Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии психосексуального развития (по 3. Фрейду)



2015-12-15 1335 Обсуждений (0)
Стадии психосексуального развития (по 3. Фрейду) 0.00 из 5.00 0 оценок




Стадия Возрастной период Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная 0—18 месяцев Отвыкание от груди или рож­ка. Отделение себя от мате­ринского тела
Анальная 1-3 года Приучение к туалету (само­контроль)
Фалличе­ская 3-6 лет Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная 6—12 лет Расширение социальных кон­тактов со сверстниками
Гениталь-ная Пубертат (поло­вое созревание) 12-18 лет Установление интимных от­ношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Психосексуальное развитие — это биологически определенная последовательность, развертывающа­яся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каж­дую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания. Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация раз­вития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25—45 лет у мужчин); 2) зрелость (до 55 лет); 3) ста­рость, для которой характерно непрерывное нараста­ние инволюции, завершающееся естественной фи­зиологической смертью.

На Международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 г., была принята классификация возрастных периодов, пред­ставленная в табл. 7.

Таблица 7

Классификация возрастных периодов

Возрастной период Мужчины Женщины
Новорожденные 1-10 дней
Грудные дети 10 дней— 1 год
Раннее детство: 1-2 года
первый период 3—7 лет
второй период 8-12 лет 8-11 лет
Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет
Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет
Средний возраст:    
первый период 22-35 лет 21-35 лет
второй период 36-60 лет 36-55 лет
Пожилые люди 61-74 года 56—74 года
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители Старше 90 лет

Периодизация развития личности: психологические подходы

Личность является прежде всего субъектом соци­альных отношений и сознательной деятельности, по­этому в качестве основания периодизации становления личности выбирается социальная ситуация развития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленно­сти развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жиз­ненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, совре­менника определенной эпохи и сверстника опреде­ленного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизнен­ной программой — целями и смыслом жизни, кото­рыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогене­за, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»1.

В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития лично­сти Э. Эриксона. Центральным в ней является поло­жение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертыва­ние этих стадий регулируется в соответствии с эпиге­нетическим принципом2 созревания. Э. Эриксон выделил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный и негативный компоненты. Э. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует при­оритетное время наступления в генетически обуслов­ленной последовательности развития.

Стадии развития личности представлены в табл. 81. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей графе перечислены сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса.

Таблица 8

Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону)

Стадия Психосоциальный кризис Сильная сторона
Младенчество (рождение — 1 год) Доверие — недоверие Надежда
Ранний возраст (1-3 года) Автономия — стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры (3-6 лет) Инициативность — вина Цель
Школьный возраст (6-12 лет) Достижение — неполноценность Компетентность
Подростковый возраст (12—19 лет) Идентичность2 -ролевое смешение Верность
Молодость (20-25 лет) Интимность — изоляция Любовь
Зрелость (26—64 года) Продуктивность — застой Забота
Старость (65 лет — смерть) Интеграция — отчаяние Мудрость

В отечественной психологии получила распро­странение периодизация детства Д. Б. Эльконина.

Основываясь на разработанной им концепции разви-: тия психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет дет­ство на эпохи с последовательно чередующимися пе­риодами, первый из которых характеризуется усвое­нием задач и развитием мотивационно-потребност-ной стороны деятельности, а второй — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответст­вует четко фиксированная ведущая деятельность:

• непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года);

• предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет);

• сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);

• учеба (от 7 до 12 лет);

• интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);

• учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)1.

Таким образом, в данной возрастной периодиза­ции в качестве основных критериев развития высту­пают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности де­тей. Отсутствие определенных временных границ го­ворит о том, что автор сделал акцент не на метриче­ской, а на типологической характеристике возраст­ного развития.

А. В. Петровский, анализируя эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания пери­одизации детства ведущей деятельности. «Всесто­роннее и гармоничное развитие личности, — пишет он, — не может на каждом возрастном этапе опреде­ляться всего лишь одним ведущим типом деятельно­сти»2. Далее А. В. Петровский уточняет свою позицию: «В качестве личностно-образующей ведущей де­ятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную, многоплановую деятель­ность... и в этой системе нет оснований выделять «ве­дущие» или же «ведомые» компоненты»1.

А. В. Петровский развивает альтернативную со­циально-психологическую концепцию развития личности и возрастной периодизации. Решающее значение в ней отводится развитию личности в груп­пах, иерархически расположенных на ступенях онто­генеза.

Опираясь на это концептуальное положение, А. В. Петровский строит обобщенную модель развития личности в онтогенезе и разрабатывает периодиза­цию этого процесса, имея в виду самую общую карти­ну становления социально зрелой личности2.

Важную роль в развитии личности играют фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза адаптации предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими фор­мами и средствами деятельности. Вторая фаза харак­теризуется поиском средств и способов для обозначе­ния своей индивидуальности. Фаза интеграции отра­жает принятие личности коллективом, группой и отождествление индивида с группой. Каждая из фаз выступает как момент становления личности инди­вида в ее важнейших проявлениях и качествах.

Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных видов периодизации жизни человека и разви­тия личности?

1. Классификация осуществляется по разным критериям: психофизиологическим, психосексуаль­ным, психологическим и социально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации пока­зывает, что камнем преткновения являются именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза челове­ка не увенчались успехом.

2. Следует различать периодизацию жизни чело­века и периодизацию становления личности.

Период детства дифференцируется существую­щей в стране системой дошкольного и школьного об­разования. Закон «Об образовании» и уставы образо­вательных учреждений определяют границы до­школьного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7—17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о вве­дении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периоди­зации.

Основываясь на этих положениях, можно конста­тировать, что рассмотренные критерии периодиза­ции детства являются скорее личностно-образующи-ми факторами становления детей на разных ступенях образования.

Для онтогенеза человека продуктивными пред­ставляются классификации по психофизиологиче­ским и психосексуальным основаниям, для развития личности — по таким основаниям, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личност­ные новообразования. Вся человеческая жизнь мо­жет дифференцироваться по каким-то общим крите­риям. Выделение же единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при пе­реходе от одной эпохи развития личности к другой. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин счи­тали, что для детства оправдано использование одних критериев, а для взрослости нужны другие основа­ния.

Исходя из этого положения в становлении лично­сти, можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), ран­нюю взрослость (до 23 лет), взрослость1 (до 60 лет) и старость (после 60 лет).

Дифференциацию детского возраста целесооб­разно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д. Б. Элъконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой ста­дии развития. Переход от одной стадии к другой со­провождается нормативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные пере­живания и поэтому не осознаются личностью.

Периодизация взрослости

Рассмотрим сложившиеся в возрастной психоло­гии подходы к периодизации взрослости. Характери­зуя взрослость, выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их вьщеления не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18—23 года), моло­дость (23-30 лет), зрелость (30-60 лет). При характе­ристике каждого периода рассматриваются личност-но-образующие факторы: система отношений, веду­щая деятельность, профессионализация и др.

В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодиза­ции, выделенные Д. Б. Элькониным, перестраивают­ся в следующей иерархической последовательности:

Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуаль­ном развитии человека привело к тому, что в современной пси­хологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрос­лость».

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития1.

Э. Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособления2.

Л. Д. Столяренко рассматривает периодизацию сквозь призму социализации личности. Критериями выступают ведущая деятельность и ведущая сторона социализации3.

А. В. Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приво­дит уровень развития группы.

Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятель­ность, социальная ситуация развития не изменяются. Б. С. Братусь, анализируя развитие личности в зре­лом возрасте, выделяет две стороны этого процесса:

• потребностно-мотивационную сферу личности;

• операционально-техническую область деятель­ности.

Изменение равновесия между этими сторонами приводит к перестройке и личности и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление лич­ности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возраст­ных кризисов4.

Взрослость — это еще и период определения свое­го места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии этого процесса.

Е. А. Климов предлагает следующую профессио­нально ориентированную периодизацию:

• оптация (12—17 лет) — период выбора профес­сии и учебно-профессионального заведения;

• профессиональная подготовка (15—23 года) — овладение профессиональными знаниями, умения­ми и навыками;

• адаптация (16—18 лет) — вхождение в профес­сию и привыкание к ней;

• фаза интернала (18—23 года) — приобретение профессионального опыта;

• мастерство (23—35 лет) — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета (35—55 лет) — достижение про­фессионалом высокой квалификации;

• наставничество (55—60 лет) — передача профес­сионалом своего опыта.

Не претендуя на строгую научную дифференциа­цию профессиональной жизни человека, Е. А. Кли­мов предлагает эту периодизацию для критического размышления1.

А. К. Маркова в качестве критерия выделения эта­пов становления профессионала избрала уровни про­фессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адап­тации к профессии, самоактуализации в ней и сво­бодного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, твор­ческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне де­формации личности.

5. Послепрофессионализм — завершение профес­сиональной деятельности1.

За рубежом широкое признание получила перио­дизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост — развитие интересов, способностей (0-14 лет);

2) исследование — апробация своих сил (14-25 лет);

3) утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание — создание устойчивого про­фессионального положения (45—64 года);

5) спад — уменьшение профессиональной актив­ности (65 лет и более)2.

Весьма продуктивной, на наш взгляд, является периодизация профессионализации, разработанная Ю. П. Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональ­ную продуктивность, профессиональную идентич­ность и профессиональную зрелость.

Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития лично­сти и степень соответствия результатов ее деятельно­сти социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности.

Профессиональная идентичность характеризует значимость для индивида профессии и профессиона­лизации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы са­мореализации и самоактуализации личности.

Наиболее сложным является критерий профессио­нальной зрелости. Профессиональная зрелость свиде­тельствует о сформированности личностного конту­ра регулирования в процессе профессионального развития, о степени осознания личностью своих воз­можностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой лично­сти характерно умение соотносить свои возможно­сти, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессиональ­ного становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессио­нальная зрелость является ведущим показателем ста­новления субъекта профессионализации.

В качестве хронологического основания периоди­зации Ю. П. Поваренков рассматривает «профессио­нальный возраст» индивида, т. е. длительность про­фессионализации, трудовой стаж и т. д. Однако воз­растные границы профессионализации Ю. П. Пова­ренков не указывает1.

Анализ работ по проблеме периодизации становле­ния личности позволяет сделать следующее заключение.

1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни исключает выделение универсальных критериев перио­дизации взрослости: для одной группы людей опре­деляющим фактором является социальная ситуация развития (система общественных, семейных и про­фессиональных отношений), для другой — профессио­нальная деятельность и уровни интеграции в профес­сиональные сообщества, для третьей — психологиче­ские новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество ва­риантов становления личности.

2. Периодизация становления личности в онтоге­незе по единому психологическому критерию не оправдана. Онтогенез личности целесообразно диф­ференцировать в зависимости от общественных ин­ститутов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онто­генезе можно выделить пять таких периодов, объеди­ненных общей социальной ситуацией развития:

• дошкольное детство (0—6 лет);

• школьный возраст (7—17 лет);

• ранняя взрослость (18—23 года);

• взрослость (24—60 лет);

• старость (60 лет и более).

Своеобразие периода определяют личностно-образующие факторы развития, к которым от­носятся:

• природная среда;

• биогенетические особенности;

• социогенетические условия;

• собственная активность личности;

• судьбоносные, знаковые события.

Для дошкольного детства определяющими факто­рами являются биогенетические особенности и при родная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собствен­ная активность личности, а также знаковые, судьбо­носные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические фак­торы, природная среда и социально-экономические условия жизни.

3. Периоды делятся на стадии становления — от­носительно самостоятельные ступени развития лич­ности. Стадии отличаются личностно-образующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.

Основываясь на этих положениях, а также на при­нятой в отечественной психологии возрастной пери­одизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 9).

Таблица 9



2015-12-15 1335 Обсуждений (0)
Стадии психосексуального развития (по 3. Фрейду) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии психосексуального развития (по 3. Фрейду)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)