Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Дизартрия. Определение, причины, механизмы нарушения. Виды и формы дизартрии




 

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.

 

ПРИЧИНЫ

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. (Гутзман выделил 2 формы дизартрии-центральную и переферическую). Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы прегемолитической болезни инфекционные заболевания нервсной системы, черепно-мозговые травмя. наручения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса) а так же наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

 

МЕХАНИЗМЫ

 

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Определяются локализацией и тяжестью поражения мозга анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон проводящих путей определяет часто сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

К таким структурам относятся:

· периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);

· ядра этих периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга;

· ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.

 

Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают , обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы в этих мышцах исчезают, наступает арефлексия.

Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:

· подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи.

· проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи. Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств.

· корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.

 

 

ВИДЫ ДИЗАРТРИИ

 

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

ü дизартрия-(Дзр) у детей с нормальным психофизическим развитием;

ü Дзр у детей с ДЦП(авторы Мастюкова Е.М.1973, 1976; Ипполитова М.В. и Мастюкова 1975; Симонова Н.В 1967 и др.)

ü Дзр у детей с олигофренией (Г.Е. Сухорева, 1965; М.С. Певзнер 1966);

ü Дзр у детей с гидроцефалией(М.С. Певзнер 1973, М.С. Певзнер и Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова 1983)

ü Дзр у детей с ЗПР(М.С. Певзнер, 1972; К.С. Лебединская 1982; В. И. Лубовский 1972 и др.)

ü Дзр у детей с ММД .

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих (G. Tardier, 1968)

Применительно к детям с ДЦП выделяет 4 степени тяжести речевых нарушений:

I степень тяжести – самая лёгкая, нарушения произношения выявляются только специалистами в процессе обследования речи ребёнка.

II степень тяжести –нарушения произношения заметны окружающим, но речь относительно понятна.

III степень тяжести – речь ребёнка понятна только его близким, окружающие её не понимают.

IV степень тяжести – отсутствие речи или речь ребёнка не понятна даже близким людям (анартрия – полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц)

 

ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ

 

1. Бульбарная дизартрия –дизартрия, обусловленная переферическим параличом или парезом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, подъязычного, блуждающего нервов или их ядер.

2. Корковая дизартрия –дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

3. Подкорковая дизартрия –дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

4. Мозжечковая дизартрия -дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей.

5. Псевдобульбарная дизартрия –дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемым языкоглоточным, блуждабщим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.

А) Спастическая

Б) Паретическая

Формы дизартрии у детей с ДЦП

1. Спастико –паретическая

2. Спастико-регидная

3. Спастико-атактическая

4. Спастико-гиперкинетическая

5. Атактико-гиперкинетическая

7.Дисграфия. Определение. Классификация. Характеристика специфических ошибок на письме.Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками. Авторы: Хватцев, Левина, Садовникова, Корнева. Этиология: несформированность некоторый ВПФ, зрительного анализа и гнозиса, пространственных представлений, фонематического, слогового анализа и синтеза, и т.д. Классификация: По Токаревой - акустическая, оптическая, моторная. По Хватцеву: дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха, дисграфия на почве расстройств устной речи, дисграфия на почве нарушения произносительного ритма, Оптическая дисграфия, Дисграфия при моторной и сенсорной афазии. Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена).

Артикуляторно-акустическая дисграфия (Ребенок пишет так, как произносит) - заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия (Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.)

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных, перестановки букв, добавление букв, пропуски, добавления, перестановка слогов)

Аграмматическая дисграфия (искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, нарушении согласования)

Оптическая дисграфия (Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве)

Симптоматика: Стойкие и повторяющиеся ошибки в процессе письма:

искажения и замены букв;

искажения звукослоговой структуры слова;

нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;

аграмматизмы на письме.

+ может быть и неречевая симптоматика (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями) – при алалиях, дизартриях и ..

 

+ могут быть различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения.

 

 

8.Дислалия. Определение, причины, механизмы нарушения. Виды и формы дислалии.Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженномих произнесении, заменах одних звуков другими ,смешении звуков и – реже- их пропусках. Этот термин был введен профессором Франком. Кусмауль рассматривал дислалию в более узком смысле, как произносительное расстройство, обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции. В 30-50х Мих. Ефрем. Хватцев включает в понятие дислалия нарушение звукопроизношения, обусловленное либо поражением переферических органов артикуляции, либо переферической тугоухостью. Хватцев выделил 3 формы дислалии: 1)механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи(расщелинами неба,короткой подъязычной уздечкой 2)органическую,обусловленную переферической тугоухостью, аномалиями челюстей ,зубов, языка и неба 3)функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого неба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи и т.д..Ольга Влад. Правдина исключила нарушения, вызванные дефектами слуха и выделила 2 формы дислалии: 1)функциональная 2)механическая. В настоящее время выделяют 2 формы дислалии:- органическую и функциональную. В зависимости от кол-ва нарушен.звуков выделяют:-простую дислалию( мономорфную)нарушен один звук или однородные по артикуляции звуки (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)-до4-х звуков-сложную (полиморфную) (нарушено более 4- звуков)дефектно произносятся звуки разных групп(С-Р-К-Ш)-свистящие и соноры. В зависимости от того какие звуки нарушены выделяют 6 гр .дислалий:1)Сигматизм 2)Ротацизм 3)Ламбдацизм4)дефекты небных звуков 5)дефект смягчения 6)дефект озвончения. Наличие дефекта 5 и 6 гр. очень часто явл-сятугоухостью. По характеру наруш-я произн-я выд-ют 3 вида :-отсутствие звука, -искажение, -губное, горловое, зубное-замены. Классификация дислалии. Б.М.Гриншпун выделил 3 формы дислалии: акустико-фонематическая – в основе этой формы лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. - фонематическая - эта форма обусловлена несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. (Выд-ют 2 основных вар-та этой формы:1.Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной и при отборе фонем отбирается наиболее близкий звук по артикуляционным признакам.В роли заменит.выступает более близкий звук по артикуляции.2.Артикуляционная база оказывается более сформулирована, освоены все артик. позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение ,следовательно, звуковой облик слова становится неустойчивым..-артикуляторно-фонетическая- эта форма обусловлена неправильно сформировавшимися артикуляционными позициями .Звуки произносятся искаженно ,ненормированно. Но чаще всего неправильный акустический звук близок к неправильному. Авторы: Рао, Хватцев, Фомичева.

 

9. Дислексия. Определение, причины, классификация. Характеристика специфических ошибок при чтении. Дислексия —частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Навык чтения проходит в процессе формирования ряд этапов( по ЕгоровуТ.Г.): овладение зукобуквенными обозначениями;послоговое чтение;становление синтетических приемов чтения;синтетическое чтение;Авторы:Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Р. Беккер,О. А. Токарева, Р.И. Лалаева Причины:Нарушения чтения могут вызываться причинами органического характера, т.е. повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (при афазиях, дизартрии, алалии), а также причинами функционального характера.Функциональные причины (задерживают формирование психических функций, обеспечивающих процесс чтения):-внутренние (соматические заболевания);-внешние(неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, педзапущенность)По Токаревой О.А. дислексии классифицируют в зависимости от первично нарушенного анализатора слухового, зрительного или двигательного. В связи с этим выделяют:акустическую (самая распространенная, связана с недифференцированностью слухового восприятия и недостаточным развитием слухового анализа) Здесь буква не воспринимается как сигнал фонемы, смешиваются сходные по артикуляции и звучанию звуки(свистящие –шипящие, звонкие-глухие и т.д.)-оптическую (неустойчивость зрительного восприятия и представлений) Плохо формируются связи зрительный образ буквы – звук, одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается смешение букв сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении (вербальная дислексия).- моторную(затруднения в движении глаз при чтении). Правда такие нарушения наблюдаются практически у всех детей с дислексией, это является не причиной, а следствием трудностей чтения. (Поэтому выделение моторной дислексии как самостоятельного вида многие считают не целесообразным)По Хватцеву М.Е. дислексии классифицируют в зависимости от нарушенных механизмов.-Фонематическая (нарушение фонематического слуха) -Оптическая ( нарушение зрительного восприятия)-Оптико-пространственная-Семантическая-Мнестическая. Характеристика ошибок:При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а).3. Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.4. Нарушения понимания прочитанного5. Аграмматизм при чтении. Симптоматика и течение дислексии зависит от ее вида, степени выраженности, этапа овладения чтением.

10. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений речи у слабослышащих.

Все авторы (Н.Н.Трауготт, В.К. Орфинская, М.Б.Эйдинова, Э.Фрешельс, Ю.А.Флоренская, Н.И.Красногорский и др.) помимо моторной алалии выделили сенсорную алалию. Сенсорная алалия- такое нарушение речи органического поражения, при котором у ребёнка первично страдает процесс восприятия и расшифровки обращенной речи, а вторично-понимание речи. Первично нарушен фонематический слух.

Дети или совсем не понимают обращённой к ним речи , или понимают её крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировкиразные по характеру шумы ( стук, скрежет, свист и др.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.

У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии- автоматическое повторение чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.

Ребёнок может разобраться в том , что ему неясно, если одно и то же будет повторено несколько раз в неизменном виде или пересказано другими словами. Иногда затруднено узнавание незнакомых слов.

Н.Н. Трауготт, изучая этих детей, обнаружила, что у одной части снижен и физический слух, но он не мешает им овладеть речью.Она выделила 3 степени нарушения ф.с.:тяжёлая, средняя, лёгкая

При тяжёлой степени у ребёнка не формируется ориентировочная реакция на речь (со стороны похож на слабослышащего)

Средняя степень нарушения проявляется в том, что ребёнок воспринимает и понимает ситуативную речь, он хорошо ориентируется на жесты, мимику, пантонимику.

Лёгкая степень проявляется в том, что ребёнок долгое время не дифференцирует звуки, похожие в акустическом плане, не различает слова-паронимы. Ребёнок плохо понимает обращённую речь, произнесённую в быстром темпе (понимает фрагментарно).

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажённой собственная речь. Дети пользуются для общения жестами и мимикой. Игру сопровождают модулированным лепетом. Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребёнка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)