Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в
Политические и правовые учения в России в период разложения и кризиса феодально-крепостнического строя. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского, его идеи либерализма. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. Политико-правовые идеи декабристов. Проекты преобразования государственного и общественного строя России П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева. Политические идеи П. Я Чаадаева, западников и славянофилов.
Основные понятия и термины: самодержавие, крепостничество, монархия, абсолютизм, революция, тирания, декабризм, разночинство, славянофильство, западничество.
Контрольные вопросы по теме: 1. Особенности русского либерализма в XIX в. 2. Сущность реформ М. Сперанского. 3. Понятие гражданских и политических прав в теории М. Сперанского 4. Приоритет «гражданского» права над «естественным» в теории Н. Карамзина. 5. Сравнительный анализ политико-правовых концепций славянофилов и западников. Тема 15. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – в первой половинеХХ в. Реформаторы и радикалы. Либеральные учения в России. Б.Н. Чичерин, Н. М. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский. Консервативная идеология в России. Политико-правовые идеи начала ХХ века. Правоведы русского зарубежья. Марксистское учение в России и предпосылки возникновения большевизма. Правопонимание советского времени. Государство и право в марксистском понимании. Русский марксизм и коммунизм. Ленин о государстве, праве и диктатуре пролетариата Политико-правовая теория Л. Каутского.
Основные понятия и термины: самодержавие, диктатура пролетариата, эгалитаризм, революция, коммунизм, возрожденное естественное право, легальный марксизм, большевизм, универсализм, консерватизм, сталинизм, перманентная революция, культ личности. Контрольные вопросы по теме: Проекты реформы отмены крепостного права и ее последствия. Развитие радикализма в России. Общая характеристика русского либерализма второй половине XIX в. Специфика формирования русского марксизма. Учение о классовом характере государства и права. Теория и практика большевизма. Концепции права в советское время. Империя Великих Моголов (XVI-XVII вв.). Военно-ленная система общественных отношений. Феодалы. Падишах. Джагирдары. Духовенство (мусульмане и индусское жречество). Горожане. Крестьяне. Сельская община. Государственный строй феодальной деспотии. Шах (падишах). Центральное и местное управление. Чиновничество. Вооруженные силы. Суд. Индусское право. Связь права с религией. Источники права. Законы Ману. Дхармашастры. Их официальные комментарии. Судебный прецедент. Обычай. Гражданское право. Собственность. Обязательства. Брак. Семья. Влияние кастового строя на развитие права.
Тема 16. Политические и правовые идеи и учения ХХ – XXI вв. Основные политико-правовые идеи и доктрины современности. Развитие реформистского и центристского направлений в марксизме. Идеи парламентаризма, современного гражданского общества и правового государства, политического плюрализма, социального законодательства. Социологическая юриспруденция. Политико-правовые идеи солидаризма, институционализма. Аналитическая юриспруденция. Современные направления позитивизма. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого. Психологизм в современных теориях права. Нормативизм. «Чистая теория права» Г. Кельзена. Возрожденное естественное право. Интегративная юриспруденция. Неолиберализм и неоконсерватизм. Политические и правовые теории радикализма. «Новые левые». Политико-правовая идеология национал -социализма. Анархизм и анархо-синдикализм. Идеи демократии, прав человека, самоуправления, правового государства и гражданского общества – принципы развития современной политико-правовой идеологии. Основные понятия и термины: политический плюрализм, демократия, массовое сознание, теории массового общества, фашизм, национализм, политический режим, правовая культура, расизм, сепаратизм, толерантность политическая, неолиберализм, неоконсерватизм, национал-социализм, нормативизм. Контрольные вопросы по теме: Политико-правовые доктрины XX –XXI вв. Право и справедливость в теории Г. Кельзена. Понятие солидарности Л. Дюги. Развитие социологического учения О. Конта в XX в. Социологическая юриспруденция. Специфика правопонимания в теории Л. Петражицкого. Возрождение естественно-правовых концепций. Идеи Л. Фуллера, Р. Дворкина, А. Кауфмана, Дж. Роллса. Общая характеристика немецкого национал -социализма.
VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации – России. – М., 1993 (с изм.). 2. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран. М.,1997. 3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990. 4. Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий / Отв. Ред. С. Ю. Кашкин. М., 2002. Учебники и учебные пособия: 1.Сергевнин С.Л., Красильников С.В., Оль П.А., Полякова Т.М. Теория и история государства и права, история политических и правовых учений (терминологический словарь); Учеб пособие / Под общ. ред. Красильникова; Сев.-Зап. Ин-т упр. – филиал РАНХиГС – СПб: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2013. 700 с. 4.Рассказов Л.П. Теория государства и права: [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»]: соответствует федер. Гос образоват. Стандарту 3-го поколения. – 3-е изд. – М.: РИОР:, 2012. – 319 с. 5. Нерсесянц В.С. Истории я политических и правовых учений: Учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2014. – 735 с. 6. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник, рек. М-вом образования РФ. – М.: Дашков и К, др., 2012. 319 с. 7. Старков О.В. Теория государства и права: учебник / Упоров И.В. / Общ. ред О.В. Старкова. 3-е изд., пераб. И доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 370 с. 8..Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: Учебник для магистратуры: Институт государства и права РАН. – М.: Международные отношения, 2012. – 335 с. Дополнительная литература: 1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник / под ред В.Г.Стрекозова.- 6-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2012. 323 с. 2. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник, рек. М-вом образования РФ. М.: Дашков и К, др., 2012. 319 с. 10. Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2014. 272 с. (Высшее образование: Бакалавриат)
Семинар 1. «История политических и правовых учений» как юридическая дисциплина. Политико-правовые учения в странах Древнего Востока – 2 часа.
Предмет «Истории политических и правовых учений» как самостоятельной юридической дисциплины. Методологические проблемы «Истории политических и правовых учений» Мифы и иррациональные представления о происхождении земной власти и порядков. Политическая и правовая мысль Древней Индии. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Политический идеал Конфуция Политические и правовые идеи Мо-дзы, Шан Ян и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ В процессе изучения темы “История политических и правовых учений как юридическая дисциплина” необходимо обратить внимание на то, что главной целью курса является освещение основных положений всемирной истории политических и правовых учений, развитие навыков аналитического мышления у студентов. В целях оптимизации учебного труда целесообразно создание студентами тезауруса, в котором можно максимально полно представить необходимые термины и понятия для постижения основ всеобщей истории политико-правовых учений. В процессе изучения темы «Политико-правовые учения в странах Древнего Востока» особое внимание следует обратить на то, что генезис политико-правовых учений и доктрин состоялся благодаря рационализации первоначальных мифических представлений о земных порядках, в процессе поисков ответа на многочисленные вопросы о справедливости, собственности, свободе, взаимодействии управляющих и управляемых. Глубокому познанию учебного предмета, несомненно, способствует обращение к первоисточникам, чтение текстов зарубежной и отечественной политико-правовой литературы, составление конспектов текстов классиков по актуальным проблемам права, государства, политики, законодательства.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |