Структура технико-экономического обоснования
Примерная структура технико-экономического обоснования содержит следующие разделы: · исходные положения ТЭО; · описание потребности в увеличении мощностей производства, смены технологии или схемы производства; · обоснование выбора технологии, оборудования, схемы производства, строительные решения; · расчеты потребностей производства в сырье, материалах, энергетических и трудовых ресурсах; · экономические расчеты по предлагаемому проекту; · выводы и предложения, в которых дается общая оценка экономической целесообразности и перспектив от внедрения проекта.
В принципе, можно сказать, что технико-экономическое обоснование проекта или ТЭО, это, по сути, – сильно урезанная версия бизнес-плана. Несмотря на то, что термины бизнес-план и технико-экономическое обоснование прочно вошли в лексикон бизнесменов и экономистов, четкого разделения этих понятий до сих пор нет. Согласно сложившимся представлениям, технико-экономическое обоснование – результат разнообразных исследований, как экономической направленности, так и маркетинговых исследований. При этом делается вывод о реалистичности проекта, определяется круг экономических, организационных и других предполагаемых решений для оптимизации производственного процесса. Часто технико-экономическое обоснование является составной частью бизнес-плана. §8. Типы бизнес-планов В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов: · производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка; · инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов; · бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий; · бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
Успехи производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются качеством производственного бизнес-планирования, которое включает определения перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и «для кого». Производственное бизнес-планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия. Производственное бизнес-планирование выступает как заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов и объема работ, а также методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Производственное бизнес-планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего предприятие желает достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. §9. Зачем надо писать бизнес-план? В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий: · администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке; · существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие; · при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения; · администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы. §10. Как разработать бизнес-план Существуют три варианта разработки бизнес-плана: · заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам; · оставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия; · написать бизнес-план самостоятельно. Возможны комбинации двух или всех трех вариантов. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них: Заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам. Недостатки: · такой вариант является относительно более дорогим по сравнению с другими; · привлеченные консультанты почти наверняка не владеют знаниями технологий и специфики производственных процессов Вашего или проектируемого предприятия, что означает, что им потребуется время на то, чтобы разобраться в этом вопросе и возможно потребуется привлечение технических экспертов со стороны; · проблема доверия заказчика к качеству работы и профессиональной подготовке привлекаемых консультантов. Преимущества: · профессиональные консультанты знают как написать бизнес-план, поэтому высока вероятность получить профессионально сделанный и грамотно оформленный проект бизнес-плана; · в случае, если проект делается для уже работающего предприятия, его персонал будет значительно меньше отвлекаться от выполнения своих текущих и ежедневных задач; · незаинтересованность и непредвзятость сторонних консультантов в результатах оценки инвестиционного проекта и возможность посмотреть на проект чужими глазами может помочь выявить и устранить недостатки и слабые места проекта еще на этапе проектирования. Поставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия. Недостатки: · персонал Вашего предприятия может не знать, как написать бизнес-план с учетом всех необходимых требований и не иметь достаточной подготовки для разработки грамотного проекта бизнес-плана; · работники предприятия могут быть завалены текущей работой и не иметь ни времени, ни желания, ни достаточного стимула, чтобы написать бизнес-план; · персонал работающего предприятия зависим от администрации, может иметь свои собственные интересы, не совпадающие с интересами собственника, что наверняка повлияет на объективность оценки и самое главное – на выводы по проекту. Преимущества: · не требуется нести дополнительные затраты по сравнению с привлечением консультантов, если персонал знает, как написать бизнес-план; · персонал работающего предприятия, как правило, хорошо знаком с технологическими и прочими схемами и особенностями предприятия. Написать бизнес-план самостоятельно. Недостатки: · Вы можете не знать, как написать бизнес-план и не обладать профессиональной подготовкой и знаниями для подготовки грамотного проекта или Вам понадобятся значительные затраты времени и сил на обучение; · Вы можете не иметь времени на подготовку проекта; · есть сомнения в том, что Вы все сделаете правильно. Преимущества: · этот вариант самый дешевый; · Вам придется самому разобраться во всех деталях проекта, что даст Вам возможность очень хорошо разобраться в механизме функционирования предприятия и сделает управление бизнесом более грамотным и эффективным, а значит, наверняка принесет и вполне осязаемые результаты; · Вы будете знать, как написать бизнес-план, когда задумаете следующий проект. §11. Требования к бизнес-плану Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, профессиональный бизнес-план не может содержать элементов украшательства. Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным. Объем бизнес-плана – порядка 20–30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и тогда объем может достигать 50 листов и более. Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения. Бизнес-план инвестиционного проектадолжен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов. В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например: «В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли...» или «Будущее за нашей прогрессивной технологией...»). Такие вещи – признак отсутствия профессионализма. Должна быть приведена достоверная информация о рисках от участия в инвестиционном проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены варианты его избежания или минимизации. §12. Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований. Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет существенно отличаться от бизнес-плана торговой структуры, бизнес-плана отделения банка или предприятия сферы услуг. Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит. Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана – краткого резюме или развернутого и всестороннего варианта. Разница между ними только в объеме информации – резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы. Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен – для получения кредита в банке, привлечения инвестора или партнера, предварительной оценки инвестиционного проекта, проведения презентации инвестиционного проекта или для внутрифирменного планирования. В каких-то случаях некоторые разделы могут рассматриваться более детально, а некоторым разделам может не уделяться особого внимания. Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта Основные разделы, которые содержит типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта: 1. Титульная страница бизнес-плана – содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) – суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления. 2. Резюме проекта – представляет собой основные положения, суть, «выжимки» из проекта, его основные выводы. Цель резюме – заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме проекта в бизнес-плане обычно составляет 2–3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями. Резюме должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект. 3. Описание компании – автора инвестиционного проекта – содержит основную информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке. 4. Описание продукта или услуги – включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях. 5. Маркетинговый анализ – содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров. Маркетинговый анализ – самый первый и очень важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке. Основной задачей данного раздела бизнес-плана является дать ответ на вопросы – сколько и какого именно товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее. 6. Стратегия продвижения товара – здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом и может быть недостаточно проработан неопытным разработчиком бизнес-плана. 7.Производство – в случае, если это производственное предприятие, данный раздел бизнес-плана включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений, их технико-экономическое обоснование и расчеты затрат на реконструкцию или строительство. В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, динамика цен, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений и согласований, требования по технике безопасности труда. В случае, если разрабатывается инвестиционный проект торгового или обслуживающего предприятия, этот раздел бизнес-плана делается более подробным. Он включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты. В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты. 8. План по персоналу – в этом разделе бизнес-плана приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение. 9. Организационная структура и управление – содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала. В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления. 10. Финансовый план – самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия – затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль. 11. Анализ рисков проекта – в этом разделе бизнес-плана дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации. 12. Приложения к бизнес-плану – это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы. Бизнес-план для привлечения инвестора Бизнес-план для привлечения инвестораимеет свою специфику. Основными задачами в данном случае является убедить инвестора в выгодности для него вложений в представляемый ему инвестиционный проект. Бизнес-план для инвестора обычно имеет небольшой объем, как правило, это 8–10 листов и он носит характер краткого резюме инвестиционного проекта. В нем должны быть представлены только цели, результаты проведенного исследования рынка, суть проекта, требуемые и имеющиеся ресурсы, предполагаемые результаты от его реализации, основные показатели и краткие выводы. Основной задачей такого резюме бизнес-плана является заинтересовать инвестора и заставить его ознакомиться с проектом подробнее. Инвесторы обычно очень занятые люди и не будут тратить свое время на чтение подробных бизнес-планов ради уяснения сути проекта. А так как предложений у инвестора может быть много, первое впечатление может оказаться решающим. Поэтому бизнес-план для инвестора обычно пишут в виде краткого резюме инвестиционного проекта. Если инвестора заинтересует представленный Вами бизнес-план инвестиционного проекта, он сам захочет получить более подробную информацию. Подробный бизнес-план имеет большой объем и описывает все стороны проекта. Для того, чтобы убедить инвестора в серьезности предложения, лица представляющие проект, и в первую очередь руководитель, должны показать полную информированность обо всех основных моментах представляемого инвестиционного проекта. Для успеха презентации бизнес-плана инвестиционного проекта нужно основательно подготовиться и попробовать самому себе задать вопрос о том, что бы делали Вы на месте инвестора, какие бы вопросы Вы задали. После этого найдите приемлемые и честные ответы на собственные вопросы. Кроме того, нужно быть психологически готовым к неожиданным вопросам, жесткой критике и скептическому отношению к проекту, Вашей компетенции и профессиональным качествам. Кроме отдачи от инвестиций инвестора будет интересовать риск при участии в проекте и возможные варианты его оптимизации, а также возможность контроля положения дел предприятия и действий его руководства. Нужно также заранее хорошо обдумать все возможные варианты участия сторон в проекте и определиться со стратегией ведения переговоров. Кредит под бизнес-план Банк всегда выдает кредит под бизнес-план, он должен быть уверен, что Вы трезво оцениваете свои возможности по погашению кредита. Бизнес-план наглядно показывает, что Вы делали расчеты и представляете реальную картину своего бизнеса. Поэтому каждый заемщик составляет бизнес-план для получения кредита, что является обязательным условием банка. Бизнес-план для получения кредита отличается от бизнес-плана для инвестора несколькими моментами: · бизнес-план для получения кредита должен показать потребность предприятия в финансировании в определенный момент и на точно определенный срок; · потенциальный заемщик, желающий получить кредит под бизнес-план должен доказать банку выгодность для предприятия использования заемных оборотных средств; · бизнес-план для получения кредита ориентирован на то, чтобы показать банку или другому кредитору высокий уровень платежеспособности предприятия, а значит – возможность погасить кредит и проценты за его использование. Банк, как правило, не будет интересоваться деталями бизнес-плана, не имеющими прямого отношения к платежеспособности и уровню ликвидности предприятия. Его заинтересует, в первую очередь, наличие у предприятия серьезного залога или поручителя. Если первое условие выполняется, будет изучаться вопрос кредиторской задолженности. Банку будет интересно, кому и сколько должно предприятие, имеется ли просроченная кредиторская задолженность и как давно она образовалась, тенденция к росту или к снижению задолженности. Следующий вопрос эксперта банка будет о дебиторской задолженности предприятия. Иногда служба безопасности банка будет наводить справки и пытаться узнать какая часть из дебиторской задолженности является сомнительной к возвращению. Получить кредит под бизнес-план в банке – это обычно довольно длительная процедура, которая требует подготовки целого пакета документов, больших затрат времени и крепких нервов. Все это время банк требует один документ за другим, требования к нужным документам могут меняться даже в процессе оформления сделки. Сначала приходится иметь дело только с кредитным экспертом, потом с начальником кредитного отдела, а в случае, если банк относит кредит к категории крупных, то и с руководством отделения банка. Сумма выдаваемого банком кредита обычно составляет не более 40–50% от стоимости залога, которая определяется экспертной оценкой. Рекламные условия получения кредита обычно сильно отличаются от реальных. Часто случается так, что в процессе получения кредита банк «предлагает» предприятию погасить еще некоторые платежи и дополнительные сборы за получение банковского кредита. Неафишируемые банком сборы за получение кредита могут составить 5–10% от суммы кредита. Банк может не согласиться с предоставленными результатами экспертной оценки и «ненавязчиво» попросить предприятие обратиться к рекомендованному им самим эксперту-оценщику, стоимость услуг которого, как правило, в 1,5–3 раза выше среднерыночной. Кроме затрат на экспертную оценку придется понести затраты и на страхование сделки, что является обязательным требованием со стороны банка. Для страхования сделки также справедливо сказанное выше относительно эксперта-оценщика. §13. Показатели бизнес-плана В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов: – наименование инвестиционного проекта и его краткое описание; – цель проекта и сроки его реализации; – срок окупаемости инвестиций; – ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик); – предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета); – предельно минимальный срок кредита; – форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка); – план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года; – основные рынки сбыта продукции и конкуренты; – результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования); – структура себестоимости по основным статьям расходов. Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве. §14. Рекомендации по составлению и оформлению бизнес-плана Титульный лист бизнес-плана – это визуальное обращение от Вашего предприятия к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя, поэтому титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным. Если Вы располагаете такой возможностью, то лучше всего на титульном листе привести эмблему и логотип Вашего предприятия. Это обеспечивает запоминаемость документа. На титульном листе обязательно должны присутствовать: · название предприятия; · название проекта (или другое назначение Вашего бизнес-плана); · месторасположение предприятия, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом; · фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана; · дата (месяц и год) составления.
Часто очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т.д., будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно соответствовать Вашему роду занятий, указывать на Вас, Ваш бизнес или месторасположение и вызывать положительные эмоции, как у читателей бизнес-плана, так и потенциальных клиентов. Конфиденциальности бизнес-плана Данный меморандум составляется в целях предупреждения лиц, о конфиденциальности содержащейся в бизнес-плане информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что знакомившийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей или о запрете передачи третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать средства в его реализацию.
Пример информации о конфиденциальности бизнес-плана: Данный бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также передаваться третьим лицам Пояснения и рекомендации по составлению Резюме бизнес-плана Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом. Бизнес-план предназначен для потенциальных инвесторов, через руки которых, как правило, проходит не один бизнес-план. Они хотят выяснить, в чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность, сколько денежных средств вам необходимо и источники финансирования. Заинтересуйте их. В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель Вашего предприятия. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана. Рекомендуемая структура резюме · Краткое описание проекта, его цели и задачи. · Ресурсное обеспечение. · Механизм реализации. · Уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги. · Объем требуемого внешнего финансирования. · Прогноз объема продаж и прибылей. · Возврат займов инвесторам. Основное требование к резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 1–2 машинописных страниц.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |