Место курса в профессиональной подготовке выпускника
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины Общее языкознание Специальность № 031001 "Филология" Факультет Филологический Кафедра Русского языка и литературы Форма обучения Очная Курс 4 Семестр 7 Экзамен 7 семестр
Автор: канд.филолог.наук, доцент ______________Юсупова Д.Д.
Санкт-Петербург 2009 г. Содержание УМК
I. Программа учебной дисциплины (рабочая программа)
II. Приложение к программе
III. Перечень программного обеспечения
IV. Фонд контрольных заданий
V. Методическое обеспечение УМК
VI. Активные формы и методы обучения
VII. Конспект лекций
VIII. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Общее языкознание»
IX. Экзаменационные билеты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и методической работе_______________Сидненко Т.И. _________________________2009 года
РЕКОМЕНДОВАНО Кафедрой русского языка и литературы Протокол № ______ от __________________2009 г. Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.
ПРИНЯТО УМС, протокол № ______ от _______________2009 г. Председатель _________________ Сидненко Т.И.
ПРОГРАММА
Дисциплины Общее языкознание Специальность № 031001 "Филология" Факультет Филологический Кафедра Русского языка и литературы Форма обучения Очная Курс 4 Семестр 7 Экзамен 7 семестр
Автор: канд.филолог.наук, доцент ______________Юсупова Д.Д.
Санкт-Петербург 2009 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика дисциплины. Курс «Общее языкознание» завершает лингвистическую подготовку студентов-филологов, являясь продолжением и углублением курса «Введение в языкознание», который изучается на I курсе обучения, а также других лингвистических дисциплин: словообразование и морфология русского языка, синтаксис русского языка.
Цель курса.Общее языкознание» - ознакомление студентов с основными и актуальными теоретическими проблемами науки о языке, направлениями и школами в современном отечественном и зарубежном языкознании, а также с оригинальными трудами крупных языковедов ХХ века. Программный материал курса сгруппирован в 17 узловых тем в соответствии с учебной сеткой часов. Первые 12 тем посвящены изучению функций и устройства языка как универсального знакового механизма общения и описанию его единиц по уровням структуры и лингвистического анализа. Последние 5 тем знакомят с некоторыми традиционными и новыми научными направлениями в теоретической лингвистике ХХ-ХХI века. Программа предусматривает проведение семинарских и практических занятий, посвященных выявлению специфики языка как знаковой системы, рассмотрению основных грамматических категорий, изучению иерархии языковых уровней и особенностей каждого из них, а также обсуждению основных положений трудов отечественных и зарубежных лингвистов.
Основная задача курса - познакомить студентов с основными проблемами науки о языке: язык и общество, язык и мышление, взаимодействие языков и закономерности их развития, сегменты, составляющие собственно язык - фонетика, морфология, грамматика, синтаксис, принципы классификации языков и т. п.
Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент. Студенты, приступающие к изучению дисциплины «Общее языкознание» должны знать лингвистическую терминологию, которую они освоили в рамках школьной программы по русскому языку и в курсе «Введение в языкознание», а также обладать навыками самостоятельной работы по подготовке конспектов, реферативных работ и устных докладов на заданные темы.
Учебная задача дисциплины В результате изучения дисциплины «Общее языкознание» студент должен: - знать основные положения о сущности и функциях языка, о его системном характере и иерархической структуре, грамматическом строе; - уметь анализировать единицы каждого уровня языка (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического), выявлять отражение в языке особенностей речевой ситуации; - иметь представление о происхождении и развитии языка, о классификации языков мира, а также о развитии лингвистической науки и ее связях с другими науками; - обладать навыками комплексного анализа текста как объекта лингвистического исследования. Воспитательная задача дисциплиныопределяется формированием у студентов значимости выбранной профессии. Студенты решают практические задачи, выступают на семинарах и учатся работать в коллективе, а именно иметь свое мнение и уметь доказать правильность своей точки зрения. Изучение студентами данной дисциплины будет способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции, целостного представления о языке как системе.
1.2. Курс «Общее языкознание» полностью отражает специфику Государственной полярной академии, процесс обучения в которой преимущественно ориентирован на студентов, приехавших из северных регионов. Поэтому при изучении общих лингвистических вопросов необходимо обращать внимание на особенности родных языков, что способствует более глубокому пристальному вниманию к русскому и родным языкам.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Учебная дисциплина «Общее языкознание» базируется на знаниях студентов, полученных в процессе изучения школьного курса русского языка, и находится в тесной взаимосвязи с дисциплинами «Введение в языкознание», «Русский язык и культура речи», «Риторика». Данный курс является базовым для освоения всех лингвистических дисциплин и способствует формированию языковой компетенции в качестве основы профессиональной деятельности специалиста-филолога. Курс направлен на выработку у студентов аналитических и практических навыков в рассмотрении лингвистических категорий и понятий. Системное представление о понятийном аппарате современной науки о языке должно способствовать формированию целостной личности студента.
1.4. Программа предусматривает: Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с лингвистической литературой по проблемам языкознания. Семинары должны проводиться с учетом активных форм проведения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.
1.5. Элементы профессиональной направленности программного материала, развивающие практические навыки специалиста выражаются: - через умение быстро и четко формулировать ответы на поставленные лингвистические вопросы; - при необходимости вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения; - через умение выбрать с лингвистической точки зрения наиболее эффективный вариант при решении поставленных задач и обосновать свой выбор.
1.6. Самостоятельная работа студентов связана с написанием рефератов и докладов по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса. Написание рефератов и докладов является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных лингвистических проблем. При выборе темы реферата или доклада студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы. При выборе темы можно ориентироваться на перечень вопросов семинарских занятий.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |