Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа № 5



2015-12-13 4265 Обсуждений (0)
Практическая работа № 5 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

Цель работы: уметь определять основные особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени

Задание №1: Указать особенности философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. renaissance — возрож­дение), получила свое название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Худож­ник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип Абсолюта, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наибо­лее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-по­литическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. В центре внимания философии Возрождения ока­зывается человек.

Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феодализму как укладу жизни и господствующе­му образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обо­гащали труд новыми, более эффективными способами действия (появи­лась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огне­стрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гума­нитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширялась сеть водных торговых коммуникаций, причем особенно интенсивной она была в Средиземноморье — неудивительно, что именно в итальян­ских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культу­ры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствова­ние орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схола­стической философии, географические и научно-технические открытия.

 

Задание №2: Раскрыть философское мировоззрение выдающихся философов эпохи Возрождения

Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский — первый выдающийся представитель пантеистической фи­лософии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не явля­ется центром мира. Он высказывает идеи применительно к понима­нию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в при­роде. Н. Кузанский высказал и обосновал понятие научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в об­ласти познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, от­бросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Копер­ника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, диктующего за­коны миру. Человек для Бруно — часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром,

Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилей призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический ма­териализм.

Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo — человек) — идейное движение, утверждающее цен­ность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). В фи­лософии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцен­тризме (от греч. anthropos — человек) — мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия человека. Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь. В философии эпохи Возрождения доми­нирует эстетическое (что в переводе с греческого означает относящее­ся к чувству), мыслителей больше интересуют творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы.

Задание №3:Указать основные черты философии Нового времени.

Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в европейских странах — XVI-XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой фи­лософской ориентации на науку. Главной задачей философии стано­вятся проблемы обоснования способов достижения знания — пробле­мы методологии познания.

Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: по­требности мореходства определяют развитие астрономии; строитель­ство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику матери­ального производства: изобретение машин в текстильной промышлен­ности, совершенствование орудий производства в угольной и метал­лургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие науки Нового времени привело кпереориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентирова­лось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового вре­мени опиралась на науку.

Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм — абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие об­щества, и деизм (от лат. dens — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Для философии Нового вре­мени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекаю­щая, прежде всего, из опыта естествознания. Продолжа­ется еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм — на математические.

Задание №4: Раскрыть учение представителей континентального рационализма

Декарт, Спиноза и Лейбниц принадлежали к направлению, получившему название континентального рационализма, поскольку все три философа жили на европейском континенте и были рационалистами.

Становление рационализма связано с именем французского мате­матика и философа Рене Декарта, или Картезия. Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе по­знания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксио­мы. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать со­мнению все знания прошлого.

Философия Декарта находится в зависимости от его математиче­ских и физических исследований. При разра­ботке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов.

Им были выведены основные правила рационалистического мето­да: признание исходным пунктом рассуждений элементарные само­очевидные истины (аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенству­ющее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведе­нию) — движению от общего к частному.

Центральное понятие картезианской метафизики — субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. substuntia — сущность) — это объек­тивная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врож­денными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте.

Главными атрибутами являлись; духовной субстанции — мышле­ние, материальной — протяженность. У Декарта способностью мыш­ления обладает только духовная субстанция.Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарта — размышляющий субъект.

Спиноза Бенедикт (Барух) — нидерландский философ-материа­лист, критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Спинозы — тождество Бога и природы, т. е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Спиноза отличал субстан­цию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы — видо­изменения субстанции.

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстан­ций. В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рациона­лизма и эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница — уче­ние о монадах.

В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц — монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Монада называется душой, когда в ней есть чув­ство, и духом, когда есть разум. Лейбниц различал три вида монад.

1. Монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприя­тия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из мо­над первого вида, относятся к неживой природе. Это минералы.

2. Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад вто­рого вида, относятся к живой природе. Это растения и животные.

3. Высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознани­ем. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог — абсолютно сознательная монада.

Лейбниц также является завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология. Он развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания (которому, однако, придавал не только логический (относящийся к мышлению), но и онтологический (относящийся к бытию) смысл: «... ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе...»); Лейбниц является также автором современной формулировки закона тождества; он ввёл термин «модель», писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга. Лейбниц высказал идею о превращении одних видов энергии в другие, сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики — «принцип наименьшего действия» — и сделал ряд открытий в специальных разделах физики.

Задание №5: Определить, в чем состоит принципы эмпиризма.

Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэко­на является «Новый Органон» (в честь «Органона» Аристотеля). Бэ­кона считают основоположником эмпирического метода познания, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюде­нию и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэ­кон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание — сила». Знание — сила, а эта сила выража­ется прежде всего в стимулировании человека к действию. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est).

Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

В своей теории эмпирических исследовании Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на про­стые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию — движение от единичного к общему...

Следующий представитель английского эмпиризма — Джон Локк (1632—1704) первым в философии Нового времени выделил теорию познания как специальную дисциплину. Локку принадлежит учение о первичных и вторичных качествах, заставляющее вспомнить античную атомистику. К первичным качествам он относил те, которые «реально существуют в телах», неотделимы от них (объем, плотность, форма, число, расположение, движение). Вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) не присутствуют в самих телах, а представляют собой следствие воздействия на нас первичных качеств. Итак, первичные качества существуют в телах независимо от человека, а вторичные — результат взаимодействия тел с органами его чувств.

Завершением английского эмпиризма стала философия Дэвида Юма (1711 — 1776). Критикуя учение Локка о первичных и вторичных качествах, Юм писал, что качества протяжения и непроницаемости не имеют права на название первичных. Общий вывод Юма таков: все качества тел являются вторичными, и мы ничего не способны знать о внешнем мире как существующем сам по себе. Большое внимание Юм уделил проблеме причинности, и здесь он также выступил последователем агностицизма. Он не утверждал и не отрицал объективного существования причинности, но полагал, что она недоказуема, так как то, что считают за следствие, не содержится в том, что принимается за причину и не похоже на нее. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

2. Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

 

 

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные направления в теории познания Нового времени.

2. Охарактеризуйте сущность монадологии Лейбница;

3. Раскройте новое понимание природы в философии Возрождения;

 



2015-12-13 4265 Обсуждений (0)
Практическая работа № 5 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа № 5

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)