Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа №2



2015-12-13 6102 Обсуждений (0)
Практическая работа №2 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Философия Древнего Китая, Древней Индии: сравнительный аспект.

Цель работы: уметь сравнивать философию Древнего Китая, Древней Индии.

 

Задание №1: Раскрыть основное содержание Вед и Упанишад

В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представле­ния о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арий­цев, которые пришли в Индию в XVI в. до п. э. из Средней Азии, Ира­на и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писа­ние, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам — Упанишады содер­жат идеи, во многом определившие все последующее развитие индий­ской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуаль­ной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно за­кону воздаяния (карма).

Характерные понятия индийской философии:сансара — философское учение о перевоплощении души в различ­ные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; карма — предопределенность человеческой жизни и судьбы и воз­даяние за человеческие поступки, закон причинности; мокша — высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;ахимса — единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не­ причинение зла всему окружающему.

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахма­низма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверж­дая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средне­вековья сложилась традиция Делить все философские учения Древней Индии — даршаны — на две большие группы :

1)ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед): веданта, ми­манса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;

2)неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

Задание №2:Выявить философский смысл легенды о принце Гаутаме,

главную причину земных страданий с точки зрения буддизма

Следующим движением, которое поставило под сомнение ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н. э.). После V в. до н. э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-фило­софское учение буддизм. Его основатель — Сиддхартха Гаутама (Буд­да, 560-483 гг. до н. э.).

 

Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страда­ния (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем су­ществовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдель­ные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страда­ния и попытка преодоления варно-кастового строя.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план лич­ного совершенствования, целью которого является нирвана — вели­кое освобождение. К основным заповедям философии буддизма отно­сятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т. е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к ак­тивности, направленной на свою жизнь.Главные идеи философии Будды:«Четыре благородные истины»;теория причинности; непостоянство элементов; «срединный путь»;восьмеричный путь».

Основные положения буддизма: «Четыре благородные истины»: жизнь — это страдание; причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стрем­ления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; для подавления желаний и избавления от страданий человек дол­жен следовать путем нравственного совершенствования, указан­ным Буддой.

 

Задание №3:Определить значение понятий “янь” и “инь” в китайской культуре и значение ритуала в китайской культуре.

Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н. э. Древнекитайские мыслители в VIII-V вв. до н. э. уже выделяли пять сти­хий, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Все­ленной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы со­хранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитай­ские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная жен­ская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, бла­годаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, челове­ческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бес­форменный хаос из него родились два духа Инь и Ян, которые заня­лись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь — землей.

Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Счита­лось, что если люди действуют в согласии с естественной закономер­ностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и все в ней приходят в смятение. И наоборот — неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились ос­новой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев и бы­ли изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин> («Книга перемен»).

Чтобы достичь согласия и устойчивости в быстротекущем мире, китайцы нашли способ, аналогичный медитации индийцев, но вполне земной. С его помощью текучее становится неподвижным. «Ритуал — высшая мера поведения людей, как безмен — высшая мера веса», — писал Сюнь-цзы1. Цель китайцев — не изменение и прогресс, а благоденствие как результат постоянства, охраняемого ритуалом и долгом. Отсюда традиционное миролюбие китайцев, которое сродни миролюбию индийцев. Стремление к устойчивости как повторению прошлого — общая черта китайского понимания времени, а будущее имеет религиозное оправдание лишь постольку, поскольку оно способно узаконить простое продолжение, точное и верное воспроизведение прошедшего.

Задание №4: Выявить различия даосизма и конфуцианства в содержании исследуемых ими проблем.

В период с V—III вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие ки­тайской философии. Это период возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм — школа законников (Шан Ян).

Центральной идеей даосизма была теория дао. Основоположником даосизма с читают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово «Дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и чело­веческого поведения. Обычно его переводят как «путь». В философии Лао-цзы обращается внимание на единство чело­века и неба. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, — следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел — покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубле­ние, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По те­ории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма — теория недеяния.

Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ри­туалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций (551-479 гг. до н. э.). концепции был Конфуций (551-479 гг. до н. э.).

Основные проблемы философии Конфуция: система этических норм, политические вопросы, поведение личности, общественное управление.

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Япо­нии, Кореи и других дальневосточных стран. Размышляя о судьбе сво­его общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций при­шел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. И в центре его учения оказался человек— венец приро­ды, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.

Главные принципы конфуцианства:Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же­лаешь себе, того не делай другим»;принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал; принцип «чжэн-мин», т. е. исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын»; Принцип «цзгонь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназна­чение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором; Принцип «вэнь», т. с. образованность, просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим; Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возра­сту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если чело­век правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добива­ется успехов. Если человек добр, он может использовать других»;Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный ав­торитет правительства. Правители должны вносить в жизнь по­рядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алч­на, то и люди не станут воровать».

Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Она стала одним из определяющих принципов социаль­ной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте этико-философские идеи буддизма;

2.Дать определение понятиям сансара, мокша,ахимса;

3.Охарактеризуйтепринципы конфуцианства.

 



2015-12-13 6102 Обсуждений (0)
Практическая работа №2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа №2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)