Раздел 8. Выборочное наблюдение
Выборочное наблюдение как самостоятельный вид несплошного наблюдения. Принципы выборочного наблюдения. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике. Ошибки выборки, ошибки регистрации, ошибки репрезентативности, систематические ошибки, случайные ошибки. Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Практическое занятие 1. Определение пределов для выборочной совокупности Литература 1. Мхиторян В.С. Статистика. – М.: Мастерство, 2001, 2001, с. 143-167 2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев Е.Н. Общая теория статистики.- М.: ИНФРА-М, 1998, с. 157-219. 3. Спирина А.А. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1997, с. 124-155. Методические указания Выборочное наблюдение – одно из наиболее современных видов статистического наблюдения. Выборочное наблюдение – это такое наблюдение, при котором обследованию подвергается часть единиц изучаемой совокупности, отобранных на основе научно разработанных принципов, обеспечивающих получение достаточного количества достоверных данных, для того чтобы охарактеризовать всю совокупность в целом. Средние и относительные показатели, полученные на основе выборочных данных, должны достаточно полно воспроизводить или репрезентатировать соответствующие показатели совокупности в целом. Общая численность единиц совокупности, из которой производится выборка называется генеральной. Часть единиц генеральной совокупности, которая отобрана для обследования называется выборочной совокупностью. Разности между обобщающими показателями выборочной и генеральной совокупности называются ошибками выборки, или ошибками репрезентативности. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте характеристику генеральной и выборочной совокупности. 2. Как определяется средняя ошибка выборки? 3. Как определяется предельная ошибка выборки? 4. Как определяется необходимая численность выборки? Раздел 9. Статистическое изучение связей между явлениями Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. Литература 1. Мхиторян В.С. Статистика. – М.: Мастерство, 2001, с. 182-201. 2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев Е.Н. Общая теория статистики.- М.: ИНФРА-М, 1998, с. 221-279. 3. Спирина А.А. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1997, с.237 – 278.
Методические указания В статистике связи классифицируются по степени их тесноты. Исходя из этого различают функциональную (полную) и статистическую (неполную, корреляционную) связь. Функциональная связь – такая связь, при которой значение результативного признака целиком определяется значением факторного (например, площадь круга).Она полностью сохраняет свою силу и проявляется во всех случаях наблюдения и для всех единиц наблюдения. Каждому значению факторного признака соответствует одно или несколько определенных значений результативного признака. Для корреляционной связи характерно то, что одному и тому же значению факторного признака может соответствовать сколько угодно различных значений результативного признака. Здесь связь проявляется лишь при достаточно большом количестве наблюдений и лишь в форме средней величины. По направлению изменений факторного и результативного признака различают связь прямую и обратную. Прямая связь – такая связь, при которой с изменением значений факторного признака в одну сторону, в ту же сторону меняется и результативный признак. Обратная связь – такая связь, при которой с увеличением (уменьшением) факторного признака происходит уменьшение (увеличение) результативного признака. По аналитическому выражению выделяются две основные формы связи: – прямолинейная (выражается уравнением прямой); – криволинейная (описывается уравнениями кривых линий – гипербол, парабол, степенных функций). Все социально-экономические явления находятся в определенной связи и взаимозависимости между собой. Для изучения связи между явлениями статистика использует целый ряд приемов. К ним можно отнести балансовый метод, метод группировок, корреляционный, индексный и другие. Явления, которые обуславливают изменения других явлений, в статистике принято называть факторными признаками, а явления, изменяющиеся под их влиянием, - результативными признаками. Корреляционные - это такие связи, при которых одному и тому же значению факторного признака могут соответствовать несколько различных значений результативного признака. Уравнение корреляции: у = а + Ьх, где у - результативный признак, х - факторный признак, а и b - параметры прямой. Основные значения в этом уравнении связи имеет параметр b, который показывает, на сколько единиц возрастает у при возрастании х на единицу. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое корреляционные связи и их отличие от функциональных связей? 2. Как определяются параметры корреляционного уравнения прямой? 3. Что такое коэффициенты корреляции и его смысл? ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |