Задачи и система логопедической работы при устранении дислексии
Можно выделить два основных направления коррекционной работы: - устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи: Фонематическая дислексия- недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем. Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза. Аграмматическая дислексия- недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи. Мнестическая дислексия- нарушение слухо-речевой памяти. Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов. На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.
устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций: Оптическая дислексия- -нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма): -нарушение зрительного анализа и синтеза; -нарушение пространственных представлений ребенка; -нарушение движение глаз при чтении. Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи На овладение детьми определенными операциями чтения оказывают влияние нарушений фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной монологической речи. Цель работы - развитие и коррекция всех сторон устной речи. Основные задачи коррекции дислексии, обусловленной ФФН: - формирование точной дифференциации фонем русского языка; - формирование полноценных представлений о звуковом составе слова; - закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза речевых единиц; - коррекция дефектов звукопроизношения. Устранение дислексии, вызванной системным недоразвитием речи, у младших школьников, помимо коррекции фонетико-фонематических процессов, должно решать следующие задачи: - количественное и качественное обогащение активного словаря ребенка; - развитие навыков словоизменения; - уточнение значений синтаксических конструкций; - развитие навыков построения связного высказывания. Коррекция дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций Цель - обучение ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечили условия успешного овладения зрительными компонентами чтения. Задачи работы - развитие и коррекция гностических и моторных компонентов зрения учащихся. Поэтому методика включает в себя два основных блока: 1- развитие и коррекция гностических зрительных функций. Основные задачи: - развитие произвольного зрительного внимания; - развитие навыков зрительного анализа и синтеза; - развитие зрительной памяти. 2 - развитие и коррекция зрительных моторных функций. Основные задачи: - развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз; - формирование зрительно-пространственных представлений; - выработка зрительно-моторных координаций. Последовательность работы над зрительными функциями определяется индивидуально для каждого ребенка и зависит от наибольшей выраженности нарушений гностических или моторных функций зрения. Задания каждого блока подбираются по принципу возрастающей сложности, сначала с использованием картинного, хорошо знакомого ребенку материала, и лишь затем в работу вводится буквенный материал (буквы, слоги, слова, предложения). Кроме того, картинный материал, предлагаемый детям для выполнения упражнений, также постепенно усложняется: от цветных реалистических к черно-белым и затем к силуэтным и контурным, что является подготовкой к восприятию букв и цифр Авторы: Ястребова, Каше, Филичева, Лалаева
13.Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный Задачи и содержание логопедической работы по обучению грамоте учащихся с нарушениями речи (добукварный и букварный периоды). Добкуварный период.Задачи: 1.Развитие звукового анализа (фонематического слуха, внимания к звуковой стороне речи) 2.Формирование фонематического восприятия (определение линейной последовательности, кол-во звуков и букв..) 3.Нормализация временных и оптико-пространственных представлений 4.Исправление произносительных и ритмико-слоговых нарушений речи 5.Развитие пассивного и активного словаря 6.Развитие ВПФ (мышления, память, внимание) 7.Формирование мелких мускульных ощущений при движении руки. • Содержание: 1. Развитие фонематическ. слуха – способность физ слуха воспринимать и различать речевые звуки. 2. Формирование операций слогового анализа (добавление слога в слове, придумывание слов со слогом) 3. Формирование операций фонематического восприятия (выделение звука из состава слова) 4. Работа над развитием оптико-пространственных представлений зрительного восприятия (определение ведущей руки, ориентировка в пространстве) 5. Подготовка руки к процессу письма (тренировка мышц пальцев, штриховка, разлиновка). Букварный период.Задачи: 1.Формирование правильного зрительного восприятия графических знаков . 2.Формирование звуко-буквенного соответствия . 3.Отработка графического навыка прописывания русских букв . 4.Формирование процесса чтения.. • Содержание: 1. Аналитическое письмо Заключается в отработке графического навыка и формирование правильного зрительного восприятия графемы. Используется таблица Соколовой (прописывание буквы в воздухе и в тетрадях). 2. Аналитико-синтетическое письмо Прописывание слов различной слоговой структуры, составление слов, предложений и запись в тетрадь. 3. Синтетическое письмо Детей обучают писать изложения и сочинения. Обучение чтению по Егорову: 1. Овладение звуко-буквенными обозначениями (опознавание печатных букв) 2. Послоговое чтение (сукцессивное) (соединение букв в слоги) 3. Становление целостных приемов восприятия (способ чтения называется – симультанным, то есть целостным) 4. Целостное чтение (или синтетическое. 14.Задачи и содержание работы по формированию произношения в специальной школе 5 вида. Раздел программы рассчитан на 2 года: В 1 классе выделяется 2 часа Во 2 классе – 1 час. Задачи: 1. Исправление дефектов звуко-слоговой стуктуры речи 2. развитие ритмической и интонационной стороны речи 3. Развитие слухового и фонемного восприятия дефектно произносимого звука. Работа проводится как на уроках, так и на индивидуальных занятиях. На уроках звукопроизношения коррекцией звукопроизношения не занимаются!!!! Содержание: 1. Знакомство с фонематической системой русского языка (сначала изучаются гласные, затем согласные раннего онтогенеза – м,н, п,б, затем остальные). 2. Знакомство с разными видами звукового анализа: - фонемный (дифференциация по звукам) – хлопни в ладоши, когда услышишь звук. - фонематический (выделение (узнавание) звука на фоне слова) – назови только гласные в слове, составь звуковую схему слова, - слоговой (отхлопай слоговой контур, подбери слова по схеме, назови гласные в слове по порядку) - морфемный (по части слова, приставки, суффиксы и т.д.) (найди заданную общую часть) - синтаксический (подбери предложение к схеме…) 3. Формирование интонационной и ритмической стороны речи Знакомство с интонационными конструкциями (повествование, ? !). Уроки произношения должны быть тематически связаны с уроками обучения грамоте
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1702)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |