Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессионально обусловленная структура деятельности



2015-12-15 1293 Обсуждений (0)
Профессионально обусловленная структура деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




При определении профессиональной структуры деятельности мы основывались на моделях деятельно­сти, разработанных психологами Е. М. Ивановой, Б. Ф. Ломовым, Г. В. Суходольским, В. Д. Шадриковым.

В психологической структуре деятельности выде­ляют три уровня обобщения:

• конкретные виды деятельности и ситуации;

• типовые профессиональные задачи и функции;

• профессиональные действия, умения и навыки. Частью теории деятельности, характеризующей

развитие деятельности и ее компонентов во времени, учитывающей профессионально обусловленный ха­рактер ее динамики, является праксиология.

Важное положение праксиологии — признание саморазвития любой деятельности. Она развивается функционируя и функционирует развиваясь. Само­развитие конкретной деятельности состоит в порож­дении новых, прогрессивных ее элементов взамен су­ществующих старых. Становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта, и самой деятельности.

Профессиональное становление субъекта выра­жается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формиро­вания индивидуального стиля деятельности. В отли­чие от этого процесса становление профессиональ­ной деятельности проявляется в развитии ее приемов и способов, совершенствовании технологии, обога­щении методологического инструментария и расши­рении области его применения.

В результате развития субъекта ему становятся до­ступными все более сложные профессиональные за­дачи. А в результате становления деятельности фор­мируются новые задачи и способы их решения. Это пополняет предметную область профессии, совер­шенствует ее технику и технологию, систему знаний и практического опыта.

На стадии оптации профессиональная деятель­ность, которую выбирает оптант, отражается не всегда адекватным представлением о ее социальной значи­мости, способах профессиональной подготовки, об­ласти распространения, условиях труда, матери­альных благах. О содержании профессиональной деятельности представление у оптанта, как прави­ло, достаточно поверхностное.

Развитие деятельности на втором этапе — профес­сиональной подготовки — происходит от учебно-по­знавательной к учебно-профессиональной и от нее к реальной профессиональной деятельности.

Существующая система профессиональной под­готовки видит свою цель в формировании учебно-по­знавательной деятельности: ее мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков. На ее освоение и направлены усилия обучаемых. Воз­никает противоречие между целью и результатами профессиональной подготовки. Цель учебного заве­дения — освоение и развитие учебно-познавательной деятельности, результат профподготовки — освоение профессиональной деятельности.

Преодоление этого противоречия возможно пу­тем изменения деятельности обучаемых с учетом ее становления. Реализация развивающейся професси­онально ориентированной деятельности обусловли­вает выбор адекватных развивающих и развиваю­щихся технологий обучения.

На стадии адаптации идет активное освоение деятельности через овладение исполнительской ча­стью нормативно одобряемой профессиональной деятельности. Выполнение профессиональных функций приводит к формированию умений и на­выков. Развитие деятельности на этом этапе связа­но с уровнем умений.

Четвертая стадия — профессионализация — харак­теризуется образованием блоков интегративных элементов деятельности, так называемых модулей деятельности, которые формируются по мере со­вершенствования исполнительской части в про­цессе ее освоения. Образование таких крупных блоков приводит к выработке наиболее стабильно­го стиля выполнения деятельности. Стабилизацией нормативно одобряемой деятельности, как прави­ло, заканчивается становление профессиональной деятельности.

Дальнейшее ее развитие на пятой стадии станов­ления — стадии мастерства — должно привести к новому качественному уровню выполнения деятельно­сти — творческому. Особенностью этого уровня явля­ется мобильность деятельности при сформированности ее структурных и функциональных элементов, поиск нового инструментария, его освоение и совер­шенствование, развитие исследовательского компо­нента деятельности.

Механизм развития деятельности внешне выгля­дит как индивидуальная и социальная эволюция ее строения, которая приводит к заметному прогрессу деятельности. Сущность этого явления заключается в движении социальных и личных потребностей, обу­словливающих динамику профессиональных моти­вов, возникновение новых и преобразование извест­ных целей, видоизменение профессиональных тех­нологий, освоение новых средств труда.

Определение саморазвития деятельности как творческого процесса (Я. А. Пономарев) позволяет допустить принципиальную возможность достиже­ния стадии мастерства. Однако объективная воз­можность становится действительностью лишь при наличии субъективных возможностей. Поэтому на­ряду со становлением деятельности необходимо рассмотреть развитие ее субъекта, становление ко­торого инициируется развивающимися компонен­тами деятельности.

Профессионально обусловленная структура личности

Впсихологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научны­ми направлениями. Естественно, что каждая психо­логическая школа обосновывает свою структуру лич­ности. Понимая личность как субъект социальных; отношений и активной деятельности, а также основываясь на представлении о структуре личности К. К. Платонова1, мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.

1. В фундаментальных трудах Л. И. Божович, В. С. Мерлина, К. К. Платонова убедительно показа­но, что системообразующим фактором личности яв­ляется направленность. Направленность характеризу­ется системой доминирующих потребностей и моти­вов. Отдельные авторы в состав направленности включают также отношения, ценностные ориента­ции и установки. Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направ­ленности: мотивы (намерения, интересы, склон­ности, идеалы), ценностные ориентации (смысл тру­да, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессио­нальную позицию (отношение к профессии, установ­ки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обуслов­ленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.

2. Второй подструктурой субъекта деятельности является профессиональная компетентность. В толко­вых словарях компетентность определяют как осве­домленность, эрудированность. Под профессиональ­ной компетентностью понимают совокупность про­фессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной ком­петентности являются:

• социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приема­ми профессионального общения и поведения;

• специальная компетентность — подготовлен­ность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профес­сиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать но­вые знания и умения по специальности;

• персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повыше­нию квалификации, а также реализации себя в про­фессиональном труде;

• аутокомпетентность — адекватное представле­ние о своих социально-профессиональных характе­ристиках и владение технологиями преодоления про­фессиональных деструкции.

А. К. Маркова выделяет еще один вид компетент­ности — экстремальную профессиональную компе­тентность1, т. е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

В психологии труда компетентность часто отож­дествляется с профессионализмом. Но профессиона­лизм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также про­фессиональной направленностью и профессиональ­но важными способностями.

Исследование функционального развития про­фессиональной компетентности показало, что на на­чальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автоном­ность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности ком­петентность все более объединяется с профессиона­льно важными качествами. Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деяте­льности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и про­фессионализм.

3. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их раз­витие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств.Это сложный и ди­намический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологиче­ских свойств индивида. В процессе освоения и вы­полнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя само­стоятельную подструктуру.

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессио­нально важным качествам он относит также и способности1.

Таким образом, профессионально важные качест­ва — это психологические качества личности, опре­деляющие продуктивность (производительность, ка­чество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая про­фессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдате­льность, образную, двигательную и другие виды па­мяти, техническое мышление, пространственное во­ображение, внимательность, эмоциональную устой­чивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисцип­линированность, самоконтроль и др.

4. Четвертой профессионально обусловленной под­структурой личности являются профессионально значи­мые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизио­логические свойства определяют развитие профессио­нально важных качеств, другие, профессионализиру­ясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зритель­но-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

В исследованиях В. Д. Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации лич­ности образуются интегративные ансамбли (симптомокомплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей посто­янно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиона­льных характеристик. В зарубежной профессиона­льной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций.

В зависимости от преобладающих профессио­нально важных компонентов в структуре ключевых квалификаций они могут быть отнесены к выделен­ным четырем подструктурам личности. Профессионально обусловленная структура личности специали­ста отражена в табл. 17.

В процессе профессионального становления содержание подструктур изменяется, происходит ин­теграция компонентов внутри каждой подструкту­ры, развитие сложных профессионально обуслов­ленных констелляций, интегрирующих компонен­ты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых квалификаций. Последние обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную моби­льность, продуктивность профессиональной деяте­льности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.

 

Таблица 17



2015-12-15 1293 Обсуждений (0)
Профессионально обусловленная структура деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессионально обусловленная структура деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)