Эллинистический период (IV вв. до н. э. – III в. н. э.)
После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений ранне-эллинистического периода (IV-I вв. до н. э.) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков. Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Антисфен Диоген Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура (341-270 гг. до н. э.). Основные положения эпикурейской философии: реальность поддается осмыслению человеческим разумом; в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства; для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; для этого также излишни государство, богатство и даже боги.
Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло — то, что направлено на его уничтожение. Еще одним направлением раннего эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями были Пиррон (ок. 360 — ок. 270 гг. до н. э.) и Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до и. э.). Скептики сознательно проводят общий принцип раннего эллинизма — принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий — и приходят к выводу о невозможности познания космоса. Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения. Содержание отчета 1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005. 2. Цель работы 3. Задание 4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием 5. Ответы на контрольные вопросы 6. В Контрольные вопросы 1. Основной проблемой древнегреческой философии является: а) доказательство бытия Божия; б) метод познания; в) устройство космоса и место в нем человека; г) развитие мировой цивилизации и её типов. 2. Материю древние греки понимали как общую основу (субстанцию) всего существующего. Уходя от конкретизации материального начала мира, некоторые античные философы вводили абстрактные понятия, полагая, что в основе всего: а) вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен); б) монада (Лейбниц), субстанция (Спиноза), абсолют (Шеллинг); в) гомеомерии (Анаксагор), апейрон (Анаксимандр), атом (Демокрит); г) варианты а и в верны. 3. Наиболее известным из софистов был Протагориз Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»: а) универсум; б) человек; в) Бог; г) природа. 4. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»: а) знать всё и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) другие не знают и этого. 5. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир: а) первоматерии; б) эйдосов; в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений. 6. С точки зрения Аристотеля, платоновские идеи – это: а) традиция рассмотрения человека как существа морально-политического; б) связь материи и формы в их взаимодействии, которая приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ); в) не самостоятельные сущности, а «общее», находящееся в самих вещах («чистые формы вещей»); г) достижение общего блага, т.е. справедливости. 7. Философская система стоицизма построена на: а) признании множественности факторов, определяющих развитие мира; б) признании единства мира и существования его первоначала – безликого бога – логоса; в) признании единства двух начал: духовного и материального, сознания и материи; г) отрицании возможности однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир». 8. В эпикуреизме философия рассматривается как: а) компетентное мнение; в) искусство жить счастливо; б) любовь к мудрости; г) процесс познания мира
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |