Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемное поле психологии профессионального образования



2015-12-15 948 Обсуждений (0)
Проблемное поле психологии профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Образование как социокультурный феномен

Образование традиционно определяется как со­здание человека по образу и подобию существую­щей в данное историческое время культуры. При этом культура понимается как воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, со­знания людей, а также предметов и явлений в жизни общества1.

Развитие образования определяется социаль­но-политическими, экономическими и культурными условиями общества. Наиболее тесной является взаимосвязь образования и культуры.

Развитие индустриального общества существенно обогатило культуру, расширило ее границы. Произ­водство материальных ценностей стало частью куль­туры. Промышленная революция привела к возник­новению практико-ориентированного образования. Постепенно развиваются два вида образования: об­щее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личности, и функционально- ориентированное на освоение индустриальных технологий и становление работника. Эти два вида образования оформились в начале XX в. как общее и производственное образование. Производственное постепенно трансформировалось в профессиональ­ное образование.

В конце XX столетия происходит переход к постин­дустриальному обществу. Развитие информацион­ных технологий, появление мультимедиальных средств отражения реальной и ирреальной действи­тельности, широкое распространение психотехноло­гий приведут к серьезному изменению культуры, утверждению новой цивилизации. Образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предполо­жить, что на смену общему и профессиональному об­разованию придет целостное, совокупное личностно ориентированное образование. Основанием для та­кого предположения являются следующие тенден­ции развития современного образования:

1. Каждый уровень образования признается орга­нической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных, совокупных образо­вательных учреждений, объединяющих гимназию, колледж, университет либо лицей, колледж, универ­ситет (возможны также другие варианты преемствен­ных уровней общего и профессионального образова­ния).

2. В образование широко внедряются информа­ционные технологии, включая мультимедиа и вирту­альные технологии. Применение этих технологий су­щественно изменяет традиционное когнитивно ори­ентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования значительно расширяют ин­теллектуальную деятельность обучаемых.

3. Отмечается тенденция перехода от жестко рег­ламентированной организации образования к вариа­тивному, блочно-модульному, контекстному обуче­нию1. Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, спо­собности к самореализации и самообразованию.

4. Постепенно изменяется взаимодействие педа­гога и обучаемого, приобретая характер сотрудниче­ства. И педагог, и обучаемый становятся равноправ­ными субъектами образовательного процесса.

5. Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному, совокупно ин­тегрированному образованию предполагает совмест­ную ответственность за процесс и результат образо­вания, предусматривает способность к самоопределе­нию — действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях.

Эти тенденции характеризуют современное со­стояние образования в развитых странах и обуслов­ливают принципы его реформирования в конце XX столетия.

Основные принципы развития образования:

• развитие личности обучаемого, становящееся системообразующим фактором проектирования об­разования, ориентация образования на становление личности обусловливает принципиально новые орга­низацию, содержание образования и технологии обу­чения;

• становление действенной компетенции (соци­альной, интеллектуальной, нравственной) обучаемого как личности, способной к самоопределению, мообразованию, саморегуляции и самоактуалир ции, провозглашаемое целью образования;

• дифференциация содержания и организации процесса образования, происходящая на основе уче­та индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в реализации и осущест­вления себя;

• преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и вы­сшего) с ориентацией на целостное образование. Яд­ром реализации этого принципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, которая станет фактором междисциплинарной интеграции содер­жания и технологии обучения;

• адекватность уровней образования и культуры, обеспеченная личностно ориентированным характе­ром содержания и технологиями обучения.

Образование как система, процесс и результат

Образование представляет собой неравновесную систему1, внутри которой в зависимости от различ­ных факторов: уровня образования, возраста обучае­мых, отношения к церкви и государству, социокультурной направленности — можно выделить разные подсистемы.

Системообразующим фактором образования яв­ляется его цель — развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и техно­логии обучения.

Образование как систему можно анализировать в трех измерениях, в качестве которых выступают:

• социальный масштаб рассмотрения: образование в мире, определенной стране, регионе, а также система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и других форм образования;

• ступень образования: дошкольное, школьное, профессиональное (начальное, среднее специаль­ное, высшее), послевузовское (аспирантура, докто­рантура) образование, повышение квалификации и переквалификация;

• профиль образования: общее, специальное (гу­манитарное, техническое, естественно-научное, ме­дицинское и т. п.)1.

Все эти три измерения представлены в различного рода учреждениях: международных организациях, ми­нистерствах, департаментах образования, вузах, кол­леджах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах.

Образование как процесс осуществляется в обуче­нии и учении, которые образуют единство. Обуче­ние — это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому челове­ку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др. Реализуется обучение в педагогической деятель­ности учителя, преподавателя, мастера производст­венного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социо­культурного опыта называется обучаемостью, а ре­зультат процесса обучения — обученностью.

Характеризуя развивающее обучение, В. В. Давыдов сформулировал следующие его основные положения: • обучение осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов;

• содержание учебньр предметов разрабатывает­ся в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности;

• каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной формы обще­ственного сознания: науки, искусства, нравственно­сти, права;

• стержнем учебного предмета является его про­грамма: систематическое и иерархическое описание знаний и умений, которые подлежат усвоению;

• программа определяет технологию обучения, характер учебных (дидактических) пособий, а также проектирует тот тип мышления, который формиру­ется у обучаемых при усвоении учебного материала1.

Учение — это целенаправленное присвоение обу­чаемым транслируемого ему социокультурного опы­та и формируемого на этой основе индивидуального опыта: знаний, умений, навыков, обобщенных спо­собов выполнения действий, социальных, учебных и профессиональных качеств и способностей.

Анализ концепций учения, проведенный И. И. Ильясовым, показывает, что одни авторы трак­товали учение как усвоение знаний, умений и навы­ков {Я. А. Коменский, А. Дистервег, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), другие рассматри­вали учение как усвоение знаний, умений и развитие познавательных процессов {И. Гербарт, К. Д. Ушин-ский), третьи — как приобретение опыта и перестрой­ку прежних структур опыта (Ж. Пиаже, К. Коффка)1.

И. Лингарт рассматривает учение как вид деятель­ности, в которой субъект в данной ситуации изменя­ется под влиянием внешних условий в зависимости от результатов собственной деятельности, строит свое поведение и свои психические процессы, т. е. учение трактуется как фактор психического разви­тия1.

В. В. Давыдовым учение рассматривается как спе­цифический вид учебной деятельности, в содержа­ние которого входит не только процессуальность и результативность, но и структурная организация. При этом большое внимание уделяется формирова­нию учебной деятельности и ее субъекта2.

Все рассмотренные выше определения учения по­зволяют констатировать многоаспектность этого фено­мена. Результатами учения являются изменения в со­знании, приобретение умений и навыков в форме опы­та и многоплановых видов деятельности и поведения, а также развитие способностей и качеств личности.

Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фик­сируется в форме стандарта. Современные стандарты образования определяют содержание и объем знаний и умений, включают требования к качествам челове­ка, которые должны быть сформированы при изуче­нии данного учебного предмета. В целом стандарт об­разования отражает оптимальный уровень социокуль­турного опыта, который должен приобрести обучае­мый по окончании учебного заведения.

Второй составляющей результата образования яв­ляется образованность человека: его уровень подго­товленности, совокупность сформированных зна­ний, умений, социальных, интеллектуальных, пове­денческих качеств и социокультурный опыт. Образо­ванность может быть как общая, так и социаль­но-профессиональная.

Полноценное системное образование, получен­ное в процессе обучения, создает условия для реали­зации человеком себя как личности, придает ему со­циально-профессиональную мобильность, заклады­вает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.



2015-12-15 948 Обсуждений (0)
Проблемное поле психологии профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемное поле психологии профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)