Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ 1 страница



2015-12-13 403 Обсуждений (0)
УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в сценарии

Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.

Легко можно представить, что свой жизненный цикл проживают не только люди, но и семьи, груп­пы, организации, города, государства, культуры, вся планета.

Жизнь каждой личности— это единственная в своем роде драма, которая испытывает влияние бо­лее широких сценариев: семейных, учрежденческих, районных, городских, региональных, государствен­ных. Взаимодействие жизненных сценариев влияет на жизнь каждого человека и в результате разверты­вается в историю народов. Более того, по мнению Дж. Кэмпбелл (1997), в своих жизненных проявлениях индивид только частично, в общих чертах представ­ляет целостный образ человека. Целостность — пол­нота человека— заключена отнюдь не в отдельном лице, а в обществе как едином целом. Индивид мо­жет быть только его членом — органом. Сообществу, к которому он принадлежит, человек обязан своим образом жизни, языком своих мыслей и общения, идеями, которыми он живет; к прошлому его обще-

ства восходят те гены, которые создают его тело. Отважившись отмежеваться, будь то в действиях, помыслах или чувствах, он отлучается от самих ис­точников своего существования.

Сценарий личности может более или менее гар­монировать с другими, более общими сценариями. Тогда человек, возможно, проживет долгую и спокой­ную жизнь. Когда же сценарий личности входит в постоянное противоречие с более общими сценари­ями, жизнь человека превращается в тяжелую борь­бу, становится короткой и ненадежной.

Сегодня в нашем обществе сложилось или интен­сивно развивается несколько самостоятельных суб­культур. Они могут существовать автономно, могут игнорировать друг друга, конфликтовать или сотруд­ничать.

Человеку важно жить в своей субкультуре. Попа­дание во враждебную субкультуру может привести к драматичному результату. Важно максимально быс­тро диагностировать враждебную субкультуру и по­кинуть ее. Убежищем для человека зачастую являет­ся семья. Помощь может оказать и организация, где работает человек.

Организации, как и личности, могут иметь успеш­ные, банальные и неуспешные сценарии. У них есть история, мифы и легенды, прошлое, настоящее и будущее. У них есть свои Родительские послания, этика, правила. Есть Взрослые технологии и страте­гии решения проблем. Есть Детские развлечения, любопытство, мечтательность. У каждого из этих состояний есть свой энергетический уровень, свой ритм жизни.

История организации не всегда начинается с даты ее регистрации. Часто история начинается с поступ­ка значимого героя. Последующие герои продолжа­ют историю, неся прежнюю миссию или давая но-

вый смысл и энергию организации и отдельным ее группам.

Все сказанное об организациях относится и к го­родам. И к целым народам. Так, когда-то народы Западной и Восточной Европы разделились на две части. Народы Западной Европы стали жить, опи­раясь на законодательство. Тогда как народы Восточ­ной Европы — жить, руководствуясь «велениями сер­дца». Сегодня различия в сценариях этих народов весьма очевидны. Впрочем, это отдельная тема. Нас больше интересуют сценарии человека.

Сценарный процесс

«Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем го­дам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добав­ляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реаль­ные черты» (Ян Стюарт, В. Джойнс, 1996).

РОДИТЕЛИ Я И МОЙ ОПЫТ МОИ РЕШЕНИЯ Я БУДУ ЖИТЬ ТАК

Рис. 10. Формирование сценарных решений

Идея о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на поведение взрослых людей, яв­ляется центральной во многих направлениях совре­менной психологии. Отличительной чертой транзак-тного анализа является то, что ребенок сам форми­рует свой план жизни, а не является жертвой обстоятельств и детских травм (см. схему рис. 10).

9 Макаров В. В.

Итак, сценарий — это неосознаваемый план жиз­ни. Он представлен в форме драмы с началом, сере­диной и концом.

Сценарий ведет к развязке, кульминационной сцене, ради которой и разыгрывается спектакль жизни. Это не обязательно конечная сцена смерти.

Сценарий подкрепляется родителями вербально и невербально. С первых минут жизни родители пере­дают ребенку послания, на основе которых форми­руются представления ребенка о себе, мире и других, так называемые сценарные послания. Ребенок сам принимает решение о сценарии, так называемое ра­нее решение, без тщательного обдумывания, под дей­ствием чувств и эмоций. В доказательство Эрик Берн приводил пример двух братьев, которые имели посла­ние от матери: «Вы оба завершите жизнь в психуш­ке». В последствии один из них стал хронически пси­хически больным и постоянно находился в психиат­рической больнице, другой ежедневно приходил в психиатрическую больницу, только в качестве врача-психиатра. Сценарий лежит вне пределов осознания. Это ближайшее и глубинное бессознательное челове­ка. Во взрослой жизни приближение к детским вос­поминаниям возможно через сны, фантазии, мечты, трансовые состояния.

Человек искажает собственное объективное вос­приятие реальности с целью «оправдания» своего сценария. Искажение происходит с помощью меха­низмов игнорирования, обесценивания себя, друго­го или мира. А также другими путями, которые мы будем обсуждать ниже.

В чем цель сценария? Адаптироваться и добить­ся любви и внимания со стороны значимых людей. Получить все те же поглаживания.

Для чего мы следуем сценарию всю жизнь? Цель та же— желание быть любимым, значимым. Когда-

то нам это удавалось, и мы повторяем «спектакль» каждый раз, когда испытываем потребность в люб­ви. Однако мы пользуемся устаревшими стратегия­ми и способами добиться желаемого.

Татьяна, женщина 25 лет, программист, разведе­на, детей нет. В 20 лет попытка суицида. Мать Та­тьяны неэмоциональный, холодный человек, посто­янно занята на работе или домашними хлопотами. Когда Татьяна была маленькой то, чтобы добиться любви мамы, девочке надо было пораниться — раз­бить коленку, порезать палец. Вид крови заставлял маму — профессионального врача — быстро и опе­ративно оказывать помощь дочери. На детском язы­ке — проявлять любовь к ребенку. Будучи подрост­ком, Татьяна привлекала внимание матери и доби­валась своего, вырезая название любимой рок-группы на своей руке бритвочкой. Когда в 20 лет у Татьяны была «несчастная любовь», она совершила попытку самоубийства. Она сидела всю ночь на подоконни­ке и ждала, когда мать проснется. С поломанными конечностями, вся в крови она снова была любима матерью, которая потом выхаживала Татьяну полтора года.

Сценарные решения представляют собой наилуч­шую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже уг­рожающим его жизни. «Только мать может защитить меня» — решение Татьяны. «Я уверена в ее любви, когда она лечит мои раны». «Разговоры бесполезны, надо «пустить себе кровь», чтобы быть снова с ней вместе» — слова Татьяны на психотерапевтической сессии.

Сценарные решения определяют способ тестиро­вания ребенком реальности. Сценарий принимает­ся ребенком в соответствии с особенностями его мышления и чувств. Событие жизни взрослый чело-

9*

век может объяснить себе логическим построением и, поверив в это, освободиться от страха и фрустра­ции. Мир ребенка включает острые переживания, его эмоции аутентичны: страх, гнев, печаль, радость, боль. Его логика и язык марсианский, не из взрос­лого мира, они конкретны. «Уйди с глаз долой!» — говорит мать. «Чтобы мама полюбила меня, я дол­жен умереть»,— решает ребенок.

Почему мы во взрослой жизни многократно про­игрываем детские сценарные решения? Как и в дет­стве, мы хотим добиться любви и внимания. Однако мы пользуемся старыми стратегиями поведения. В детстве, возможно, они помогли бы выжить и адап­тироваться, но у взрослого человека уже иные ресур­сы, отличные от детских. Есть опыт, интеллект, зна­ния, есть сила и энергия взрослого тела, есть социальный статус. На одной из групп родилась ме­тафора о старом детском паттерне поведения. Соби­раясь в длительное путешествие по жизни, человек положил в рюкзак банки консервов, как «НЗ — не­прикосновенный запас» на экстренный случай. Он был во многих походах, и они спасали его от голода. Сейчас он возмужал, а, возможно, даже состарился, и старые банки консервов всегда с ним, за его плеча­ми, в рюкзаке. Однажды, когда голод был силен, он открыл одну из старых банок, но тут же выбросил, т. к. еда была несъедобной. Он носит банки до сих пор, надеясь на то, что они спасут его, как раньше. Но срок годности этих консервов давно истек!

Когда личность автономна, с хорошими навыка­ми осознания происходящего, то расшифровка сце­нария — приятное занятие, т. к. сценарий изначаль­но был сценарием победителя. Когда сценарий середняка — есть возможность улучшить свою жиз­ненную успешность. Сценарии неудачников, особен­но трагические, требуют длительного сценарного

анализа, порой для того, чтобы предотвратить тра­гическую развязку, не осознаваемую клиентом.

Содержание сценария уникально, оно неповтори­мо, как отпечатки пальцев, и требует тщательного и длительного анализа.

формула сценария

Э. Берн предложил способ анализа сценария, который называется «Формула сценария». Формула сценария включает пять обязательных процессов которые должны присутствовать в поведении клиен­та. Наличие всех пяти процессов свидетельствует о том, что это поведение—'сценарное.

Формула сценария— ранние родительские пред­писания (1); программа (2); подчинение, согласие следовать программе (3); важные поступки, подтвер­ждающие подчинение (4); развязка (5).

Рассмотрим пример. Регине 40 лет, она предпри­ниматель. Одинока. Прародители Регины из репрес­сированных в советское время. Ее отец 10 лет про­вел в детском доме, из которого его в возрасте 14 лет и двух его младших сестер забрала бабушка, вернув­шись из лагеря.

Мать Регины из зажиточной семьи, которая во время войны оказалась на оккупированной террито­рии. Все мужчины в семье погибают. Остаются толь­ко женщины и дети. Женщины «демонстрируют чудеса выживания и адаптации, поддерживая друг друга, они поднимают детей, дают всем высшее образование».

Для родителей Регины это второй брак. Она же­ланный первенец. До двух лет ощущает себя прин­цессой, затем рождается брат, и мать тяжело забо­левает, лежит по полгода в больнице. Отец отдает четырехлетнюю дочь в чужой дом, где семья бездет­ных пожилых людей за деньги присматривает за де­вочкой. Регине это не нравится, и она начинает бо-

леть и, так же как и мать, подолгу лежит в больни­це. Регина возвращается в семью в возрасте семи лет.

Ранние родительские предписания. Она отчетливо помнит родительские предписания, полученные в раннем возрасте. Мама твердо и серьезно говорила: «Ты уже взрослая», «Ты можешь все». Отец же гово­рил: «Не высовывайся», «Выше себя не прыгнешь». По-видимому, эти предписания были переданы по наследству родителям Регины от их родителей. Именно следование этим предписаниям позволило выжить отцу Регины в детском доме, а женщинам в материнской семье адаптироваться и вырастить де­тей в сложных условиях послевоенного времени. Итак, предписанием матери было: «Не будь ребен­ком, ты уже взрослая, ты можешь все», а отца «Не будь первой, не доверяй, не высовывайся». Невыпол­нение этих ранних родительских предписаний под­разумевало— гибель, смерть, которые были так ре­альны для родителей Регины в их детском опыте. Эти детские страхи родителей давали эмоциональ­ную окраску предписаниям, тем самым усиливая их бессознательную передачу дочери.

Программа. Ранние родительские предписания Регины были амбивалентными: «Ты можешь все», но при этом «не высовывайся, не будь первой». Про­грамма должна была показать, какие стратегии по­ведения выбрала Регина для осуществления роди­тельских предписаний. Отец говорил: «Терпи, за зимой будет лето», мать— часто повторяла: «Счас­тье не дается без борьбы». На этапе принятия стра­тегий поведения уже значительную роль играет и социальное окружение. Родительские стратегии хо­рошо уживались с советскими идеалами. «Будь силь­ной». «Пока я сильная, я выдержу все», «Женщина

должна быть сильной!», «Счастье— удел сильных личностей».

Возврат в семью в семилетнем возрасте дал воз­можность Регине общаться со своими родственни­ками. Бабушка (мать матери) любила поучать внуч­ку: «Не важно, что с тобой происходит внутри, ты должна хорошо выглядеть, быть корректной с дру­гими, аккуратной и опрятной». Радовать других, особенно внешним видом, — одна из важных пове­денческих программ Регины. Итак, две яркие стра­тегии: будь сильной (терпи, борись, но не высовы­вайся) и радуй других внешне (при этом не будь близкой, не показывай, что у тебя в душе).

Подчинение, Регина подчиняется своей програм­ме. Она рано выходит замуж, вскоре теряет ребен­ка в родах, разводится. Но об этом никто даже не догадывается в институте, где она твердая отлични­ца. Она не доверяет подругам, не высовывается со своими бедами, она аккуратна и корректна всегда и во всем. Она не проявляет слабости к себе, не берет академический отпуск. Если она проявит сла­бость и станет ребенком, начнет открываться и до­верять — она может просто не выдержать и умереть от горя и слабости. Она считает, что ведет себя достойно, по-взрослому, однако она во власти сце­нария.

Важное поведение. В 22 года Регина принимает решение заняться собственным бизнесом, это пери­од перестройки в стране, и такой шаг требует силы и мужества. За последующие 18 лет она переживала взлеты и падения в бизнесе. На терапию она пришла с запросом разобраться в'своей неуспешности. В биз­несе Регина всегда выбирала области, где от нее требовались значительные усилия (дополнительные

профессиональные знания, язык, жесткая конкурен­ция). Когда бизнес уже налаживался, она искусствен­но создавала новую ситуацию борьбы («Ты можешь все», «Счастье не дается без борьбы»). Однако то, как Регина создавала эти патовые ситуации в бизнесе, стоит рассмотреть отдельно. Это были тонкие мани­пуляции, интриги, где она была «серым кардиналом». Регина никогда не высовывалась, не была первой и значимой. Но именно она была автором интриги, которая поначалу приводила к успеху, и успех, кажет­ся, нарастал... но в конце концов все довольно быст­ро приходило к краху бизнеса. «Не доверяй никому!» и «Не будь близкой ни с кем!» при этом «Не высовы­вайся!»— все отцовские предписания срабатывали, и разрушали то, что Регина с трудом создавала, следуя материнским посланиям «Ты уже взрослая и можешь все». Крах бизнеса приводил к отчуждению от коллег и партнеров, и давал новые возможности с трудом и усилиями строить новый бизнес. «С каждым крахом я становлюсь сильнее»,— с гордостью говорила Регина. Аналогичное поведение и в личной жизни. Все мужчины в ее жизни были компаньонами в бизнесе. Крах бизнеса позволял Регине не становится близкой и значимой для этих мужчин. Расставания всегда были неизбежными. Каждая последующая потеря закаля­ла ее и делала все «сильнее» — отчужденней, холод­ней, формальней.

Расплата. Эрик Берн указывает на существование четырех типов развязки сценария или наказания за следование сценарию: одиночество, истощение, су­масшествие и убийство себя или другого.

Расплата Регины— это одиночество. Она созна­тельно отказывается иметь детей. После первого мертворожденного ребенка она пылала желанием родить и долго методично лечилась. Наконец, она

стала беременеть. И каждая ее беременность завер­шалась абортом. Причем ее партнеры, ее возможные мужья и отцы ее будущего ребенка не участвовали в принятии решения о прерывании беременности. Им сообщалось постфактум. Регина оправдывает свое по­ведение тем, что этот мужчина не достаточно силен, чтобы поддержать ее с ребенком в дальнейшей жиз­ни. Замужество Регина рассматривает как недостой­ное для себя, сильной женщины, существование, оценивая его как финансовую и эмоциональную ловушку и зависимость от мужчины.

Возможен ли выход из сценария? Как избежать расплаты? Для Регины— это полный отказ от рас­смотренного нами сценария. Если анализировать семейное генеалогическое древо Регины, то появле­ние такого патологического сценария произошло под воздействием внешних социальных событий, кото­рые вызвали перестройку семейного родового сцена­рия. Война, оккупация, детский дом — внешние при­чины, которые заставили семьи искать новые стра­тегии поведения и адаптации. Именно они помогли выжить, но для Регины это чужые, устаревшие сред­ства выживания, «протухшие консервы» из семейного «Неприкосновенного Запаса».

До революции, со слов Регины, «в семейных пре­даниях зафиксированы только страсти по поводу любви и наследства. До замужества все девушки вели беззаботный образ жизни. Получали хорошее воспи­тание и образование. Главное для девушки — это хорошо и счастливо выйти замуж, а потом иметь хороший дом и здоровых детей. Меньше 7 детей не было никогда». Мощные социальные влияния при­вели к коренному изменению сценария этой семьи.

В своей терапевтической работе со сценариями мы используем метафору дерева. На сценарном ро-

довом дереве Регины много ветвей и почек. Мы сами выбираем, в каком саду нам жить. Решение прини­мается ребенком в детстве. Взрослый же может, об­резав старые, больные ветки, дать жизнь новым ро­сткам.

Образцы сценарного процесса

Анализ жизненных сценариев выявил удивитель­ный факт — существует ограниченное количество способов проживания сценария. В современном ана­лизе известно шесть способов проживания сценария, которые названы паттернами или образцами сценар­ного процесса.

Они универсальны для любого пола, возраста и даже национальной культуры. Эрик Берн проиллю­стрировал каждый способ темой из древнегреческих мифов.

«Никогда»

Иллюстрируется мифом о Тантале. Сын Зевса Тантал как любимец богов был удостоен чести по­сещать собрания и пиры на Олимпе. Однако он про­гневал богов (по одной из версий мифа, разгласил людям тайные помыслы Зевса, по другой — похитил со стола богов нектар и амброзию и угощал ими людей), за что был жестоко наказан. Низвергнутый Зевсом в Тартар (область Забвения— самая жуткая часть в царстве мертвых), он стоял в воде, но не мог утолить жажду. Над ним висели ветви с плодами, которыми он не мог насытиться. Вода отступала, когда он собирался напиться, ветви отодвигались. Когда он протягивал к ним руку. Отсюда выражение «Танталовы муки» — означающее нестерпимые стра­дания из-за невозможности достичь близкой и же­ланной цели. Древнегреческий философ и ученый

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в сочинении «О небе» рассказал о человеке, который, несмотря на голод и жажду, находясь на одинаковом расстоянии от пищи и воды, продолжает оставаться на прежнем месте, не решаясь протянуть руку ни к тому, ни к другому. Аналог «буриданов осел» (Жан Буридан, 14 век), который не может выбрать между двумя одинаковы­ми охапками сена, и поэтому обречен на голодную смерть. Такое поведение означает крайнюю степень нерешительности и безволия в выборе. Вы никогда не будете способны делать то, что вы больше всего хотите делать или получить. Вы не сможете закон­чить то, что вы начали, независимо от того, как усер­дно вы трудитесь и интенсивно желаете. Например: человек утверждает, что хочет выучить иностранный язык или защитить кандидатскую, описывает, сколь­ко у него возможностей и желаний. Однако он ни­чего не делает, чтобы достигнуть желаемых целей. Речь таких людей постоянно переполнена словами об их желаниях и о трудностях в их достижении. Например, одинокая женщина средних лет постоян­но говорит о желании иметь семью, ребенка, одна­ко ничего не предпринимает для этого. Ее круг об­щения ограничен сотрудниками по работе и соседя­ми, все выходные она проводит дома одна, она не посещает мест, где можно познакомиться с мужчи­нами. Она рассуждает, что можно ребенка усыно­вить, но как же без отца его воспитывать. «Долгоиг­рающая пластинка» — позволяющая ей оставаться на прежнем, удобном и привычном месте. «Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу!» Удивитель­ны сны людей с таким способом проживания сце­нария. Например, Олег 35 лет, имеет высокооплачи­ваемую работу, но не интересную для него. Очень любит преподавать и бесплатно работает в вузе, про­водя много времени со студентами, выезжает летом

с ними в экспедиции в счет отпуска. У него уже мно­го лет жена и любовница, каждая из которых требу­ет определенности в отношениях. Уже много лет ему снится один и тот же сон. Одновременно приходя­щие на перрон две электрички, идущие в одном направлении и приходящие в пункт назначения в од­но время. Необходимо сделать выбор между ними. Обе стоят всего минуту. Сон постоянно обрывается на одном и том же месте — двери начинают закры­ваться. Олег просыпается в «холодном поту», так и не сделав выбор ни во сне, ни в жизни.

«Пока не»

Второй способ проживания сценария называется «Пока не». В его основе лежит миф о подвигах Ге­ракла (Геркулеса у римлян). Сын Зевса и царицы Алкмены, Геракл обладал необыкновенной физичес­кой силой, совершил 12 подвигов на службе у царя Эврисфея. Совершая подвиги, Геракл прошел через всю Европу и Африку (Ливию) и в память о своих странствиях соорудил одно из 7 чудес света — две горы на берегах Гибралтарского пролива — Геркуле­совы столбы. В античные времена у Геркулесовых столбов проходила граница мира, известного людям. Поэтому существует выражение «дойти до геркуле­совых столбов» — что означает «дойти до последней точки, до предельной черты». «Геркулесов подвиг» — означает невероятно трудную и тяжелую работу, требующую огромных усилий. Однако награда рав­ноценна — стать богом, бессмертным и жить на Олимпе. Девиз этого паттерна — Вы не можете иметь награды, пока Вы не заплатили за нее высокую цену. «Пока что-то не случится, добра не жди». Вы не мо­жете испытать радости, пока сполна не настрада­лись. Вы не сможете радоваться и отдохнуть, пока не выполните Вашу работу. Существует многочис-

ленное количество вариантов этого сценарного по­ведения, но в каждом мысль о том, что ничто хоро­шее не наступит до тех пор, пока что-то менее хо­рошее не закончится. Пример: «Я должен до конца понять себя, прежде чем смогу измениться»; «Жизнь начинается после сорока»; «Когда я выйду на пен­сию, то смогу путешествовать»; «В этой жизни надо терпеть, но мне воздастся по заслугам в раю»; «Пока не вышла замуж, то и не мечтай»; «Вот кончишь институт, то делай что хочешь, пока— нет». Про­живается паттерн в течение как короткого, так и дли­тельного времени. Например, мать считает: «Вот дети вырастут, и я вздохну с облечением, займусь любимым делом» — длительное проживание. И, вме­сте с этим короткое — «Я буду смотреть сериал, вот только вымою посуду». Для людей верующих— от­дохнуть можно в раю, при коммунизме, в другой жиз­ни, а сейчас надо успеть — отработать грехи, терпеть и не грешить, или терпеть во имя светлого будуще­го последующих поколений. Это часто встречающий­ся паттерн у трудоголиков— «Отдохнем в могиле». «Белка в колесе». Построение фраз речи у людей с таким паттерном тоже специфическое. Они часто используют вводные предложения: «Я говорил жене — имей в виду, то же я сказал и дочерям, стар­шей и младшей, — домом надо заниматься, а не глу­постями!» Он прерывает себя, чтобы вставить еще одну, две фразы, он должен успеть как можно боль­ше. Девиз: Прежде, чем отдохнуть, я должен успеть сделать все! Отдых надо заслужить, и чем тяжелее ты трудишься, тем выше будет награда. Например, Ирина всегда была отличницей в школе, институте, общественницей, участвовала во всех кружках, собра­ниях и на первых ролях. Она делала это искренне, с полной отдачей. Но не испытывала радости от дос­тижений. «Так должен трудиться каждый. Это нор-

мально». Сейчас она директор торгового центра. Она не имеет выходных, ее рабочий день не нормирован. В ее кабинете есть диван, где она спит почти каж­дую ночь. Муж привык. В такой жизни ее устраива­ло все, за исключением часто повышавшегося арте­риального давления. И когда высокое давление уже не реагировало на самые современные лекарства, врач-кардиолог направила Ирину на консультацию к психотерапевту. Прошло достаточно много време­ни, прежде чем Ирина смогла позволить себе уверен­но выполнять свой терапевтический контракт. Ее психотерапевтический контракт был такой — рабо­тать только 4 дня в неделю и уходить домой в 17.00. Важно то, что ее успехи в бизнесе еще более возрос­ли. Кроме того, Ирина теперь знает, какую и от кого награду она должна получить за свои труды. И ее жизнь наполнена большими и малыми наградами.

«Всегда»

В его основе миф о пряхе Арахне. Из всех людс­ких грехов, которые вызывают у богов раздражение, худший — высокомерная гордыня. Она побуждает людей вызывать богов на состязания и даже пренеб­регать ими. Одной из таких неразумных смертных была Арахна — простая крестьянская девушка, но очень хорошая пряха. Она славилась по всей Гре­ции мастерством прясть и ткать. Искусства пряде­ния и ткачества изобрела богиня Афина. И вот Арахна вызывает богиню Афину на состязание. Богиня рассмеялась над вызовом смертной и не откликнулась, за что поплатилась уменьшением количества жертвоприношений в своих храмах. Тог­да богиня, всегда рассудительная и терпеливая, разгневалась. Афина спустилась на землю и пред­стала перед Арахной, вызвав ее на состязание. Со­стязание началось. Арахна оказалась достойной

соперницей. Афина была восхищена ее мастерством. Все бы закончилось хорошо, если бы Арахна не начала высмеивать богиню и хвастаться, что прядет лучше богини. Тогда Афина, взглянув на Арахну сказала; «Если ты прядешь лучше всех, так делай это всегда». И Арахна превратилась в паука... Чело­век, имеющий сценарный паттерн «Всегда», часто задает себе вопрос: «Почему это всегда случается со мной». Например, девушка, выросшая в алкоголь­ной семье, будет неоднократно выходить замуж, при этом каждый раз выбирая себе в мужья алкоголи­ка. Одним из вариантов поведения является сохра­нение первоначального неудовлетворительного по­ложения вместо того, чтобы достигнуть лучшего. Речь таких людей путанна, как паутина Арахны. Они начинают фразу, говоря об одном, затем, прерывая фразу, перескакивают на другую, забывая первую, и так их мысль перескакивает с одного предмета на другой. «Я зашла к тебе для того, чтобы, да кстати, по дороге к тебе встретила нашу старую подругу.., помнишь, как мы в школе с ней.., да между прочим у меня сегодня радость, ты сказала, что не повезет. А тут такое началось.., просто ужас». Сценарный процесс «Всегда» отражает убеждение: «Я должен всегда оставаться в той же самой приятной ситуа­ции». (В паутине, которую я хорошо плету, или в алкогольной среде, которая мне так хорошо знако­ма с детства).

«После»

Цицерон в сочинении «Тускуланские беседы» по­ведал о древнем придании про сиракузского тирана Дионисия Старшего (432-367 гг. до н. э.) и его царед­ворца Дамокла. Завидуя властелину, Дамокл всем го­ворил о нем как о счастливейшем из людей. И тогда Дионисий решил проучить Дамокла, повелев пове-

сить над его головой во время пышного пира острый меч. Этот меч держался на одном конском волосе. Правитель объяснил всем присутствующим, что меч— символ постоянных опасностей, которым он, Дионисий, подвергается. Выражение «Дамоклов меч» — символ грозящей опасности, отсюда — «ви­сеть на волоске», «быть на волоске от смерти». Де­виз: «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это». «За сладкую жизнь надо пла­тить». Речь человека с таким сценарием имеет сло­ва «после», «но». Например: «После свадьбы, начи­наются будни семейной жизни»; «Да, вечеринка класс, но завтра голова будет раскалываться», «Это тебе горькие плоды после сладкой жизни», «Слад­кую ягоду рвали вместе, горькую— я одна». «Да, но» — излюбленный оборот и любимая психологи­ческая игра людей, чей сценарный паттерн «После».

«Снова и снова» (Почти)

Коринфский царь Сизиф за многочисленные свои грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был наказан богами: в загробном царстве он был осуж­ден выполнять вечную, мучительную работу. Он вка­тывал на гору камень, который, едва достигнув вер­шины, скатывался вниз, и Сизиф вынужден был все начинать сначала. Бесконечная, тяжелая и бесполез­ная работа — наказание за грехи в прошлом. Девиз: «Я почти сделал это, но не до конца!». Ю.М. Луж­ков в книге «Закон Паркинсона по-российски» на­зывает это качество недоделывать до конца нацио­нальной русской чертой. Чуть-чуть недоделать, чтобы потом переделывать или вечно ремонтировать. В пример он приводит известные швейные машин­ки «Подольск», которые не шьют, но если детали подточить, то все замечательно работает. «Каче­ство— это когда сделано на 100%». Вот реальные

примеры. Денис читает книги, но много раз броса­ет, не дочитав до конца. Ксюша хорошо учится в течение четверти, за четверть выходит «5», но конт­рольную пишет на «2», четвертная— «4», Катя моет посуду, но оставляет пару недомытых ложек. При­меры демонстрируют паттерн сценарного поведения «Почти— тип 1». Вариант второй «Почти— тип 2» характерен для людей, которые вкатили свой камень на вершину, но, не останавливаясь, сразу же ищут очередную вершину повыше и продолжают свое бес­конечное движение. Такие люди не чувствуют, что они уже на вершине. И это повторяется бесконечно. Виктор хорошо закончшьшколу, институт, защитил диссертацию, одну, вторую. Он уважаемый член профессионального сообщества. Несмотря на зависть коллег, Виктор не считает, что чего-то достиг и про­должает профессиональный рост. Это требует еще большего напряжения сил, у него совсем не остает­ся времени на общение с друзьями, на отдых и раз­влечения. Речь людей со сценарием «Почти» имеет особенности. Основная тема разговора прерывается, иногда резко иными темами, которые договариваются до конца. Например, читается лекция студентам по узкой профессиональной теме, вдруг она резко пре­рывается без ассоциативных связей, темой о пред­стоящих мероприятиях, которые произойдут через 5-6 месяцев, например, на каникулах. Кроме того, человек со сценарием «Почти» может сделать ряд по­ложительных высказываний, за которыми следует отрицательное, например: «Белые ночи на парохо­де просто замечательны. Однако комары кусают, да».



2015-12-13 403 Обсуждений (0)
УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧЕНИЕ О СЦЕНАРИЯХ ЖИЗНИ 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)