РЦ в царствование императора Николая I
Царствование Николая 1 началось подавлением декабрьского восстания на Сенатской площади. В 1848 г. русские войска помогли разгромить революцию в Европе. Во внутренней политике в этот период по всем линиям усиливался охранительный курс. Всякая оппозиция правительству искоренялась в зародыше. Политика эта распространялась и на Церковь. При Николае 1 в церковной политике правительства углублялись тенденции, наметившиеся в последний год царствования Александра, когда с удалением Голицына усилилось влияние Аракчеева и Шишкова. Реакция на недавнее засилие враждебных Православию масонских кругов носила нетворческий, казенно-охранительный характер. Митрополит Филарет назвал этот поворот “обратным ходом ко временам схоластическим”. Новый курс правительства поддерживали митрополиты — Петербургский — Серафим и Невский — Евгений, а у Московского архипастыря митрополита Филарета “обратный ход” вызывал горестные чувства, тревожил его, хотя в своих попытках противодействовать ему он проявлял предельную осторожность. После закрытие. Библейского общества ревнители “обратного хода” добились прекращения работы над переводом Библии на русский язык. Для борьбы с инославными влияниями, с ересями и сектами устрожалась духовная цензура, и эти цензурные строгости были направлены против всякого проявления живой богословской мысли. Под подозрением оказалось даже православие митрополита Филарета, который метко характеризовал возобладавший тогда дух пугливого недоверия к богословию словами “дым ест глаза, а они говорят — так едок солнечный свет”. При Николае1 усилился обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. В 1833 г. обер-прокурором вместо князя П.С. Мещерского был назначен тайный масон С.Д. Нечаев. К духовенству он относился презрительно и враждебно, и сразу повел настоящую войну против иерархов из Синода, причем в этой борьбе не брезговал и интриганскими методами. Недовольство Нечаевым в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другом лицом. И ходатайство это, поддержанное важным синодальным чиновником А. И. Муравьевым, возымело успех. Преемником Нечаева стал граф Н.А. Протасов. Это был один из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Он получил воспитание у гувернера-иезуита, и оттого, вероятно, несмотря на его искреннюю преданность Православной Церкви, в его богословских воззрениях всегда был заплетен сильный налет католицизма. Но к Риму Протасов относился недружелюбно, и был далек от клерикальных латинских тенденций. Протасов хотел сделать государство строго конфессиональным и отрицательно относился к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине и Александре 1. Но на Церковь он смотрел прежде всего с точки зрения государственного интереса, видел в ней одну из опор правительства, и в этом был верным продолжателем линии Петра 1 и архиепископа Феофана. Протасов скоро подчинил себе учреждения, находившиеся прежде в ведении Синода — Духовно-учебное управление, подведомственной Синоду; счетную часть Синода, которую он преобразовал в Хозяйственный комитет. Протасов заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял смежных министерств вмешиваться в церковные дела. Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера. В конце 1830-х годов он поднял вопрос об исправлении “Катехизиса” митрополита Филарета, в котором усмотрел протестантский оттенок, заключавшийся будто бы в отсутствии 9 церковных заповедей. Обер-прокурор решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническом, подобно тому как Вульгата является канонической книгой для католической церкви. Этому намерению воспротивился Московский митрополит Филарет. Предложение Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 г. Протасов добился удаления из Синода в свои епархии Филарета. Московский святитель однако и после удаления из Петербурга, никуда не выезжал из Москвы, продолжая оставаться средоточием церковной жизни. По инициативе обер-прокурора был разработан Устав духовных консисторий, утвержденный в 1841 г., по Уставу епархиальные консистории являлись совещательными и исполнительными органами при епархиальных архиереяв. Любое решение епархиального архиерея могло быть опротестовано секретарем, и в этом случае его исполнение приостанавливалось. В сущности, эти секретари были своеобразными местными “обер-прокурорами”, практически независимыми от архиереев и имевшими огромное влияние на ход епархиальных дел. При Протасове границы епархий были приведены в соответствие с административным делением страны на губернии. За годы царствования Николая 1 открыт был ряд новых епархий— Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская. Конец царствования совпал с неудачной для России Крымской войной, когда на стороне мусульманской Турции против России, выступившей в защиту порабощенных Портой христиан, воевали христианские государства Европы — Великобритания, Франция, Сардинское королевство. Православная Церковь одушевлена была в эти годы патриотическим духом и самоотверженно служила Родине. В разгар Крымской кампании в 1855 году скончался император, Николай 1. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов умер на месяц раньше монарха, которого он глубоко почитал.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |