Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И рентабельности деятельности организации



2016-01-02 1002 Обсуждений (0)
И рентабельности деятельности организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создает методические трудности их системного рассмотрения. Поскольку конечным результатом деятельности организации является прибыль, то ее анализ является важной составной частью анализа финансового состояния. В свою очередь, анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования. Это значит, что не менее важными составляющими анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются непосредственные слагаемые прибыли (валовой прибыли, прибыли от продаж, себестоимости, операционных и внереализационных доходов/расходов, прибыли до налогообложения, чистой прибыли). Все зависит от конкретного субъекта, интересующегося реальным состоянием данного предприятия. От этого зависит и выбор тех или иных показателей и направлений анализа.

Анализ финансовых результатов деятельности организации опирается прежде всего на информацию, содержащуюся в Отчете о прибылях и убытках (ф. № 2 финансовой отчетности), и включает в себя следующие этапы:

• анализ изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

• структурный анализ соответствующих статей (в процентах к выручке от реализации);

• изучение динамики изменения показателей за ряд периодов трендовый анализ;

• анализ влияния отдельных факторов на прибыль организации (различные ее виды).

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибылью. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополни­тельной прибыли». Данную взаимозависимость (эффект) можно оп­ределить путем анализа безубыточности, который в настоящее время широко используется для определения:

Ø критического объема производства для безубыточной работы;

Ø запаса финансовой прочности предприятия;

Ø оценки производственного риска;

Ø целесообразности собственного производства при закупке;

Ø планирования прибыли и т.д.

Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности это такой объем реализации, при ко­тором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

Минимальный объем реализации (Q min), покрывающий затра­ты на производство и реализацию, т.е. точку безубыточности, в еди­ницах продукции определяют:

,ед., шт.

или в денежном выражении , тыс. руб.

Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна:

, где

П – прибыль до уплаты процентов и налогов;

Q – количество единиц продукции;

Р – цена единицы продукции;

F – расходы постоянные;

а – величина переменных затрат в цене единицы продукции;

в – доля переменных затрат в базовой выручке.

При проведении анализа безубыточности следует правильно подразделить затраты на постоянные (условно-постоянные) и пере­менные (условно-переменные).

Постоянные затраты это расходы, общая величина которых не зависит от объема производства. Они существуют и при нулевом его объеме. Примерами таких затрат являются расходы на отопление и освещение помещений, зарплата управленческого персонала, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата и т.д.

Переменные затраты изменяются пропорционально объему производственной деятельности, т.е. увеличение объема производст­ва в 2 раза при всех прочих равных условиях вызовет увеличение совокупных переменных издержек также в 2 раза. К таким затратам, как правило, относят материальные затраты, заработную плату ос­новных производственных рабочих.

Помимо рассмотренного математического метода анализа без­убыточности рекомендуется рассмотреть маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль представляет собой превышение вы­ручки над величиной переменных затрат на производство и реализа­цию продукции, работ, услуг.

Маржинальный подход лежит в основе управленческих реше­ний, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением про­дукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржи­нальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение должно отдаваться тому виду продук­ции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации про­дукции или пересмотра ассортиментной политики на предприятии.

Удельная маржинальная прибыль (МП) производственный по­казатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции:

МП=Р – а.

Коэффициент маржинальной прибыли (КМП) отношение мар­жинальной прибыли к выручке от реализации. Он показывает какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Он рассчитывается следующим образом:

,

где N выручка от реализации продукции, работ, услуг.

Чем выше коэффициент маржинальной прибыли, тем выгоднее производство данного вида продукции, и наоборот.

Для оценки эффективности деятельности предприятия исполь­зуют и такой оценочный показатель как запас финансовой прочно­сти (Зфин), или кромка безопасности, показывает – насколько мож­но сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запла­нированным объемом реализации (Qплан) и точкой безубыточности (Qmiп).

1. В абсолютном выражении: ;

2. В относительном выражении: ;

Показатель финансовой прочности, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т.е. потерь связанных со структурой затрат на производство. Иначе, снижение объемов производства и реализации более чем на ...% чревато для предприятия неприятными последствиями, т.е. предприятие получит в противном случае убытки (при условии, что убытки не перекрываются поступлениями от внереализационной деятельности).

3. В стоимостном выражении: ,

где Р – цена продукции.

Следовательно, чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

Оценка безубыточности в целом по предприятию проводится на основании формы №2 финансовой отчетности и представлена в таблице 11.

Таблица 11

Алгоритм расчета безубыточности и процента запаса финансовой прочности организации

№ п/п Показатели Строки формы №2 отчетности За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
1 2 3 4 5
Выручка от реализации без НДС и акцизов    
Себестоимость проданных товаров (переменные затраты)    
Валовая прибыль (маржинальный доход)    
Управленческие расходы (постоянные расходы)    
Прибыль от продаж    
Прочие доходы 2310+2320+2340    
Прочие расходы 2330+2350    
Прибыль до налогообложения    
Налог на прибыль    
Чистая прибыль    
Всего доходы п.1+ п.6      
Всего постоянные затраты п.4+п.7    
Маржинальный совокупный доход с учетом всех доходов и расходов п.11-п.2    
Удельный вес маржинального совокупного дохода в доходах п.13/п.11    
Точка безубыточности (порог рентабельности) п.12/п.14    
Запас финансово- экономической устойчивости, % тыс. руб.   (п.11-п.15)/п.11*100 п.11-п.15      

 

В графическом выражении точка безубыточности и запаса финансово- экономической устойчивости наглядно представлены на рисунке

 

Запас финансово-

Руб. экономической устойчивости

       
 
   
 


Зона прибыли

 
 


ТБ

Переменные затраты

 

Зона

убытков

Постоянные затраты

 

Объем продаж, ед.

 

Рис. 1 Форма линейного графика безубыточности

 

Общий анализ динамики и структурной динамики финансовых результатов деятельности организации, в основе которого лежит форма № 2 бухгалтерской отчетности, приведен нами чуть выше. Его можно дополнить анализом сложившихся в организации затрат на производство и реализацию продукции, учитывая их значительный удельный вес в совокупных затратах, по следующей форме (табл.12), форма № 5 раздел «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат».

Между тем по абсолютной сумме прибыли нельзя судить об уровне доходности организации, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы ее деятельности. Поэтому для характеристики эффективности деятельности предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют и относительный показатель рентабельности,характеризующий как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственным капиталом. Виды показателей рентабельности и методика их расчета представлена в таблице 13.

 

 

Таблица 12

Анализ затрат на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг)

Показатели Предыдущий период, тыс. руб. Удельный вес в общем объеме затрат, % Отчетный период, тыс. руб. Удельный вес в общем объеме затрат, % Темп роста, %
1. Затраты на оплату труда          
2. Отчисления на социальные нужды          
3. Материальные затраты          
4. Амортизационные отчисления          
5. Прочие расходы          
6. Всего затрат          

 

Попутно заметим, что рассмотренные в данном разделе и в таблице 13 показатели рентабельности могут быть рассчитаны на конкретную дату, т. е. на начало или конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе дроби приводятся показатели баланса соответственно на дату, т. е. на начало или конец отчетного периода, а не средние значения.

 

Таблица 13

Основные показатели рентабельности (прибыльности) организации

 

 

Показатель Способ расчета Значение, %
Предыдущий год Отчетный год
1. Рентабельность активов (имущества) -характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение данного показателя свидетельствует о накоплении активов и снижении прибыли, и наоборот стр. 2300 ф. №2 / стр. 1600 ф.№1    
2. Рентабельность собственного капитала – показывает, какова эффективность использования собственного капитала фирмы, или величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала стр. 2400 ф. №2 / стр. 1300 ф. №1    
3. Рентабельность реализации (продаж) – показывает, сколько прибыли приходится на рубль объема продаж стр. 2200 ф. № 2 / стр. 2110 ф.№2    
4. Рентабельность текущих затрат (продукции) – по­казывает прибыль, приходящуюся на рубль затрат, или эффективность затрат, осуществленных на производство и реализацию продукции стр. 2200 ф. № 2 / (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220) ф. № 2  
5. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов - отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов. Отражает эффективность использования основных фондов и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, которая приходится на единицу стоимости основных средств. стр.2400 ф. №2 / стр.1100 ф. №1    
6. Рентабельность заемного капитала –характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля заемных средств организации стр. 2400 ф.№2/ (стр. 1400 + стр. 1500) ф.№1    
7. Рентабельность оборотных активов -характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля оборотных активов организации стр. 2400 ф.№2/ стр. 1200 ф.№1    
8. Рентабельность инвестиций -характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля средств, инвестированных в деятельность организации стр. 2400 ф.№2/ (стр. 1300+стр. 1400) ф.№1    

 

Между тем показатели рентабельности не всегда отражают реальное положение дел на предприятии. Существо проблемы состоит в следующем:

• особенностью формирования официальной финансовой информации в настоящее время является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что полученные доходы учитываются, например, на момент отгрузки продукции, а не оплаты ее; произведенные затраты не на момент списания денежных средств со счета, а на день начисления данного вида расходов;

• на практике большинство предприятий пытаются применять схемы оптимизации налогообложения, что приводит к вуалированию прибыли, а иногда и к прямому искажению ее величины в целях снижения налоговой базы;

• прибыль условный расчетный показатель, а не реальные средства, которые можно использовать для операций купли продажи. Прибыль может отличаться от реальной величин и денежных средств на ряд показателей. В связи с этим в формах № 1, 2 финансовой отчетности может быть показана достаточно высокая величина прибыли, и тогда оценка рентабельности будет высокой, но предприятие при этом может испытывать острый недостаток денежных средств. И на оборот, прибыль может быть небольшой, а финансовое положение организации вполне устойчивым.

При анализе эффективности деятельности удобно пользоваться формулой Дюпона, представляющей из себя трехфакторную модель и позволяющей изучить влияние изменений рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового левериджа на рентабельность собственного капитала, которую можно записать в следующем виде:

РСКРА+ФЛ=РП+ОА+ФЛ,

где РСК – рентабельность собственного капитала;

РА – рентабельность активов;

РП – рентабельность продаж;

ОА – оборачиваемость активов, определяется отношением выручки от реализации продукции к средней величине активов;

ФЛ – финансовый леверидж, который определяется как отношение средней величины заемного капитала к средней величине собственного капитала.

Финансовый леверидж характеризует использование предпри­ятием заемных средств, которое положительно влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала, т.е. получе­ние дополнительной прибыли на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно полученной прибыли па собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается:

ЭФЛ=(1 Снп)∙(КВРа К)∙ПК/СК,

где ЭФЛ – эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью (например, 20 % представляем как 0,20);

КВРа – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли (форма № 2 стр. 2100) к стоимости активов (стр. 1600 ф. №1), %;

К – средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ПК –сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК –сумма собственного капитала предприятия;

ПК/СК – это и есть коэффициент финансового левериджа, который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Следовательно, знание механизма воздействия финансового ле­вериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска, позволяет целенаправленно управлять как стои­мостью, так и структурой капитала предприятия.

Формирование и использование прибыли является основой предпринимательской деятельности и ее конечным финансовым результатом. Сравнение массы прибыли с издержками характеризует эффективность работы предприятия.

Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме «издержки - объем продаж — прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-торговой деятельности изменения цены, издержек, объема производства, и сбыта продукции то ров, работ и услуг.

В отличие от внешнего финансирования анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности), результаты внутреннего (операционного) анализа составляют коммерческую тайну предприятия. С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач, в том числе:

• оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

• прогнозировать рентабельность работы предприятия (корпорации) на основе показателя «запас финансовой прочности»;

• оценить предпринимательский риск, связанный с деятельностью пре: приятия (корпорации);

• выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

• оценить результаты начального периода функционирования нового предприятия или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

• разработать наиболее выгодную для предприятия (корпорации) ассортиментную политику в сфере производства и реализации продукции;

Основными элементами операционного анализа выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем производства (реализации продукции), порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Практически, они все связаны с понятием маржинального дохода, который характеризует результат от реализации продукции после возмещения переменных издержек.

В финансовом менеджменте предприятий операционный анализ тесно связан с понятием производственного рычага, расчет которого ба­зируется на определении силы воздействия данного рычага:

СВПР =

где СВПР сила воздействия производственного (операционного) рычага;

МД маржинальный доход;

П прибыль.

Чем выше значение силы воздействия производственного (операционного) рычага, тем больше предпринимательский риск, связанный с деятельностью данного предприятия. На практике анализируются следующие варианты ответов:

Маржинальный доход (МД) равен 0. В данном случае, выручка oт реализации покрывает только переменные издержки, то есть предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.

Маржинальный доход (МД) больше 0 , но меньше постоянных издержек.В этом случае, выручка от реализации покрывает переменные издержки и часть постоянных издержек.

Маржинальный доход (МД) равен постоянным издержкам. В этом варианте выручка от реализации достаточна, чтобы компенсировать все прибыли (прибыль равна нулю). Издержки (переменные и постоянные), при этом предприятие не имеет.

Маржинальный доход (МД) больше постоянных издержек.В данном случае деятельность предприятия прибыльна.

Из выручки от реализации продукции покрывают не только все издержки, по и формируют прибыль (прибыль больше 0).

Эффект производственного рычага выражается в том, что любое изменение выручки or реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменениюфинансового результата (прибыли или убытка). Действие эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на финансовый результат при изменении объема производства продукции (продаж).

Соотношение постоянных и переменных издержек предприятия, которое позволяет использовать механизм производственного рычага с различной интенсивностью воздействия на прибыль предприятия, выражают коэффициентом данного рычага. Его рассчитывают по формуле:

Кпр =

где Кпр – коэффициент производственного рычага;

СИ – постоянные (стабильные) издержки;

ОИ – общие издержки.

Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие способно ускорить темпы прироста прибыли по отношению к темпам прироста объема производства (продаж). Другими словами, при идентичных темпах прироста объема производства продукции предприятие, которое имеет более весомый коэффициент производственного рычага (при прочих равных условиях) всегда будет в большей степени увеличивать сумму прибыли по сравнению с предприятиями с более низким значением данного коэффициент

Конкретное соотношение прироста суммы прибыли и величины объема производства (продаж), достигаемое при установленном значении коэффициента производственного рычага характеризуют параметром «эффект производственного рычага». Стандартная формула для вычисления этого показателя имеет вид:

ЭПР =

где ЭПР – эффект производственного рычага;

П – темп прироста прибыли, %;

ОП – темп прироста объема производства (продаж), %.

Устанавливая тот или иной темп прироста объема производства (продаж), всегда можно вычислить, в каких размерах возрастает масса прибыли при сложившемся на предприятии значении коэффициента производственного рычага. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях определяются несовпадением в соотношении их постоянных и переменных издержек, выражаемым коэффициентом производственного рычага. На основе формул можно построить график определения пороговой выручки от реализации.



2016-01-02 1002 Обсуждений (0)
И рентабельности деятельности организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И рентабельности деятельности организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)