Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отмена крепостного права и проведение буржуазных реформ



2016-01-02 715 Обсуждений (0)
Отмена крепостного права и проведение буржуазных реформ 0.00 из 5.00 0 оценок




Две главные причины обусловили отмену крепостного права в России:

· крепостничество сдерживало экономическое развитие государства;

· рост антикрепостнического движения.

Ярким примером кризиса крепостной системы стала Крымская война (1853–1856 гг.), в которой Россия проиграла высокоразвитым капиталистическим странам. Подготовка реформы началась в секрете от широких кругов общественности. В январе 1857 года создан Секретный комитет «для обсуждения мер по упорядочиванию быта помещичьих крестьян». Развернулись споры: одни хотели освободить крестьян без земли, другие – с землей. Летом 1857 г. решили освободить крестьян с землей, которую крестьяне должны были выкупать у помещика.

19 февраля 1861 г. вышел Манифест об отмене крепостного права. В Беларуси реформа проводилась по Общему положению и по двум местным. Первое относилось к Могилевской и частично Витебской губерниям, второе – к остальной территории Беларуси, поскольку на западе не было общины, а на востоке была. По манифесту крестьяне получали личную свободу (могли заключать от своего имени гражданские и имущественные соглашения, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия). Манифест утверждал, что на протяжении двух лет крестьяне должны нести те же повинности, что и во время крепостной зависимости. Потом можно выкупать землю. До проведения выкупной операции крестьяне считались временно-обязанными и должны были платить оброк и отбывать барщину.

Надел крестьяне должны были выкупать. Принцип выкупной операции – капитализация оброка из расчета 6% годовых. Например, оброк – 6 руб. в год, 6% - годовая процентная ставка в банке. Таким образом:

6 – 6%

х – 100% х = 6х100:6 = 100 руб. – это выкупная цена за землю. 20–25% от этой суммы крестьяне платили непосредственно помещику. Остальное платило государство. Крестьяне становились должниками государства и на протяжении 49 лет они должны были возвратить долг с процентами. Таким образом, крестьяне переплачивали за землю в 3–4 раза от ее рыночной цены. Условия манифеста вызвали массовое недовольство крестьян.

Реформа 1861 г. в общероссийском контексте вызвала ряд буржуазных реформ.

1864 г. – земская реформа. По этой реформе в губерниях и уездах создавались земские учреждения. Земства – выборные представительные учреждения. Они состояли из уездных и губернских земских собраний, которые собирались один раз в год на несколько дней. Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Также имелись земские управы, которые действовали постоянно и являлись исполнительными органами. Они избирались на земских собраниях. Выборы в земства проходили 1 раз в 3 года. В компетенцию земств входило руководство местным хозяйством, образованием и медицинским обслуживанием. Для осуществления этих мероприятий земским учреждениям передавался земский налог. Но на Беларуси земства введены не были. Это связано с откликами на восстание 1863–1864 гг. Лишь в марте 1911 г. были введены земства в Минской, Витебской и Могилевской губерниях.

1864 г. – судебная реформа. По этой реформе суд должен был стать бессословным, публичным и не зависящим от властей. Вводился институт присяжных поверенных (адвокаты). Создавались 2 судебные системы: 1 – местная (мировые судьи и съезд мировых судей; они решали мелкие гражданские и уголовные дела). 2 – общие суды (окружные). Один окружной суд приходился на 1 губернию. Более высокая судебная инстанция – судебная палата.

В Беларуси мировые судьи появляются в 1872 г. с той особенностью, что они не выбирались, а назначались министром юстиции. Окружные суды, судебные палаты, прокуроры и адвокаты в Беларуси вводились с 1882 г.

1870 г. – городская реформа. По этой реформе в городах создавались бессословные органы самоуправления. В выборах участвовали лица, которые платили налоги, но был высокий имущественный ценз. Создавались городские думы и управы, которые занимались благоустройством города (санитария, водопровод и т.д.). Выборы проходили 1 раз в 4 года. В Беларуси городские органы самоуправления стали вводиться с 1875 г.

1862 г. – военная реформа. Было создано 15 военных округов (в том числе Виленский, в который вошли все белорусские губернии). В 1874 г. была введена всеобщая воинская обязанность для мужчин, достигших 20-летнего возраста, за исключением коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и крайнего Севера. На суше срок службы был сокращен до 6 лет, на море – до 7 лет. Молодые люди с высшим образованием служили 6 месяцев, с аттестатами гимназий – 1,5 года, городских училищ – 3 года, начальных школ 4 года.

1864 г. – школьная реформа. При поступлении в вузы отменялись сословные ограничения, но контингент учащихся регулировался высокой платой за обучение. Расширилась сеть начальных школ, среднее образование давали классические и реальные гимназии. В классических гимназиях перевес был отдан изучению иностранных языков и гуманитарных дисциплин. В реальных гимназиях развивалось естествознание. По окончании выпускникам классических гимназий давалось право поступления без экзаменов в университет, а реальных гимназий – в институт.

1865 г. – цензурная реформа. Отменена предварительная цензура для оригинальных изданий не менее 10 печатных листов, а для переводных изданий – 20 печатных листов. Но власти могли запрещать выпуск целых изданий, в случае антиправительственных публикаций..

Восстание 1863-1864 годов

После реформы крестьянские волнения усилились. Весной 1863 г. крестьяне Беларуси повсеместно отказывались выполнять повинности и подписывать грабительские уставные грамоты. Неповиновение крестьян перерастало в вооруженную борьбу. Крестьянское движение было тесно переплетено с национально-освободительным движением. В национально-освободительном движении выделяют 2 течения:

· демократическое;

· буржуазно-помещичье.

Демократическое (его представителей называли «красные»). Социальная база – ремесленники, крестьяне, малоземельная и безземельная шляхта, низший церковный клир. Осенью 1861 г. в Варшаве создается Повстанческий городской комитет, который впоследствии стал называться Центральным национальным комитетом (ЦНК). У красных выделяется 2 крыла: умеренные красные и левые красные. Программа умеренных не ставила вопрос о крестьянской революции. Они считали необходимым передать крестьянам землю, которой они уже пользовались, а компенсацию помещикам должно выплатить государство. Характерны националистические тенденции – восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Программа левых красных предусматривала ликвидацию помещичьего землевладения и передачу всей земли трудящемуся народу. Признавали право на национальное самоопределение всех народов, населявших бывшую Речь Посполитую.

Буржуазно-помещичье направление («белые»). Социальная база – крупные землевладельцы и промышленники. Координирующий центр – «дирекция». Белые выступали против восстания. Самостоятельности Речи Посполитой хотели добиться путем переговоров с царизмом при посредстве дипломатической помощи Англии и Франции.

В 1861–1862 гг. происходит консолидация демократических сил Беларуси и Литвы, которая завершилась в конце лета 1862 г. созданием Литовского провинциального комитета (ЛПК). Лидирующие позиции в ЛПК занимали К. Калиновский, Л. Звеждовский, В. Врублевский, Ф. Рожанский. В ЛПК единства не было. Этому комитету пришлось принять позицию ЦНК. С октября 1862 г. комитет возглавил Калиновский.

Для подготовки народа ЛПК издает две газеты: «Знамя свободы» (на польском языке, вышло три номера. Первый редактировал Калиновский); «Мужыцкая праýда» (издавали Калиновский, Врублевский и Рожанский. Всего вышло 7 номеров, газета выходила на белорусском языке латиницей).

Ход восстания

Первый этап – январь-март 1863 г.

Восстание началось в Варшаве в ночь с 10 на 11 января 1863 г. В обращении к населению ЦНК призывал северо-западный край к восстанию, но в Беларуси оно не было еще подготовлено, что нашло свое отражение. Как такового в январе-феврале восстания в западном крае не было. Здесь действовали присланные польские отряды, которые 1 февраля 1863 г. захватили Пружаны.

20 января 1863 г. ЛПК объявил себя революционным правительством в западном крае. Был издан манифест, который в целом поддержал манифест ЦНК. Основные силы восставших были сосредоточены в Гродненской и Ковенской губерниях. Постепенно стала проявляться крестьянская линия в восстании. Опасность перерастания восстания в крестьянскую революцию побудило к активным действиям белых (Аскерка, братья Яленские, Гейштор), которым удалось захватить власть в ЛПК. В середине марта 1863 г. ЦНК утвердил «Отдел управления провинциями Литвы» (возглавил Я. Гейштор). ЛПК с созданием этого комитета распускается. Это своеобразный мартовский переворот, целью которого являлось пресечь линию Калиновского.

Второй этап – апрель–июнь 1863 г.

У белых не получилось прямолинейно проводить свою политику. Калиновского собирались даже судить, но позже его назначили комиссаром в Гродненскую губернию. Из России прибывает ряд членов военной организации во главе с З. Сираковским. Его назначают командующим войск. Если на первом этапе боевые действия велись присланными из Польши отрядами, то сейчас Сираковский приказывает создавать местные отряды. Так, Сираковский в Жмуди собрал пятитысячный отряд и попытался захватить Вильно, но был блокирован и разбит. Сираковский схвачен в плен, а впоследствии казнен. Пик восстания приходится на апрель 1863 г. Центром повстанческого движения становится Гродненская губерния. На востоке Беларуси определенных успехов восставшие достигли на Могилевщине. 24 апреля 1863 г. повстанцы под руководством Л. Звеждовского захватили г. Горки, к которым присоединились студенты Гори-Горицкого земледельческого института.

Но в целом восстание на востоке не было поддержано крестьянами (конфессиональный фактор).

В мае 1863 г. восстание на востоке Беларуси было подавлено.

Третий этап – июль–осень 1863 г.

В начале июня 1863 г. Калиновский возвращается в Вильно, и он входит в состав «Отдела управления провинциями Литвы». Он был переименован в «Исполнительный отдел Литвы». К власти в отделе приходят красные. Калиновский становится комиссаром Варшавского правительства в Вильно. У него в руках сосредотачивается вся власть. Красные пытаются опять разжечь восстание. Меняется тактика красных. Вместо больших отрядов появляются малые мобильные партизанские группы. Но в этот период отмечается массовый отход шляхты от восстания. В конце августа 1863 г. Калиновский получает приказ из Варшавы прекратить восстание, вести подпольную борьбу, а в 1864 г. опять попытаться возобновить восстание. Но Калиновского предали и в ночь с 8 на 9 декабря 1863 г. его арестовали. 10 марта 1864 г. в Вильно он был казнен.

Огромную роль в подавлении восстания сыграл М. Н. Муравьев. С началом восстания он был назначен Виленским генерал-губернатором с самыми широкими полномочиями. По прибытии его в Вильно начинаются массовые репрессии. Муравьевым вводятся самые различные запреты: введено военное положение, создаются следственные комиссии и военно-полевые суды, вводится система штрафов, на помещиков накладывается контрибуционный сбор, закрываются дворянские собрания, местному населению запрещается вести переписку и использовать польский язык, носить траур, устраивать манифестации, без разрешения выезжать из Вильно, после 9 часов вечера выходить на улицу без фонаря, за связь с повстанцами уничтожались целые хутора и деревни.

Муравьев также применял политику «пряника», но в отношении крестьян. Он отсек крестьян от взбунтовавшейся шляхты. 1 марта 1863 г. вышел указ о прекращении временнообязанного состояния. Он понизил крестьянам выкупные платежи за землю на 20 %, крестьянские наделы увеличиваются от 3 до 24 %, безземельные крестьяне получали по три десятины. Этот комплекс мер дал быстрые результаты. Муравьев за подавление восстания получает титул графа. В белорусскую историю он войдет под именем Муравьева-вешетеля.

Развитие культуры

Образование. Основные направления школьной политики:

· Унификация школы (сведение к общероссийскому образцу).

· Придание школе светского характера.

· Русификация школы.

В 1803 г. был открыт Виленский университет. Это один из крупнейших научных центров Российской империи. Попечителем университета был Адам Чарторыский. В университете складывается мощный пласт местных белорусско-литовских профессоров (по свидетельству Адама Киркора из 47 профессоров – 36 было местных). В период Чарторыского сквозь пальцы смотрят на указание внедрять русский язык.

2 мая 1832 г. Виленский университет закрыт.

Помимо Виленского университета в Беларуси существовало и среднее учебное звено: гимназии, прогимназии. Им подчинялись уездные училища, а им в свою очередь – приходские училища.

В первой половине XIX в. сохранялось церковное образование. С 1812 по 1820 г. существовала Полоцкая иезуитская академия.

В 1828 г. был утвержден новый школьный статут, который ликвидировал прежнее школьное подчинение. Различные типы школ приобретают свою социальную направленность. Для крестьянства существовали одноклассные приходские училища. Для более высших слоев – трехлетние уездные училища. Гимназии – для дворянского сословия. Для подготовки учителей народных школ открывались учительские семинарии (1834 г. открыта Витебская семинария).

В 1848 г. на базе земледельческой школы был создан Гори-Горицкий земледельческий институт.

Литература. Начало XIX в. для всей Европы характеризуется распространением романтизма. Это время дает целую плеяду деятелей на ниве белорусской национальной литературы. В контексте краевой литературы набирает силу белорусская литература.

Адам Мицкевич – представитель польско-белорусской литературы. Родом из Новогрудчины, из небогатой шляхетской семьи. Мицкевич писал: «На белорусском языке разговаривают около 10 млн. человек, это самое богатое и самое чистое наречие, которое возникло давно». Основные произведения: поэмы «Пан Тадеуш», «Дзяды», «Конрад Валенрод» и др.

Владислав Сырокомля родился на Любанщине, неоднократно подчеркивал, что он литвин, выступал на стороне белорусского крестьянина. Свои произведения в основном он писал на польском языке, но есть и произведения на белорусском («Уже птушки пяюць усюды»). Традиции Сырокомли поддерживал и развивал его ученик Винцент Каратынский. Каратынский работал в газете «Курьер Виленский», входил в состав Виленской археологической комиссии, из белорусского наследия поэта до нас дошло только три стихотворения. Каратынский являлся автором стихотворения на белорусском языке в альбоме, который был поднесен Александру I, когда тот был в Вильно. Осенью 1862 г. Сырокомля умирает и Винцент Каратынский издает 10-томное наследие своего учителя.

Ян Чечёт. Уже в филаматический период Чечёт писал стихотворение на белорусском языке. Он собирал фольклор и публиковал в этнографических сборниках (в 40-е гг. XIX в. вышло 6 таких сборников). Чечёт считается одним из основоположников новой белорусской литературы.

Павлюк Багрим. Это простолюдин, сын крепостного кузнеца. Проживал в местечке Крошин. Получил начальное образование. В 1828 г. в Крошине произошло крестьянское волнение. В ходе следствия Багрима обвинили в распространении недозволенных произведений. У него было отобрано три тетрадки со стихами. До нас дошло только одно – «Заиграй, заиграй, хлопче малый».После этого он был отправлен в рекруты на 25 лет. Отслужив, он вернулся в Крошин и был известен как искусный кузнец.

Винцент Дунин-Марцинкевич (первый классик новой белорусской литературы). Выходец из Бобруйского уезда. Проживал под Минском. С середины 40-х гг. XIX в. Дунин-Марцинкевич сложился как белорусский писатель. В этот период им написаны произведения «Селянка», «Гапон», «Купала», «Пинская шляхта» и др. Особое значение имеет перевод Марцинкевичем на белорусский язык поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». В Минске вокруг Марцинкевича и его семьи складывается своеобразный культурный центр. В 1852 г. его пьеса «Селянка» была поставлена в Минске.

Тема 5.БЕЛАРУСЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ



2016-01-02 715 Обсуждений (0)
Отмена крепостного права и проведение буржуазных реформ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отмена крепостного права и проведение буржуазных реформ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)