Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы, детерминирующие становление личности



2015-12-15 982 Обсуждений (0)
Факторы, детерминирующие становление личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Фактор Нормативное развитие Отклоняющееся развитие
Природ­ная среда Благоприятные гео­графическое местожи­тельство и климатиче­ские условия Неблагоприятные геогра­фическое местожительст­во и климатические усло­вия
Биологи­ческий фактор Нормальная наследст­венность, фиксиро­ванный пол, хорошее здоровье Отягощенная или обога­щенная наследственность, недостаточная дифферен­циация пола, задержка психического развития, акцентуации характера, сексуальные расстройства
Социаль­ный фак­тор Достаточный уровень экономического бла­госостояния семьи, стимулирование раз­вития личности и по­вышения уровня ее об­разованности, психо­логически комфорт­ные семейные отноше­ния, дифференциро­ванное общее и вариа­тивное профессиональ­ное образование Низкий уровень экономи­ческого благосостояния семьи, неполная или со­циально неблагополучная семья, слабодифференцированное обучение в шко­ле, отсутствие профессио­нального образования, иг­норирование уровня про­фессионализма, отсутст­вие системы аттестации, социально-этническое не­равенство
Актив­ность лич­ности Активная позиция, сверхнормативная профессиональная ак­тивность, непрерыв­ное образование, само­организация, самооб­разование, саморазви­тие и самоактуализа­ция Депрессивная пассивность, социальная инерт­ность, лень, равнодушие, социальная дезадаптив-ность
Случай­ные собы­тия и об­стоятель­ства Чувствительность к благоприятному стече­нию обстоятельств и случайных знаковых событий Неблагоприятная судьба, иррациональные тенден­ции в развитии, бессозна­тельное влечение к разру­шению своего Я

Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники активности. Общепри­нятой классификации потребностей нет. Одну из основательных попыток классификации потребно­стей предпринял американский психолог А. Маслоу1. Он выделил пять базовых уровней потребностей и произвел прикидочную оценку степени их удовлет­ворения, ориентируясь на американский образ жиз­ни. Приведем эти потребности.

1. Физиологические потребности: в пище, отды­хе, движении, жилье, сексе, защите от стихийных бедствий, сил природы и др. Любая из них, по мне­нию А. Маслоу, может стать главенствующей. В сред­нем данные потребности удовлетворяются на 85 %.

2. Потребности в безопасности: защищенности, защите от насилия и угроз, в стабильности. Степень удовлетворения — около 70 %.

3. Потребности в общении, привязанности и люб­ви, присоединении и принятии. Отчетливо проявля­ются лишь при удовлетворении потребностей первых двух уровней. Удошютворяются в среднем на 50 %.

4. Потребности в уважении, самоуважении, т. е. в хорошей репутации, признании компетентности, профессиональном престиже, добром имени, доста­точном уровне образования. В среднем удовлетворя­ются на 40 %.

5. Потребности в самоактуализации, в реализа­ции своего потенциала, в творчестве. Степень удов­летворения этих потребностей — всего лишь около 10%.

А. Маслоу утверждал, что если человеку не удается удовлетворить потребности более высоких уровней, то он стремится как можно полнее «отвести душу» на удовлетворении простейших потребностей. Удовлет­ворение потребностей, находящихся внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, распо­ложенных на более высоких уровнях, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические по­требности должны быть в достаточной степени удовлет­ворены, прежде чем возникнут потребности в безопас ности; физиологические потребности и потребности в безопасности и защите должны быть удовлетворе­ны до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в при­надлежности и любви. По А. Маслоу, такое иерархи­ческое расположение основных потребностей явля­ется главным принципом, лежащим в основе органи­зации мотивации человека.

А. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные труд­ности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Можно допустить, что на разных стадиях станов­ления личности значение потребностей как источни­ков активности меняется. Очевидно, что в младенче­стве решающее значение имеют физиологические потребности и потребность в принадлежности (эмо­ционально-телесном контакте), в дошкольном воз­расте — потребность в общении и присоединении, в юности — потребность в самоуважении, в зрелом воз­расте — потребность в самоактуализации. Сказанное не означает, что другие потребности утрачивают свою актуальность. Нет, конечно. Но не они опреде­ляют основной вектор становления личности.

Среди существующих теорий психологического развития можно выделить две, по-разному трактую­щие источники становления личности.

Первая рассматривает становление личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принци­пе не зависящие от воспитания и обучения человека. Признавая ускоряющее влияние обучения и воспитания на развитие личности, сторонники данной кон­цепции считают, что изменить внутреннюю последо­вательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Характеризуя данную кон­цепцию, Л. С. Выготский писал, что обучение и раз­витие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как про­цесс, подчиненный природным законам и протекаю­щий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, кото­рые возникают в процессе развития.

Вторая концепция, развиваемая научной школой Л. С. Выготского, исходит из того, что в основе пси­хического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествую­щих поколений, в результате чего происходит вос­произведение в человеке исторически сформировав­шихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс становления личности имеет конкрет­но-исторический характер. Каждому типу общества присущ вполне определенный тип развития лично­сти, стихийно или целенаправленно определяемый сложившейся в данном обществе системой воспита­ния и народного образования. Л. С. Выготский под­черкивал, что обучение призвано опережать разви­тие, вести его за собой, только тогда оно будет эффек­тивным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятель­ной деятельности (зона актуального развития), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педаго­гами (зона ближайшего развития).

Завершая рассмотрение вопроса о факторах становления личности, следует подчеркнуть, что реша- ющее значение имеют социальные условия (обуче­ние и воспитание); важная роль отводится собственной активности личности, самовоспитанию; биологические факторы выполняют функции предпосы­лок, возможностей психического развития.

Движущими силами становления личности являют­ся противоречия двоякого рода: между личностью и внешними условиями жизнедеятельности и обуслов­ленные внутриличностными образованиями. Основ­ным диалектическим противоречием выступает про­тиворечие между сложившимися свойствами лично­сти и объективными требованиями ведущей деятель­ности. Для каждой стадии становления личности ха­рактерны свои специфические противоречия. Сня­тие их приводит к переходу личности на следующую стадию становления. Детерминация становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному. Социально-психологиче­ские теории рассматривают развитие как результат социальной селекции и социализации. Большое значение придается случайности. Психодинамиче­ские теории в качестве детерминант развития рассмат­ривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, приобретенный в раннем детст­ве. Важную роль играет реальная ситуация, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности. Представители психологии развития факторами ста­новления считают психическое развитие ребенка, до­школьное и школьное образование.

Исследование закономерностей становления личности в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объек­тивных и субъективных факторов. Активным, произ­водящим началом признаются социальные условия, а следствием отражения этих условий — изменения в субъектах.

Положение о первичности социальной детерми­нации развития личности не означает полного игно­рирования биологических особенностей человека.

В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.

В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечествен­ные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие — меньшее. А. В. Брушлинский, специально проанализировав­ший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внут­ренних условий развития. По мере становления лич­ности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия1.

Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, т. к. они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индиви­дуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредует­ся внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличе­ния масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразова­ния объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, че­ловек может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.



2015-12-15 982 Обсуждений (0)
Факторы, детерминирующие становление личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы, детерминирующие становление личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)