Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы исследования психологии профессионального образования



2015-12-15 2716 Обсуждений (0)
Методы исследования психологии профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Задача исследования Группа методов исследования Конкретные методы исследования
Описание особен­ностей профессио­нального образова­ния и профессио­нального развития личности Неэксперимен­тальные методы Лонгитюдный метод, наблюдение, психо­биографический ме­тод, опросные мето­ды, изучение продук­тов деятельности и др.
Измерение психо­логически значи­мых признаков учебно-профессио­нальной деятель­ности обучаемых Психометриче­ские методы Тесты специальных способностей, тесты достижений, опрос­ники интересов, диа­гностика обучаемости и др.
Объяснение пси­хологических осо­бенностей, зако­номерностей и ме­ханизмов профес­сионального обра­зования Эксперименталь­ные методы Естественный, лабо­раторный, моделиру­ющий эксперименты
Формирование и отслеживание раз­вития личности обучаемых Генетические методы Формирующий экспе­римент, мониторинго­вые исследования
Обработка методов исследования Методы матема­тической обра­ботки Дисперсионный, кор-эеляционный, фак-горный анализ

 

Полученные в процессе лонгитюда результаты за­висят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-эконо­мических условий, в которых проводилось исследо­вание. Наличие стольких факторов усложняет полу­чение достоверных результатов. И, тем не менее, счи­тается, что лонгитюдные исследования обеспечива­ют высокую предсказательную валидность, надеж­ность результатов, основанную на однородности изу­чаемой выборки.

Сложность использования лонгитюдного метода обусловлена отбором испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера вы­борки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200—2000 испытуемых.

Следующая проблема — определение оптималь­ных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследовании про­фессионального становления личности в качестве интервала обследования можно было бы избрать ста­дии и фазы профессионального развития.

Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.

Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью исследованиям Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических событии. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претер-н певают изменения. Одним из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, является его высокая стоимость.

Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других методов, в част­ности психобиографии.

Психобиография — метод психологического изу­чения жизненного пути конкретных лиц. Первона­чально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деяте­лей науки и культуры, а также для исследования ин­дивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в психологии про­фессионального образования позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональ­ных намерений, факторах выбора профессии, труд­ностях профессионального образования, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности и др.

Наблюдение — метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психиче­ских явлений на основе их преднамеренного и систе­матического восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализован­ное наблюдение), в отдельных случаях по плану (сво­бодное наблюдение).

Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет скорректиро­вать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы.

Формализованное наблюдение ведется по стан­дартизированной программе; наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксиру­ются в протоколе. Отмечается частота их проявле­ния, психическая напряженность, поведенческие ре­акции людей и т. д.

Особенностью наблюдения как метода исследова­ния является то, что сбор информации осуществляет­ся при помощи разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.

В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают включенное на­блюдение, когда исследователь входит в состав груп­пы и выполняет все виды деятельности этой группы, и стороннее наблюдение, когда исследователь рас­сматривает ситуацию непосредственно или находит­ся за пределами наблюдаемого действия, когда ана­лизируются психические явления, снятые кино- или видеокамерой.

Наблюдение как метод психологии профессиона­льного образования применяется при оценке органи­зации учебного места и учебно-производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации обуча­емого, его поведения, профессиональной обучаемо­сти и роста квалификации. Наблюдение целесооб­разно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессио­нального обучения на рабочем месте.

Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности полученных дан­ных из-за большого количества сопутствующих явле­ний и высокой вероятности субъективной интерпре­тации наблюдаемых событий. При наблюдении при­ходится информировать обучаемых о задачах иссле­дования, что вносит изменения в их учебно-профес­сиональное поведение и деятельность.

Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно-про­фессионального труда обучаемых: графических доку­ментов (чертежей, схем, проектов), различных поде­лок, технических устройств, производственных изде­лий и т. п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне профессиональной обученности, развития профессионально важных ка­честв обучаемого: аккуратности, ответственности, точности и др. Анализ количества и качества изде­лий, изготовленных в течение определенного учеб­ного времени, позволяет определить уровень сенсо-моторной обучаемости, время наступления утомле­ния и сделать выводы о наилучшем режиме учебного труда.



2015-12-15 2716 Обсуждений (0)
Методы исследования психологии профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы исследования психологии профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)