Основные направления государственной политики в сфере безопасности населения и этапы ее развития
Основной обязанностью государства является обеспечение гарантий безопасности проживания и деятельности населения. Государственная политика в сфере обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях опирается на широкий спектр различных направлений науки и техники, производства большой номенклатуры защитных средств, подготовки кадров, финансирования, использования и сохранения природных ресурсов, обучения населения и др. Одним из важных направлений деятельности государства по обеспечению безопасности населения было формирование рациональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обоснование ее места и роли в общегосударственной структуре. Исторически доказано, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биосоциального и военного характера всегда была и остаётся актуальной в настоящее время (табл.2.1). Необходимость образования соответствующих государственных структур была обусловлена, прежде всего, появлением и ростом военных угроз, созданием и развитием новых средств поражения. Так, созданию местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР в 1932 году предшествовало появление и бурное развитие боевой авиации. Таблица 2.1 Этапы создания РСЧС
Формирование системы гражданской обороны (ГО) страны в 1961 году в составе Министерства обороны было связано с появлением ракетно-ядерного и химического оружия. Ориентация гражданской обороны в основном на решение задач военного времени объективно не могла решать задачи ликвидации последствий ЧС мирного времени. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и землетрясение в Армении, а также увеличивающееся количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и оценка их последствий показали необходимость дальнейшего развития системы гражданской защиты в мирное и военное время. Поэтому в 1991 году был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), который в 1994 году реорганизован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В этот же период времени было принято решение о формировании Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которую затем переименовали в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (далее система) [22]. Завершающим этапом формирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций явилось принятие Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794, которое утвердило Положение о РСЧС с учетом вышеуказанных изменений государственных структур. В последующим, уточнялись и конкретизировались задачи системы, ее структура, режимы функционирования и уровни реагирования. Эти вопросы закреплены в Указе Президента РФ от 28 августа 2003 г. №991 «О совершенствовании единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 29.06.2013 N 593), №68-ФЗ от 21.12.94г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 02.07.2013. №185-ФЗ), Постановлении Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 05.06.2013г. №476,), Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1007 «О силах и средствах единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Дальнейшее развитие комплекса мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нашей стране закреплено Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014г.№ 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Цели Программы - обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий террористических актов и военных действий; обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; обеспечение эффективной деятельности и управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; развитие системы обеспечения промышленной безопасности Программа будет реализована в 2 этапа: - первый - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.; - второй - 1 января 2016 г. - 31 декабря 2020 г. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 1 744 837 773 000 рублей. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах РСЧС предназначена для решения задач мирного и военного времени по: - предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; - обеспечению безопасности населения и территорий; - снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; - ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Основные задачи РСЧС: - разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; (в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ) - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; (в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ) - организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ) - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций; - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах. (в редакции Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2262)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |