Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дошкольный возраст (3— 7лет)



2015-12-15 1648 Обсуждений (0)
Дошкольный возраст (3— 7лет) 0.00 из 5.00 0 оценок




Возникновение самооценки означает начало но­вого этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет — одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отно­шений ребенка со взрослыми, возрастание его само­стоятельности. Кризис выражается в появлении не­гативизма, упрямства, строптивости, протеста — бун­та, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется от­ношение ко взрослым и самому себе.

Социальная ситуация развития ребенка после трех лет характеризуется новыми социальными отно­шениями. Это связано с повышением значимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивной деятель­ности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок овладел действиями с разными предметами и теперь может пользоваться ими само­стоятельно. Постепенно он переходит к разным ви­дам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по правилам. В играх воспроизводятся роли и отно­шения взрослых, имитируется предметная деятель­ность.

Способность к символическому замещению в про­цессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. — развивает образное воображение детей, подго­тавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распространение в настоящее время игрушек, являю­щихся точными копиями реальных вещей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвы­чайно важной для этого возраста психической функ­ции — воображения.

Игры дошкольников преимущественно ролевые.1 В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широ­ко распространенные социально-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солда­та, шофера и др., что способствует формированию первоначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ро­лям кладет начало профессиональному самоопреде­лению. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентированные отношения. Можно констатиро­вать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возника­ет первоначальное избирательное отношение к про­фессиям, которое в дальнейшем будет влиять на про­фессиональный выбор. Потенциальные возможно­сти дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследова­ния. Анализ психобиографий педагогических работни­ков показывает, что игры в дошкольном детстве во многом определили их профессиональный выбор.

Игра способствует усвоению норм и правил поведе­ния, что развивает произвольность психических про­цессов, помогает обучению полноценному общению детей друг с другом. Основной линией психического развития является переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентативному интеллекту» (мышлению в пред­ставлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже.

Для этого периода характерна половая идентифи­кация: ребенок осознает себя как девочку или маль­чика. Большое значение в обогащении его самосо­знания принадлежит играм, которые приобретают профессионально-ролевой характер.

В дошкольном детстве ребенок переживает не­сколько возрастных кризисов: кризисы новорож­денного, первого года, трех лет и семи лет. Для про­фессионального становления личности важным яв­ляется кризис трех лет, означающий переход от предметно-манипулятивной деятельности к игре, от опе­рационально-предметной сферы к смыслообразующим отношениям.

Кризис семи лет означает переход к нормативным учебным действиям со знаками и свидетельствует о готовности к обучению в школе. Таким образом, до­школьное детство завершается при возникновении у детей психологической готовности к школьному обу­чению. Психологическая готовность определяется достаточно высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольно­сти психических процессов.

Обобщенная характеристика становления лично­сти в дошкольном детстве приведена в табл. 12.

 

Таблица 12

Становление личности в дошкольном детстве

Психологиче­ские характе­ристики Стадии становления
    Младенчество (0-1 год) Раннее детство (1-3 года) Дошкольный возраст (3-7лет)
Основные потребности Физиологи­ческие по­требности, потребность в эмоциональ­но-телесном контакте с матерью -первая соци­альная по­требность Психофизио­логические потребности и потребность в овладении предметным миром и ори­ентировке в нем Потребность в психическом развитии, роле­вом общении, любви и одобре­нии
Ведущая деятельность Общение со взрослым и манипулиро­вание пред­метами Предмет-но-манипуля-тивная и изоб­разительная деятельность Игра
Кризисы становления Кризис ново-рожденности Кризис перво­го года жизни Кризис трех лет
Основные психологи­ческие ново­образования Комплекс оживления, начальная форма пони­мания речи, ориентиров­ка в окружа­ющем про­странстве, эмоциональ­ность Подражатель­ность, речь, способность пользоваться предметным миром, от­крытие «Я» — появление чувства лич­ности Способность к идентификации с другими людь­ми, персонажа­ми сказок, поло­вая идентифи­кация, страх, способность к символическо­му замещению предметов, пси­хологическая готовность к школе

 

В заключение следует отметить, что наиболее значимыми психологическими приобретениями до­школьного детства являются становление эмоцио­нальности в младенчестве, открытие «Я» и развитие интеллекта в раннем детстве, развитие творческого воображения в дошкольном возрасте. Это период первоначального, аморфного профессионального самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания.

Школьный возраст

Младший школьный возраст (7—10 лет)

Поступление ребенка в школу ведет к возникно­вению кризиса семи лет. Изменение социальной си­туации развития, новая система отношений приводят к рождению социального «Я» ребенка. Перестройка всего жизненного уклада, смена ведущей деятельно­сти вызывают у него глубокие переживания по пово­ду своей новой социальной роли. Оценки учителей и родителей определяют самооценки детей. Неудачи или успехи приводят к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценно­сти или чувства собственной значимости и компе­тентности. Эти аффективные образования, подкреп­ляясь соответствующими событиями и оценками, бу­дут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки школьника.

Принципиально новая социальная ситуация раз­вития ребенка возникает с поступлением его в школу. Впервые ребенок начинает выполнять общественно важную деятельность, что ставит его в объективно новую позицию по отношению к взрослым и сверст­никам, меняет его самооценку, определенным обра-" зом перестраивает взаимоотношения в семье.

Значимость учебной деятельности в дальнейшем становлении личности обусловливает ее ведущий ха­рактер. В процессе ее выполнения происходит разви­тие основных психологических новообразований этого возраста: усиливается произвольность психиче­ских процессов, возникает внутренний план действий, формируется рефлексия.

Учитывая значимость учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника, рас­смотрим ее структуру в соответствии с представлени­ями Д. Б. Эльконина:

1) учебно-познавательные мотивы, в основе кото­рых лежат познавательная потребность и потреб­ность в саморазвитии;

2) учебная задача, т. е. система заданий, при вы­полнении которых школьник осваивает наиболее об­щие способы выполнения учебных действий;

3) учебные операции, входящие в состав обобщен­ных способов выполнения действий;

4) контроль процесса учебной деятельности, глав­ным образом обобщенных способов ее выполнения;

5) оценка способов решения учебной задачи. При этом важна не столько отметка как таковая, сколько содержательная оценка процесса и результата учеб­ной деятельности1.

Учебная деятельность строится таким образом, что в младшем школьном возрасте развивается преи­мущественно словесно-логическое мышление.

В конце этого возрастного периода уже проявля­ются индивидуальные различия: выделяются группы «теоретиков», «практиков» и «художников» в зависимости от преобладающего типа мышления. Эти раз­личия обнаруживаются в избирательном отношении ' кучебным предметам и инициируют развитие интереса к определенным профессиям и видам трудовой деятельности.

Важным по своим последствиям в будущем про­фессиональном самоопределении становится разви­тие чувства компетентности (Э. Эриксон). Формиру­ется это психологическое новообразование на основе переживания ребенком своих успехов в учебной дея­тельности.

Мотивации достижения успеха и избегания неуда­чи складываются в процессе переживания детьми своей успеваемости. У отдельных неуспевающих школьников возникает особая компенсаторная моти­вация к другим, неучебным видам деятельности: ри­сованию, музыке, спорту, обслуживающему и техни­ческому труду. Можно допустить, что неудачи в учебе побуждают детей самоутверждаться в других обще­ственно полезных видах деятельности. Эти поиски инициируют профессиональное самоопределение личности в младшем школьном возрасте.

Таким образом, ведущая (учебная) деятельность определяет характер основных психологических но­вообразований этого возраста, влияет на самовоспри­ятие. Если чувство компетентности у младшего школь­ника не формируется, то возникает чувство неполно­ценности, которое отрицательно сказывается на его психологическом самочувствии в школе.



2015-12-15 1648 Обсуждений (0)
Дошкольный возраст (3— 7лет) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дошкольный возраст (3— 7лет)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)