Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии профессионального становления



2015-12-15 876 Обсуждений (0)
Стадии профессионального становления 0.00 из 5.00 0 оценок




Профессиональное становление охватывает дли­тельный период жизни человека (35—40 лет). В тече­ние этого времени меняются жизненные и профессио­нальные планы, происходит смена социальной ситу­ации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разде­ления данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Поскольку на выбор профессионального труда, становление специалиста влияют социально-эконо­мические факторы, то правомерно в качестве основа­ния членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детермини­рует отношение личности к профессии и профессио­нальным общностям.

Следующим основанием дифференциации про­фессионального становления выступает ведущая де­ятельность. Ее освоение, совершенствование спосо­бов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осу­ществляемая на репродуктивном уровне, предъяв­ляет иные требования к личности, чем частично по­исковая и творческая. Психологическая организа­ция личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого со­мнения, отличается от психологической организации личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализации конк­ретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно от­нести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой лич­ности.

Таким образом, в качестве оснований для выделе­ния стадий профессионального становления лично­сти оправданно взять социальную ситуацию и уро­вень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

1. Началом данного процесса является зарожде­ние профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предме­тов (0—12 лет). Это стадия аморфной оптации.

2. Затем следует формирование профессиональ-!, ных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором про­фессии. Этот период в становлении личности полу­чил название оптации. Особенность социальной си­туации развития заключается в том, что юноши и де­вушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей де­ятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и про­фессиональные интересы, формируются жизнен­ные планы. Профессиональная активность лично­сти направлена на поиск своего места в мире про­фессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведе­ние (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой соци­альной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социаль ной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профес­сионально-познавательная, ориентированная на полу­чение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситу­ация коренным образом меняется: новая система отно­шений в разновозрастном производственном коллек­тиве, иная социальная роль, новые социально-эконо­мические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональ­ная. Однако уровень ее выполнения, как правило, но­сит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социаль­но-профессиональную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и само­стоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все боль­ше погружается в профессиональную среду. Реализа­ция деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника спосо­бами. Стабилизация профессиональной деятельно­сти приводит к формированию новой системы отно­шений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию но­вой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, инди­видуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приво­дят к переходу личности на второй уровень профессио­нализации, на котором происходит становление про­фессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявле­ния индивидуализируется и зависит от психологи­ческих особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творче­скими потенциями, развитой потребностью в само­осуществлении и самореализации, переходит на сле­дующую стадию — профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность лично­сти, продуктивный уровень выполнения профессио­нальной деятельности. Переход на стадию мастерст­ва изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной де­ятельности, резко повышает уровень профессиональ­ной активности личности. Профессиональная актив­ность проявляется в поиске новых, более эффектив­ных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, по­пытках преодолеть, сломать традиционно сложив­шиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постиже­ние вершин профессионализма (акме) — свидетель­ство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном процессе профессио­нального становления личности выделяется семь ста­дий (табл. 11).

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания веду­щей деятельности, освоение либо присвоение но­вой социальной роли, профессионального поведе­ния и, конечно, перестройку личности. Все эти из­менения не могут не вызывать психической напря­женности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессиональ­ного становления личности.

Таблица 11



2015-12-15 876 Обсуждений (0)
Стадии профессионального становления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии профессионального становления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)