Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эллинистический период (IV вв. до н. э. – III в. н. э.)



2015-12-13 2360 Обсуждений (0)
Эллинистический период (IV вв. до н. э. – III в. н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




После классической эпохи в развитии античной философии насту­пил период, получивший название эллинистического от наименова­ния греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений ранне-эллинистического периода (IV-I вв. до н. э.) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где за­нимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее извест­ный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характер­ными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение неза­висимости и внутренней свободы.

 

Антисфен Диоген

Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпику­ра (341-270 гг. до н. э.). Основные положения эпикурейской философии: реальность поддается осмыслению человеческим разумом; в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства; для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Главным принципом эпику­рейства выступает следующий: то, что способствует наслаждению, яв­ляется добром, а то, что приносит страдание, является злом. Теория познания служит основанием гедонистической (от греч. hegone — удо­вольствие) этики Эпикура. Философия же предназначена для позна­ния путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицатель­ных страстей и ненависти. Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отли­чается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не при­нимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов.

Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособ­ление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что направлено на его уничтожение.

Еще одним направлением раннего эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями были Пиррон (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) и Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до и. э.). Скептики сознательно проводят общий принцип раннего эллинизма — принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий — и приходят к выводу о невозможности познания космоса.

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. В

Контрольные вопросы

1. Основной проблемой древнегреческой философии является:

а) доказательство бытия Божия; б) метод познания;

в) устройство космоса и место в нем человека; г) развитие мировой цивилизации и её типов.

2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего:

а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен);

б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг);

в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит);

г) варианты а и в верны.

3. Наиболее известным из софистов был Протагориз Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:

а) универсум; б) человек; в) Бог; г) природа.

4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»:

а) знать всё и невозможно; б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно; г) другие не знают и этого.

5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

а) первоматерии; б) эйдосов;

в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений.

6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это:

а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического;

б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ);

в) не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»);

г) достижение общего блага, т.е. справедливости.

7. Философская система стоицизма построена на:

а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира;

б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса;

в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи;

г) отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир».

8. В эпикуреизме философия рассматривается как:

а) компетентное мнение; в) искусство жить счастливо;

б) любовь к мудрости; г) процесс познания мира

 

 



2015-12-13 2360 Обсуждений (0)
Эллинистический период (IV вв. до н. э. – III в. н. э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эллинистический период (IV вв. до н. э. – III в. н. э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)