки необходимо четко определить цели на плановый период, принять решения по координации усилий по их достижению и установить обязанности и ответственность всех подразделений и должностных лиц. Бизнес-план делает компанию более подготовленной к внезапным изменениям ситуации, способствует ее адаптации к новым условиям. Бизнес-план применяется не только для решения внутренних задач компании, он используется также и при установлении или расширении контактов с партнерами.
Бизнес-план инвестиционного проекта, это, по сути, – его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне менеджмента предприятия, его невладении ситуацией, и делает получение кредита в банке практически невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию. Это означает, что банк, учитывая более высокий риск невозврата кредита, обязательно увеличит величину процентов по кредиту в сторону увеличения, а кредит соответственно – станет дорогим и невыгодным. Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |