Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений



2015-12-13 6253 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время в отечественной логопедии используются 2 классификации:

1. Клинико- педагогическая ( медико- педагогическая);

2. Психолого- педагогическая ( педагогическая по левиной).

Согласно психолого- педагогической классификации речевые нарушения делятся на 3 группы.

1. ФФН- к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом у которых нарушена произносительная сторона речи и особый фонематический слух (ФС).ФС-способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке ( сон-нос), в словах – паронемах – близких по звучанию, но разных по значению ( коса- коза).ФС ( по Эльконину)- естественный звуковой анализ.По данным психолога Швачкина , ФС в норме формируется к 1г7м ( принеси мышку- мишку).К ФФН относятся : дислалия, ринолалия, стертая дизартрия.Следует не путать «ФС» и «ФВ»!!!ФВ ( фонематическое восприятие) по Эльконину- искуственный звуковой анализ , который самостоятельно не формируется- надо учить . ФВ-способность различать фонемы, определять звуковой состав слова.Правильное развитие ФС и ФВ- основа безошибочного усвоения чтения и письма.

2. ОНР- речеваяч патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи, относящихся к звуковой и смысловой стороне ( фонетики, лексики, грамматики).Р.Е. Левина выделила 3 уровня речевого развития1) отсутствие общеупотребительной речи2) начатки общеупотрбительной речи3) развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и ФФН.В 2000 г. Т.Б. Филичева выделила4)-й уровень- развернутая фразовая речь с остаточными явлениями элементов лексико- грамматического и ФФН.3. Нарушение темпоритмической стороны речи, они бывают 1) судорожного характера- при заикании;Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата 2) несудорожного характера:А) Тахилалия- патологически ускоренный темп речи. К тахилалии относятся:- Баттаризм ( парафазия)- неправильное формирование фразы вследствие ускоренного темпа речи. Слова произносятся нечетко, недоговариваются.-Полтерн ( спотыкание)- патологически ускоренный темп речи с наличием прирывистости.Б) Брадилалия ( брадифазия)-замедленная речь, которая часто является следствием брадилогии-замедленным мышлением из-за нарушения балланса нервных процессов ( преобладание торможения над возбуждением).

 

38.Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией.Алалия — отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Авторы: Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, В. К. Воробьева. Этиология: разнообразна.

Пренатальный период: хронические заболевания, ушибы и падения матери с травматизацией плода, гипоксия плода

Натальный: стремительные или затяжные роды, асфиксии, травмы мозга во время родов

Постнатальный: Биологические (травмы головы, инфекции мозга), социальные (многоязычие, речевая недостаточность в семье, неправильное воспитание).

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Степени недоразвития речеслухового анализатора различны: кто-то совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, кто-то понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания, кто-то понимает инструкцию, но не понимает изолированное слово.

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, отмечается повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

При сенсорной алалии страдает различение фонем, фонематический анализ и анализ морфологического состава слов.

при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой.

Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

Логорея и эхолалия (проговаривание уже слышанных слов).

В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, разнообразные звуковые речевая продукция детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла замены, искажения структуры слов.

Дети не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать.

 

 

39 Ринолалия. Характеристика основных форм. Этиология, механизм, структура дефекта.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная.

При открытой ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно - гласные и и у (рот.полость сужена), наим. назальный оттенок а( рот. полость широко раскрыта). Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

Виды О.Р.: 1)Функциональная О.Р. Причина- недостаточный подъем мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. 2)Органическая О.Р.:а)Приобретенная О.Р.- при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. б) врожденная О.Р..Часто причина- врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Механизм нарушения при О.Р.:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.. Причина- чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Смешанная ринолалия.

Выделяют некоторые авторы (М.Зееман, А. Митронович- Моджеевска).Это- состояние речи, характериз-ся пониженным носовым резонансом при произнесении нос.звуков и наличием назального тембра. Причина- сочетание непроходимости носа и недостаточности небно- глоточ. Контакта функционал. и органич. происхождения. чаще - сочетание укорочен. мягкого неба, подслизистого его расщепления и аденоид. разрастаний, которые служат в таких случаях препятствием для утечки воздуха через нос. ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, после операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

 

40.Система коррекционно-логопедической работы по предупреждению и преодолению дисграфий. Авторы: Ястребова, Садовникова, Бессонова Направления: 1 раздел – формирование устной речи 2 раздел – развитие временных представлений 3 раздел – формирование зрительно-пространственного гнозиса 4 раздел – формирование операций лексико-семантического анализа 5 раздел – формирование фонемного анализа 6 раздел – формирование операций морфемного анализа 7 раздел – формирование контроля за письменной продукцией. Задачи: 1 Развитие слухового и зрительного внимания, 2 Развитие фонематического анализа и синтеза. 3 Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциации оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста). 4 Закрепление полученных знаний, 5 Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности. 6 Развитие фонематического восприятия. 7 Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. 8 Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. 9 Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. 10 Определение положения звука по отношению к другим. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

 

41.Система логопедической работы при дислалии. Этапы логопедического воздействия. 1)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – подготоорганов речевого аппарата к постановке звуков. На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы над звуком. Сроки этого этапа зависят от механизмов нарушения звукопроизношения (при дислалии они не такие длительные, при дизартрии могут составлять несколько месяцев). Работа включает в себя несколько направлений: А) Формирование артикуляционных умений и навыков. Б) Работа над развитием восприятия звуков речи фонематического анализа. В) Развитие дыхания, голоса, просодических компонентов. 2) ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ - это процесс вызывания звука, формирование его правильного артикуляционного уклада. Три способа постановки звуков: А) по подражанию (иммитативный) Б) механический В) комбинированный 3) ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ (последующее включение звуков в речь) - это выполнение тренировочных упражнений по произнесению этого звука с использованием специально подобранного материала. 4) ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ – различение звуков в речи. Устранение любой формы дислалии должно идти по вышеописанным 3 этапам, но в зависимости от механизмов дислалии. МОТОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ (развитию речевой моторики) Основное внимание уделяется развитию речевой моторики (артикуляционная гимнастика). Если слуховое восприятие не нарушено, специальной работы по дифференциации звуков не требуется. Если имеются вторичные нарушения слухового восприятия, то соответствующие задания включаются в логопедическую работу, но им не уделяется слишком большое внимание. Процесс постановки и автоматизации протекает без особенностей. Произносительной дифференциации не требуется. СЕНСОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ (слуховая дифференциация звуков) Работа ведется по общей схеме, Однако на 1 этапе основное внимание уделяется слуховой дифференциации звуков с привлечением сохранных анализаторов. Работа по развитию артикуляционной моторики в ряде случаев может не проводиться. На 2 этапе ведущая роль принадлежит дифференциации звуков в произносительном плане. МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ (медицинские мероприятия) На 1 этапе внимание уделяется медицинским мероприятиzм Ребенок направляется на консультацию к специалисту-ортодонту, проводится ортодонтическое лечение, протезирование, подрезание уздечки. Своеобразие проявляется на этапе постановки. Если удалось полностью нормализировать строение артикуляционного аппарата, то постановка проходит без особенностей. Если аномалии устранить полностью не удалось, то у ребенка формируется компенсаторная артикуляция, т.е. артикуляционные органы будут располагаться не так, как требует нормальный артикуляционный уклад, а так, чтобы возместить недостаточное звучание, чтобы этот звук был приближен по звучанию к нормальному. Определения:Дислалия – нарушение звукопрозношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации РА Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами РА. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем или раннем периоде развития ребенка. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное СУДОРОЖНЫМ состоянием мышц речевого аппарата. Нарушения голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений голосообразующего аппарата.

 

42.Система логопедической работы при моторной алалии. Основные разделы перспективного плана работы. Логоработа при МА должна быть направлена на коррекцию психического развития ребенка, формирование всех ее сторон — фонетико-фонематической, лексической и грамматической, развитие связной речи и обучение детей грамоте. На всех этапах обучения, особенно на начальных, значительное внимание уделяется формированию знаний и представлений ребенка об окружающем в соответствии с возрастной нормой. Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи. В коррекционной работе выделяют 5 этапов. 1 этап -- однословное предложение (с неговорящими детьми). Цель:

вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений (выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще), звукоподражание животным.

расширять объем понимания речи (запоминание названий игрушек, частей тела, одежды,

Нельзя повторять за ребенком аморфные слова-корни, допустимо лишь использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не КУКА2 этап -- первые формы слов. (у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей) Понимание речи:

различение количества предметов (много –мало--один) и их величины (большой-маленький)

различение вкуса (сладкий – соленый) и пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)

различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА, отриц. Частиц ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета),

различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ

Развитие самостоятельной речи:

звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение

Должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспр-ить ритмико-интонац. структуру 2-сложных слов.3 этап -- двусоставное предложение. (Для детей, у которых объем предложения составляет 2-3 слова) Понимание речи:

Различение слов, близких по звучанию: мило-мыло, имеющих сходство в предметной ситуации: шьет-вяжет

различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ – СЕСТЬ. предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ, ЗА и их различение. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?

Различение ед. и мн. числа сущ. П. падежа: КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ,

Самостоятельная речь:

составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»: ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК,

ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета) МАМА ЧИТАЕТ, заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов:

формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах

4 этап -- предложения из нескольких слов. Цель:

научить строить предложения из 3-5 слов

научить простейшему словоизменению существительных и глаголов

формировать навыки связной речи

Понимание речи:

понимание падежных окончаний существительных и понимание прилагательных и наречий

Самостоятельная речь:

закрепление конструкций предыдущего этапа + усложнение синтаксических конструкций.

5 этап -- расширение объема предложения, сложное предложение. Цель:

научить детей строить сложные предложения

продолжить работу над словоизменением

научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными.

 

Содержание понятия «звуковой анализ». Система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза в процессе обучения грамоте детей с системными нарушениями речи.

До 60-х гг.20 века в методике обучения русскому языку понятием звуковой анализ обозначали два положения:

1.звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка

2.звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.Т.к. первое положение характеризует устную речь, а второе положения относят к письменной речи по словам Михаила Ростиславовича Львова в методике появляется путаница.Даниил Борисович Эльконин отдифференцировал эти два положения. Первое назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу, слова паронимы, квазиамонимы.

По данным психолога Николая Христофоровича Швачкина фонематический слух должен быть развит к 1.7 году.второе положений Д.Б. Эльконин назвал искусственным звуковым анализом и дал ему определение фонематическое восприятие – это искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется , но лежит в основе обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил ряд интеллектуальных операций, которые формируются у ребенка последовательно, и которые характеризуют сформированность фонематического восприятия :

1.умение определять наличие или отсутствие звука в слове

2.умение определять позицию

3.умение определять последовательность звуков в слове и их количество

в современной методике существует два подхода по формированию звукового анализа

1. подход по Каше. В методике Каше выделено 4 этапа:

1. выделение фразы из речевого потока – языковой анализ

2. деление предложений на слова – лексико-синтаксический анализ

3.деление слов на слоги – слоговой анализ

4. деление слогов на звуки - звуковой анализ

методика Каше построена по принципу анализа (от общего к частному)

Методика работы по формированию навыков звукового анализа состоит из 4 этапов:

1.знакомство с фонематической системой языка (знакомство со звуком)

материализованной основой на этом этапе является особые графические схемы(фонематические решетки), особый прием проговаривание слов, которые Эльконин назвал интонированным проговариванием, а Гриншпун назвал акцентированным проговариванием, и фишки нейтрального цвета (серого или черного).

Написание не расходится с произношением - лексический материал.

Каше считала , что работа над звуковым анализом должна проводится в такой последовательности:

2.звуковой анализ двусложных слов состоящих из прямых открытых слогов

3.звуковой анализ двусложных слов, где один из слогов представлен изолированным гласным

4.звуковой анализ трехсложных слов состоящих из прямых открытых слогов

Эльконин доказал, что обучать звуковому анализу нужно на материале односложных слов без стечения согласных, учитывая возможную сильную позицию каждого из звуков.

Исключить :

-случаи оглушения звуков

-йотированные гласные

-используем только слова, где правописание не расходится с произношением

1 этап – знакомство с гласными фонемами.

Материализованной основой на этом этапе являются те же графические схемы. Тот же прием проговаривания слов, фишки нейтрального цвета и фишки красного цвета для обозначения гласных.

Прежде чем вводить понятие гласный звук необходимо у детей сформировать четкую ориентировку на гласную (ее можно петь , а не тянуть)

2 этап – знакомство с согласными фонемами

на этом этапе дети знакомятся с двумя фонематическими противопоставлениями:

дифференциация звуков по твердости и мягкости. Основным методом контроля за различением твердых и мягких звуков является акустический контроль ( на слух).

поэтому к этому этапу у всех учащихся класса должен быть развит фонематический слух.

К концу 3 этапа у всех учащихся класса должны быть сформированы навыки звукового анализа.

Работа на уроке проходит в такой последовательности:

1 необходимо проговорить или произнести слово

2. по заданию учителя дети выкладывают схему слова из цветных фишек

3. необходимо дать характеристику каждому звуку входящему в состав слова

4 этап по Эльконину – трансформация – это изменение звуковой оболочки слова через систему гласных или согласных фонем, но не всех сразу , а по одной.

Эльконин предлагал и такие случаи трансформации в результате которых образуются не слова, а буквосочетания для того, чтобы ребенок научился соотносить звуковую оболочку слова с его лексическим значением.

Методика Эльконина по формированию навыков звукового анализа построена по принципу синтеза.

 

44.Специфика обучения русскому языку в специальной школе 5 вида.Содержание разделовпрограммы по русскому языку для 1 отделения школы 5 вида. Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи: 1. преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи; 2.устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время; 3.профессионально-трудовая подготовка. Школа состоит из двух отделений. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: - алалия, - афазия, - дизартрия, - ринолалия, - заикание, имеющие ОНР тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной - дисграфии и дислексии При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи. Противопоказания к зачислению: - ранний детский аутизм; - нарушения слуха; - нарушения зрения; - психопатоподобное поведение; - нарушения опорно-двигательного аппарата. Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании. Основные разделы обучения в начальной школе: 1. Обучение грамоте – предусматривает формирование первоначальных навыков чтения и письма. Проводится только в 1 классе. 2. Обучение грамматике, орфографии и правописанию. Предполагается проведение уроков русского языка со 2 класса. 3. Обучение чтению – проведение уроков со 2 класса. 4. Развитие речи с 1 класса и весь период обучения в школе. 5. Формирование правильного произношения – специальные уроки – урок произношения (не занимаются коррекцией звукопроизношения); 6. Индивидуальные занятия – так и называются – коррекция звукопроизношения (не входит в сетку учебных часов).

 

45. Типология уроков грамоты в добукварный и букварный периоды. Добукварный период очень похож на уроки произношения, но отличается задачами. Осн цель - разв ритмич и звуко слоговой структуры речи, осн цель урока грамоты - формирование фонематич процессов, опред базу для усвоения навыков чтения и письма. Этапы работы см выше.
Структура урока:
1. 2-3 мин, уточнение акустико артикуляц зарактеристик зв и обозначение его фишкой соответств цвета
2. Работа с лексич упражнениями с целью разв (фонематический слух)фс, 5-7 мин.
3. Выполнение лексич упраж с целью формиров (фонематическое восприятие), 7-10 мин
4. Вып различ лексич упраж с целью формиров навыков звукового анализа, 10-15 мин. Основное содеож работы связ со схемами слов из цветных фишек (выклад схему слов и даем характеристику кажд звуку, соотношение картинок и схем,
5. Подготовка руки к письму (граф диктанты,обводка, разв подвижности и силы руки и тд) 7-10 мин
В букварном периоде уроки деляться на три типа:
1. По типу письма. Цель - формирование элементрар навыков письма. ВАЖНО! В школе сущ требование - весь лексич материал записанные в тетрадь дб предварительно ими проанализирован и прочитан, поэтому и на таком уроке дети заним звук анализом и обучением чтением. 1/3 времени- зв ан и чтение, 2/3 - обуч письму
2. По аналогии, по типу чтения. Цель - формиров элементар навыков чтения. Так же они занимаются письмом. Время - 2/3 чтение и 1/3 письмо
3. Комбинированный. Цель формиров элементар навыков чтения и письма. Время 1/2 чтение и 1/2 письмо
Примерная схема комбинированного урока:
1. Произнести слог или слово
2. Составить схему слова или слога из цветных фишек
3. Дать хар-ку кажд звуку взодят в состав слога или слова
4. Под каждую цветную фишку из кассы букв вылож соответств букву
5. Прочитать получившееся слово
6. Учитель дает пример написания на доске с подробным разбором соединения букв
7. Дети прописывают по воздуху
8. Дети записывают слог или слово в тетрадь по карандашной обводке заданной учителем
9. Дети выполняют работу в тетради самостоятельно
10. !!!! Обязательное прочтение самостоятельно написанного слога или слова

 

46.Фонетико-фонематический недоразвитие речи. Характеристика дефекта.Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Авторы: Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова

К этой группе относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляционно-фонематической формы.

Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), в поликлинике, а школьного- на логопедических пунктах.

 



2015-12-13 6253 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)