Проблемное поле психологии профессионального образования
Образование как социокультурный феномен Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию существующей в данное историческое время культуры. При этом культура понимается как воспроизводимая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества1. Развитие образования определяется социально-политическими, экономическими и культурными условиями общества. Наиболее тесной является взаимосвязь образования и культуры. Развитие индустриального общества существенно обогатило культуру, расширило ее границы. Производство материальных ценностей стало частью культуры. Промышленная революция привела к возникновению практико-ориентированного образования. Постепенно развиваются два вида образования: общее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личности, и функционально- ориентированное на освоение индустриальных технологий и становление работника. Эти два вида образования оформились в начале XX в. как общее и производственное образование. Производственное постепенно трансформировалось в профессиональное образование. В конце XX столетия происходит переход к постиндустриальному обществу. Развитие информационных технологий, появление мультимедиальных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психотехнологий приведут к серьезному изменению культуры, утверждению новой цивилизации. Образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное, совокупное личностно ориентированное образование. Основанием для такого предположения являются следующие тенденции развития современного образования: 1. Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных, совокупных образовательных учреждений, объединяющих гимназию, колледж, университет либо лицей, колледж, университет (возможны также другие варианты преемственных уровней общего и профессионального образования). 2. В образование широко внедряются информационные технологии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Применение этих технологий существенно изменяет традиционное когнитивно ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых. 3. Отмечается тенденция перехода от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению1. Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию. 4. Постепенно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становятся равноправными субъектами образовательного процесса. 5. Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному, совокупно интегрированному образованию предполагает совместную ответственность за процесс и результат образования, предусматривает способность к самоопределению — действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях. Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обусловливают принципы его реформирования в конце XX столетия. Основные принципы развития образования: • развитие личности обучаемого, становящееся системообразующим фактором проектирования образования, ориентация образования на становление личности обусловливает принципиально новые организацию, содержание образования и технологии обучения; • становление действенной компетенции (социальной, интеллектуальной, нравственной) обучаемого как личности, способной к самоопределению, мообразованию, саморегуляции и самоактуалир ции, провозглашаемое целью образования; • дифференциация содержания и организации процесса образования, происходящая на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в реализации и осуществления себя; • преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориентацией на целостное образование. Ядром реализации этого принципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологии обучения; • адекватность уровней образования и культуры, обеспеченная личностно ориентированным характером содержания и технологиями обучения. Образование как система, процесс и результат Образование представляет собой неравновесную систему1, внутри которой в зависимости от различных факторов: уровня образования, возраста обучаемых, отношения к церкви и государству, социокультурной направленности — можно выделить разные подсистемы. Системообразующим фактором образования является его цель — развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения. Образование как систему можно анализировать в трех измерениях, в качестве которых выступают: • социальный масштаб рассмотрения: образование в мире, определенной стране, регионе, а также система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и других форм образования; • ступень образования: дошкольное, школьное, профессиональное (начальное, среднее специальное, высшее), послевузовское (аспирантура, докторантура) образование, повышение квалификации и переквалификация; • профиль образования: общее, специальное (гуманитарное, техническое, естественно-научное, медицинское и т. п.)1. Все эти три измерения представлены в различного рода учреждениях: международных организациях, министерствах, департаментах образования, вузах, колледжах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах. Образование как процесс осуществляется в обучении и учении, которые образуют единство. Обучение — это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др. Реализуется обучение в педагогической деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, инструктора. Способность обучаемого к присвоению социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения — обученностью. Характеризуя развивающее обучение, В. В. Давыдов сформулировал следующие его основные положения: • обучение осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов; • содержание учебньр предметов разрабатывается в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности; • каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной формы общественного сознания: науки, искусства, нравственности, права; • стержнем учебного предмета является его программа: систематическое и иерархическое описание знаний и умений, которые подлежат усвоению; • программа определяет технологию обучения, характер учебных (дидактических) пособий, а также проектирует тот тип мышления, который формируется у обучаемых при усвоении учебного материала1. Учение — это целенаправленное присвоение обучаемым транслируемого ему социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта: знаний, умений, навыков, обобщенных способов выполнения действий, социальных, учебных и профессиональных качеств и способностей. Анализ концепций учения, проведенный И. И. Ильясовым, показывает, что одни авторы трактовали учение как усвоение знаний, умений и навыков {Я. А. Коменский, А. Дистервег, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), другие рассматривали учение как усвоение знаний, умений и развитие познавательных процессов {И. Гербарт, К. Д. Ушин-ский), третьи — как приобретение опыта и перестройку прежних структур опыта (Ж. Пиаже, К. Коффка)1. И. Лингарт рассматривает учение как вид деятельности, в которой субъект в данной ситуации изменяется под влиянием внешних условий в зависимости от результатов собственной деятельности, строит свое поведение и свои психические процессы, т. е. учение трактуется как фактор психического развития1. В. В. Давыдовым учение рассматривается как специфический вид учебной деятельности, в содержание которого входит не только процессуальность и результативность, но и структурная организация. При этом большое внимание уделяется формированию учебной деятельности и ее субъекта2. Все рассмотренные выше определения учения позволяют констатировать многоаспектность этого феномена. Результатами учения являются изменения в сознании, приобретение умений и навыков в форме опыта и многоплановых видов деятельности и поведения, а также развитие способностей и качеств личности. Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стандарта. Современные стандарты образования определяют содержание и объем знаний и умений, включают требования к качествам человека, которые должны быть сформированы при изучении данного учебного предмета. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения. Второй составляющей результата образования является образованность человека: его уровень подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образованность может быть как общая, так и социально-профессиональная. Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |