Практическая работа №7
Тема: Основные направления философии XX века. Цель работы: уметь анализировать основные направления философии XX века. Задание №1: Раскрыть принципы прагматизма. Если экзистенциалисты заботились о свободе человеческой индивидуальности и ее подлинности (тождественности с самим собой), а психоаналитики — о выявлении подсознательных мотивов деятельности, то американские философы поставили во главу угла определение принципов поведения, помогающих достичь успеха в деле. Корни такого направления, получившего название прагматизма (от греческого слова «прагма» — дело, действие), можно найти в Древней Греции. Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность.Она помогает решать человеческие проблемы. Это напоминает философию Древнего Рима. То, что полезно для человека, можно считать истинным. Разум для прагматизма — инструмент добывания успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в этом. Какая-либо идея становится истинной, когда воплощается в жизнь. По словам Джона Дьюи(1859— 1952), разработавшего инстру-менталистскую версию прагматизма, функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира (да и почему вселенная должна существовать в копиях и как она может быть скопирована во всей полноте?), а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами. У Декарта в основе всего лежала человеческая мысль, у Ницше — воля. Этично с точки зрения прагматизма все, что способствует успеху в делах, и здесь прагматизм переходит в то, что получило название деловой этики. Наибольшая известность выпала в XX в. на долю Дейла Карнеги(1888—1955), советы которого разошлись по свету в миллионах экземпляров. Карнеги много взял из человеческой мудрости, чтобы выработать правила общения и достижения делового успеха. Они сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и достигает успеха в делах тот, кто максимально внимателен к другим и как можно меньше выпячивает собственное Я. Эти правила напоминают «разумный эгоизм» Чернышевского, но здесь человек меньше думает о пользе других и всех, а больше — о себе, хотя разум его смиряет эгоизм.
Задание №2: Раскрыть причины возникновения позитивизма. Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», построенной по образцу естественных наук науки об обществе — социологии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов. Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связаной с эмпирическим опытом. Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать силой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика». Принципы позитивизма: философское знание должно быть точным и достоверным; при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук; основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать только факты, а не их причины; философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании; философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них. В XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм — это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Цель неопозитивизма — свести все научные результаты к некоторому количеству базисных положений, непосредственно проверяемых эмпирически, — оказалась нереализуемой. Предпринятые в методологии науки попытки выработать универсальные модели, по которым «работает» наука, тоже не удались. Неопозитивисты выдвинули принцип верификации, в соответствии с которым научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими фактами и для которой существуют воображаемые факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна); или же которая опровергается фактами и для которой существуют воображаемые факты, подтверждающие ее, если бы они имели место (такая теория ложна). Задание №3: Определите проявление скептицизма в философии XX в. Философия XX в., как позднеантичная и ранне возрожденческая, вернулась к человеку. На вершине развития научной и технической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призывает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и поведение в нем. Одновременно потребительству и агрессии противопоставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении. Если самое влиятельное направление отказывается от решения вопроса о смысле жизни и утверждает абсурдность бытия — это кризис. Справедливо или нет утверждение Хайдеггера, что понятийное мышление исчерпало себя и требуются иные формы познания, — это свидетельство того, что философия завершила еще один круг развития. Своим «вопрошанием» философия вернулась к Сократу, но Хайдеггер тянет ее дальше и прямо заявляет, что хотел бы конца философии вообще. Философия пришла к самоотрицанию вслед за тем, как европейская культура, по Хайдеггеру, — к нигилизму. Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время началось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и пессимизма, и завершение ее круга — третьего после античного и христианского — неслучайно совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом. Роль скептиков, отрицающих метафизику, сыграли неопозитивисты, которые побивали философию наукой с ее требованием эмпирической проверяемости, прагматисты с их заменой истинности на полезность, психоаналитики с их заменой сознания подсознательным, экзистенциалисты с признанием истинным того, что личностно значимо для индивида. Если нет логики истории, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в человеческой жизни, как считает экзистенциализм, и в природе, как считают неопозитивизм и современная методология науки.
Содержание отчета 1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005. 2. Цель работы 3. Задание 4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием 5. Ответы на контрольные вопросы 6. Вывод Контрольные вопросы 1.Охарактеризуйте принципы позитивизма; 2.Раскройте цель неопозитивизма; 3. Проанализируйте правила общения и достижения делового успеха Дейла Карнеги.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |