Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЦ в царствование Екатерины II и Павла



2016-01-02 463 Обсуждений (0)
РЦ в царствование Екатерины II и Павла 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1762 г в результате бескровного переворота на смену Петру III пришла его супруга Екатерина II . Был составлен заговор, во главе которого стояли братья Орловы. 28 июня 1762 г. гвардия провозгласила Екатерину самодержавной императрицей. Тогда же ей присягнули Сенат и Синод.Несмотря на то, что Екатерина была чистокровная немка, она полностью восприняла русскую культуру, обрусела. Она хотела сделать Россию действительно просвещенной европейской страной. С позиции императрицы переворот 28 июня объяснялся и религиозными мотивами. По ее словам она была возведена на престол для обороны православного закона. Называла себя главой греческой Церкви, и рассматривала свою деятельность как религиозный долг. Спустя два месяца по восшествии на престол, Сенат издал указ о возвращении Церкви земель, подлежащих секуляризации по указу Петра III. Итогом работы комиссии стал манифест от 1764 г. о секуляризации церковных владений. Екатерина сама явилась в Синод и произнесла пафосную речь, в которой прямо заявляла, что церковные вотчины похищены у государства. Духовные лица не могут владеть землей, «Вы – преемники апостолов – вещала она, – которым Бог внушил презрение к богатству, которые были очень бедны. Царство их было не от мира сего». Таким образом, императрица апеллировала к аргументации нестяжателей. Все церковные вотчины с крестьянами передавались в государственную Коллегию Экономии. Также изменения произошли в административном устройстве РПЦ: епархии и монастыри делились на три разряда. Первоклассными объявлялись три: Новгородская, Петербургская и Московская; второклассных – восемь; третьеклассных – пятнадцать. Архиереи получали жалование соответственно разряду их епархии. Для монастырей тоже вводились штаты, от уровня которых также зависело их хозяйственное и денежное обеспечение. Однако не все монастыри были вписаны в эту штатную сетку. Оставалось около 80% тех, которые были вообще вынесены за ее рамки – т.е. заштатные. Им предписывалось либо самороспуститься, либо перейти на самоокупаемость за счет средств богомольцев.

Со временем Коллегия Экономии была ликвидирована, и все церковные вотчины слились с государственными землями. Монастырские крестьяне стали называться государственными. Положение последних было много легче, чем положение частных или монастырских крепостных. Отнятие земель вызвала справедливое негодование иерархии, но все же она благоразумно молчала, за исключением лишь некоторых. Наиболее ярким противником секуляризации стал ростовский епископ Арсений Мацеевич. В итоге его обвинили в оскорблении Ея императорского величества, лишили сана и отправили в ссылку. Но и здесь он не унимался: говорил смелые речи против Екатерины, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т.п. В конце 1767 года Арсений был лишен монашества и приговорен к вечному заключению. Но Екатерина шла дальше. Уже было сказано, что на нее оказывали большое влияние идеи века Просвещения. Одной из них стала мысль об учреждении в России свободы вероисповедания. Вступив на престол, Екатерина задумала провести широкие реформы в прогрессивном европейском духе. Для этого она обратилась к общественности с просьбой направлять свои предложения. Среди поданных проектов были т.н. кондиции (пункты), автором которых был обер-прокурор Синода И.И.Мелиссино. Их содержание сводилось к следующему: 1. разрешал полную свободу вероисповедания для иностранцев; 2. свободу раскольникам публично совершать богослужение и иметь священников; 3. ослабить и сократить посты; 4. очистить Церковь от так наз. «суеверий» и притворных чудес касательно мощей и икон; 5. отменить обычай ношения икон по домам; 6. сократить продолжительность церковной службы, 7. сократить количество праздничных дней; 8. вместо вечерен и всенощных назначить краткие моления с полезными для народа поучениями; 9. прекратить полностью финансирование монастырей, «которые большого кошта стоют»; 10. архиереев ставить из белого духовенства, ведь монахов в древней Церкви не было; 11. разрешить сожитие епископа с законными женами; 12. отменить обычай поминовения усопших; 13. объявить свободу брака с иноверцами; 14. овдовевшим не воспрещать и четвертого брака; 15. воспретить причащение младенцев до 10 лет

Таким образом, это была программа обновления Церкви, которую позднее почти без изменений воспримут обновленцы начала XX в. При Екатерине изменился национальный состав епископата. Ее неприязнь к выходцам из Украины была мотивирована чрезмерной амбициозностью малороссийского епископата. Епископов и настоятелей императрица выдвигала в основном из великороссов. При ней появился новый тип архиереев, в духе века Просвещения. Из них самым замечательным явлением был конечно же Платон Левшин. Он родился в Подмосковье, и учился в МДА. Свободно владел латынью, греческим и французским. По собственному выражению монашество он принял «из любви к наукам».

В 1796 на престол вступил нелюбимый сын Екатерины II Павел (1796-1801)в юности он увлекался мистицизмом, но к началу царствования он увлекся теократической идеей. В своем Указе о престолонаследии от 1797 г. Павел объявляет себя главой РПЦ. Вполне вероятно, что идею о священстве царя Павел воспринял от масонов, к которым был близок некогда.Вообще Павел был весьма набожным человеком.Начало царствования он ознаменовал награждением высшего духовенства светскими орденами. Первые ордена были пожалованы митр. Гавриилу, его преемнику Амвросию, Платону (Левшину). Всех награжденных архиереев император обязал служить в светских орденах. Кроме знака отличия, орден давал иерарху и дворянское достоинство.При Павле приходские священники освобождались от телесных наказаний, награждались скуфьями, камилавками, митрами и впервые награждались наперсными крестами. Дома духовенства освобождались от полицейских повинностей (сторожить ночью город). Увеличивались и церковные наделы. Облегчена также участь вдов и сирот священников, вдвое увеличены ассигнования на духовные школы. В 1797 г. Петербургская и Казанская семинарии получили статус Академий. Учебные программы семинарий и академий унифицированы. После того, как летом 1798 г. Мальта без боя сдалась войскам Наполеона, Мальтийский орден остался без места. За помощью рыцари ордена обратились к российскому императору Павлу. 16 декабря русский император был избран Великим магистром ордена, в связи с чем к его императорскому титулу были добавлены слова «… и Великий магистр Ордена св. Иоанна Иерусалимского».На Российском гербе появилось изображение Мальтийского креста. Это привело к тому, что иезуиты стали наиболее близкими и доверенными лицами императора. Разумеется, такое сближение с католиками встретило непонимание со стороны православных иерархов. Кроме того, православные не понимали покровительства Павла и старообрядцам. Доброжелательное отношение к старообрядцам вызвало среди них движение к воссоединению с Православием. В 1799г. группа московских староверов подала на имя Московского митрополита Платона (Левшина) прошение, состоявшее из 16 пунктов. Это были условия, на которых они были согласны присоединиться к уже существующим согласникам. Главное условие было «Переходящих в единоверие Синод разрешает от клятв, наложенных на приверженцев старых обрядов». Митрополит Платон переписал эти пункты с незначительными замечаниями, назвал этот документ «Пункты, или правила, единоверия» и подал на утверждение императору. 27 октября 1800 г. император Павел утвердил эти «Правила». Это стало началом единоверия.



2016-01-02 463 Обсуждений (0)
РЦ в царствование Екатерины II и Павла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЦ в царствование Екатерины II и Павла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)