Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине предполагает изучение ими отдельных тем курса, определенных программой. Основными видами и формами самостоятельной работы являются:
- подготовка к экзамену по дисциплине.
Преподаватель формулирует учебную задачу по той или иной теме и оценивает результаты самостоятельной работы обучающихся.
Время, отведенное на такую подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, инициативы, привития обучающимся навыков самостоятельного изучения материала дисциплины, научно-исследовательской работы (выполнения практического домашнего задания) и информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и экзамену по дисциплине. Самостоятельную работу необходимо обеспечивать путем подготовки соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных заданий, а также проведением индивидуальных и групповых консультаций.
Темы для самостоятельного изучения
| Изучаемые вопросы
| Колли-чество часов
| Формы самостоятельной работы
| Методическое обеспечение
| Формы отчетности
|
Тема 1. Введение в дисциплину «Экспериментальный метод в психологии: история и предмет психологического исследования»
| 1.Экспериментальный метод в истории психологии.
2. Предмет и место экспериментальной психологии в системе психологической науки.
3. Классификация исследовательских методов в психологии
|
| Изучение лекций и рекомендованной литературы
| 1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006.
3. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. - М.: Мысль, 1985
| Тест
|
Тема 2. Общая характеристика качественных исследований: соотношение качественных и количественных подходов, классификация стратегии исследования.
| 1. Проблемы научного познания в психологии.
2. Качественное оценивание в психологии.
3. Качественные исследования.
4. Соотношения качественных и количественных подходов.
5. Классификация качественных исследований и их стратегии.
|
| Изучение лекций и рекомендованной литературы
| 1. Барский, Ф. И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности// Методология и история психологии. – 2008. Т. З. – Вып. З. – С.93 – 105.
2. Бусыгина, Н. П. Методология качественных исследований в психологии: учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. – М.: ИНФРА-М, 2013.
3. Страус, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страус, Дж. Корбин. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Улановский, А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А. М. Улановский // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. - № 2. – С. 18 – 28
| Тест
|
Тема 3. Измерение в психологи: виды, уровни, измерительные шкалы, статистические методы
| 1. Измерения в психологии.
2. Виды и уровни психологического измерения.
3. Основные измерительные шкалы в психологии.
4. Применение статистических метод в психологических измерениях
|
| Изучение текста лекции и рекомендованной литературы.
Выполнение практических заданий
| 1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2004.
3. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров / И. Н. Носс. – М.: Юрайт, 2014
| Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии.
Тест.
|
Тема 4. Общая характеристика количественных методов: особенности психологического эксперимента, объективность психологического измерения
| 1. Исторический экскурс.
2. Определение психологического эксперимента.
3. Формы, типы и виды экспериментального исследования.
4. Моделирование. Определение.
5.Моделирование предмета психологического исследования.
6. Представления об общей модели процесса психологического эксперимента.
7.Проблематика объективности и эффективности психологического исследования
|
| Изучение текста лекции и рекомендованной литературы.
| 1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров / И. Н. Носс. – М.: Юрайт, 2014
3. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009
| Тест
|
Тема 5. Научная проблема, психологическая гипотеза, тема исследования.
| 1. Научный вывод. Проблема истинности психологического знания.
2. Экспериментальная гипотеза.
3. Объект психологического исследования. Экспериментальная выборка
4. Предмет психологического исследования.
Тема
|
| Изучение текста лекции и рекомендованной литературы.
| 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997
2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006.
4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009
| Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии.
|
Тема 6. Характеристика экспериментальных переменных: независимые, внешние переменные, артефакты и их контроль, валидность
| 1. Основные экспериментальные переменные
2. Контроль экспериментальных переменных.
3. Валидность психологического эксперимента.
4. Артефакты и х контроль.
|
| Изучение текста лекции и рекомендованной литературы.
| 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997
2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006
4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009
| Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии.
Тест.
|
Тема 7. «Дизайн» психологического эксперимента: доэкспериментальные планы, планы истинного эксперимента, квазиэксперименты, эксперименты в психологии развития
| 1. Доэкспериментальные планы.
2. Дизайн «истинного» эксперимента
3.Квазиэксперименты
4. Корреляционные исследования. Дизайн эксперимента в психологии развития
|
| Изучение текста лекции и рекомендованной литературы.
| 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997
2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006
4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009
| Выступление и собеседование на семинарском и практическом занятии.
Тест
|
Тема 8. Обобщение и интерпретация результатов психологического исследования.
Оформление хода и результатов эксперимента
| 1. Организация эксперимента
2. Обобщение и интерпретация результатов эксперимента.
3. Оформление хода и результатов эксперимента
|
| Изучение текста лекции и рекомендованной литературы.
| 1. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1997
2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник для вузов/ Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Кэмпбелл, Дж. Модели экпериментов в социально-психологических исследованиях / ДЖ. Кэмпбелл. – Спб.: Социально-психологический центр, 2006
4. Носс, И. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие / И. Н. Носс. – М. : Психотерапия, 2009
| Собеседование на практическом занятии
Тест
|
|
|
|
|
|
|