Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа № 6



2015-12-13 3616 Обсуждений (0)
Практическая работа № 6 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Основные понятия немецкой классической философии.

Цель работы: уметь раскрывать основные понятия немецкой классической философии.

 

Задание №1: Определить специфические черты немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия представляет собой влиятель­ное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Геге­ля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преем­ственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость ре­шаемых этой философией проблем.

Выделяются следующие направления в класси­ческой философской традиции.

I. Философия Просвещения (XVII-XVIII в.).

1. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.

2. Эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк и др.

3. Французское Просвещение: Ф. М.Вольтер, Ш. Монтескье,.Ж.-Ж. Руссо,

Ж. О. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеции, Д. Дид­ро и др.

II. Немецкий идеализм (XVIII-XIX в.): И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В.

Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.

Здесь, как мы видим, философия XVII в., т. е. эпоха становления философии Нового времени, отнесена авторами к философии Просве­щения. Авторы, безусловно, правы, и здесь нет противоречия, посколь­ку рационалистическая философия и философия эмпиризма эпохи Нового времени имели своего рода просвещенческий характер. Более того, на протяжении XVII-XIXстолетий при всем разнообразии фи­лософских концепций господствует модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм и про­свещение». Впервые пред­ставители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Далее, в постклассический период, гно­сеологический и онтологический вектор в большей мере перемещает­ся на проблему сущности и бытийности человека.

Характерными особенностями классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности; во-вторых, систематическое и целостное объясне­ние мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию); в третьих, поскольку в мире господствует естественный порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен зани­маться человек), то весь историко-философский процесс также есть определенная целостность.

 

Задание №2: Раскрыть суть критического характера философии И. Канта и основные идеи космогонической гипотезы И. Канта

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII—первой половины XIX вв. Немецкая классическая философия создала уни­версальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе по­знания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Ге­геля

И. Кант (1724-1804) — основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам.

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритиче­ский период Кант занимался главным образом, космологической про­блематикой, т. е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной систе­мы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не яв­ляется неизменным, внеисторичным образованием, а находится в по­стоянном движении, развитии.

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с перехо­дом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике по­знавательные возможности человека, и «Критика практического разу­ма», в которой разбирается природа человеческой нравственности.

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажения­ми, которые исходят от его органов чувств.

Теория познания Канта основана на признании существования до-опытного или априорного знания, являющегося врожденным. Первы­ми доопытпыми формами сознания выступают пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и време­ни, но самим «вещам в себе» они не присущи.

Философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere — переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах.

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим за­коном.

2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практи­ческое значение, оно ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

И. Кант предлагал также, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический обще­ственный строй». Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установления, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали.

Мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мне­нию, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке. Кант, сформулировав моральный закон — нрав­ственный императив «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом», выдвинул также и идею о «вечном мире», осно­ванном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

 

Задание № 3: Выделить основные понятия философской системы. Гегеля и раскрыть их смысл

Г. Гегель (1770-1831) — один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мыс­ли Нового времени.

Основные философские произведения. Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Соответ­ственно, философская система состоит из трех частей: логика, фило­софия природы и философия духа. По Гегелю, логика — важнейшая часть системы, это область «чистой мысли», существующей до субъек­та и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектиче­ском саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля — доказать, что сознание, жизнь духа и мышле­ния определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель на­зывает абсолютным понятием. Обнаружение понятий, понимание че­ловеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий. Философия — это постижение мира в понятиях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного поня­тия последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. При­рода развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм.

Величайшая заслуга Гегеля — в разработке проблем диалектики. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном измене­нии, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель со­здал непревзойденную систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явле­ние, форма, единичное, случайное; эти категории органично пере­ходят друг в друга. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента).

Основные законы диалектики:

1) закон перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

В сфере социально-философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической законо­мерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Об­щая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Сво­бода состоит в том, что человек познает свое тождество с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом).

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей фило­софской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1804-1872).

Л. Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую кар­тину мира. Он рассматривает материю как природное объективное на­чало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движе­ние, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность челове­ка в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек — совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником антропологического матери­ализма, но в то же время он оставался идеалистом в понимании обще­ства. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и лю­бовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущ­ность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущ­ность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила клас­сический этап немецкой философии и заложила основы немецкого ма­териализма.

 

Задание №4: Раскрыть этапы развития общества по Спенсеру.

Гегель полагал, что принцип становления имеет силу лишь в царстве духа; природа хотя и существует во времени, но не развивается, а только разнообразится в пространстве: «между духовным и природным миром существует... еще и то различие, что последний постоянно лишь возвращается в самое себя, между тем как в первом, безусловно, имеет место также прогресс».

Герберт Спенсер(1820— 1903) нашел прогресс и в природе. Он хотел примирить традиционный английский эмпиризм, модный в то время позитивизм, дополненный им эволюционизмом, с философией Канта. По Канту, формы созерцания и мышления существуют с самого появления человека и не могут быть результатом постепенных изменений. Спенсер признавал наличие априорного в данном человеке, но считал, что оно не предшествует эволюции и не результат индивидуального опыта, а врожденная и унаследованная им способность.

Эволюционная концепция базируется на естественно-научных данных. Под эволюционизмом понимается учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу его составила теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

Историческая и эволюционная концепции подают хорошую надежду на будущее. Но вместе с тем такие взгляды ведут к пассивности людей, думающих, что объективные законы, олицетворением и исполнителем которых являются знающие их правители, сами пробьют себе дорогу, а подданным достаточно исполнять идущие сверху приказы.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные категории этической концепции И. Канта;

2. Укажите законы диалектики Гегеля;

3. Раскройте особенность антропологического материализма Л.Фейербаха.

 



2015-12-13 3616 Обсуждений (0)
Практическая работа № 6 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа № 6

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3616)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)