Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Апологетика и патристика (III-V вв.)



2015-12-13 3786 Обсуждений (0)
Апологетика и патристика (III-V вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Апологетика (от греч, apologia — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возмож­ность существования философии на основе христианского вероуче­ния.

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater — отец) — философское учение «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Этот период характеризуется раз­работкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркой фигурой на Запа­де считают Августина Блаженного, на Востоке — Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника. Отличительная особен­ность византийской (восточной) философии заключается в том, что она использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад.

Августин Блаженный оказал сильнейшее влияние на средневеко­вую философию. Августин пришел к христианству через манихейство (религиозно-философское учение, появившееся на Ближнем Востоке в III в., считавшее добро и зло равновеликими началами) и неоплато­низм, под воздействием которых он находился в молодости. В своем учении Августин соединил основы неоплатонической философии с христианскими постулатами. Бог, по Августину, — причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатониз­ма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи (от греч. theos — бог и dike — справедливость) — проблему существования зла в мире, творимом Богом.

В теории познания Августином была провозглашена формула: «Ве­рую, чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рациональ­ного познания вообще, но утверждает безусловный примат веры. Главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу. Авгус­тин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божье­го на земле». ился в первую очередь о душе, подавляя чувственные наслаждения.

Августин выдвинул проблему свободы личности, поскольку он счи­тал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он дела­ет, делает через него Бог. Заслуга Августина в том, что он впервые по­казал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая без­дна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца».

Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истин­ной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице» и др., кото­рые стали теоретической основой идеологии христианства.

 

Задание №4: Выявить основные положения учения представителя средневековый схоластики Фомы Аквинского.

Схоластика (V-XV вв.)

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи.

Схоластика (от греч. schole — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая хри­стианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной зада­чей схоластики было обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (с греч. dogma — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика про­тивостояла мистике (с греч. mystika — таинство) — учению о возмож­ности познания Бога исключительно путем сверхъестественного со­зерцания — путем откровений, озарений и других иррациональных средств.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета яв­ляется Фома Аквинский (1225-1274), или Томас Аквипат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он сис­тематизировал теологическое учение, создав философскую концеп­цию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философскаядоктрина Ватикана носит на­звание неотомизма. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма про­тив язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии».

По Фоме Аквинскому, только теология есть знание об общих при­чинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каж­дому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основ­ной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквин­ский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна — это Бог.

Фома Аквинский выводит пять положений космологического до­казательства бытия Бога Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каж­дое явление имеет свою причину.

В XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Крупней­шей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называе­мый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. universale — общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универ­салиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм (от лат. realis — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих поня­тий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) — как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей.

Номинализм (от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объек­тивно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования призна­ков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или уме­ренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм при­знает реальность существования общих понятий, но только в уме по­знающего субъекта.

 

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1. Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

а) античность, возрождение, новое время;

б) апологетика, патристика, схоластика;

в) возрождение, просвещение, неклассическая философия;

г) варианты а и б верны.

2. Средневековая философия (III–XV вв.) синтезирует основные идеи нарождающегося христианства с философскими идеями античности. Её идейно-теоретическими корнями стали:

а) гедонизм, атомизм, этический рационализм;

б) платонизм, неоплатонизми аристотелизм;

в) пифагореизм, эпикуреизм, натурфилософия;

г) варианты а и б верны.

3. Существовавшая в Средние века картина мира получила название:

а) геоцентрической;

б) гелиоцентрической;

в) механической;

г) варианты б и в верны.

4. Согласно Аврелию Августину разумом постигается:

а) сотворенное, конечное бытие, хотя и не до конца;

б) вечное, абсолютная истина;

в) знание о божественном (нетварном) бытии;

г) как тварное (сотворённое), так и нетварное (вечное) бытие.

5. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

6. Учение Фомы Аквинского(12211274) и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

7. Реализм(в пер. с лат. – вещественный), представителями которого были Августин, Ансельм Кентерберийский, видит существование общего (общих понятий, универсалий, напр., Бога) вне и до вещей. Это означает, что:

а) существует лишь общее, которое носит идеальный характер, реальные вещи – только проявление общего как идеального;

б) реально существуют только единичные, конкретно-чувственные вещи;

в) общее вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещахи выделяется нашим умом;

г) общее неотделимо от единичных вещей, оно существует в них, и только абстрагирующее мышление человека рассматривает общее вне единичного.

8. Крайности номинализма и реализма преодолел …, выдвинувший концепцию умеренного реализма:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Климент Александрийский.

 



2015-12-13 3786 Обсуждений (0)
Апологетика и патристика (III-V вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Апологетика и патристика (III-V вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3786)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)