Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Православная Церковь на территории Польского государства в XVIII



2016-01-02 416 Обсуждений (0)
Православная Церковь на территории Польского государства в XVIII 0.00 из 5.00 0 оценок




В Белоруссии и на правобережной Украине православный русский народ, оставшийся под польским гнетом терпел в ХVШ веке неслыханные страдания. Чрезвычайно влиятельное в Польше католическое духовенство, враждебное православной вере, подталкивало правительство на ужесточение притеснительних мер против Православной Церкви. В 1717 г. запрещено было строить новые православные храмы и чинить ветхие. В 1736 г. по требованию католических епископов издан был универсал, по которому для рукоположения православного священника требовалось соизволение короля. Ксендзы подстрекали католическую шляхту и чернь на преследование православных. Православную веру поносили и оскорбляли. Для оскорбления религиозных чувств православных их храмы продавали арендаторам-евреям, которые взимали плату за то, чтобы открыть храм для богослужения, и при этом хулили Христа и христианство. За недоимки арендаторы закрывали храмы, предавали священников суду, выгоняли их из домов и даже добивались их казни. Украина и Белоруссия официально именовались в католических церковных инстанциях страны неверных. Туда направлены были толпы миссионеров — иезуитов и базилиан, которые мечом и огнем загоняли православных в унию. Православных священников били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, отрубали им саблями пальцы, ломали руки и ноги. На монастыри нападали толпы бесновавшейся черни, грабили и сжигали святые обители, монахов мучили и убивали. Архиепископ Георгий (Кснисский) так описывал жизнь православных в Польше. С 1707 по 1728 гг. Могилевскую кафедру занимал епископ Сильвестр (князь Четвертинский), который много потерпел от врагов Православия. Самая жизнь его постоянно находилась в опасности. Великим страдальцем и борцом за Православие был архиепископ Георгий (Конисский). Он был подданным России. В 1751 году был назначен ректором Академии, а через 4 года состоялась его хиротония во епископа Могилевского. Это была тогда единствен­ная православная епархия на территории Речи Посполитой. Святитель Георгий страдал от изуверского фанатизма католиков еще больше своих предшественников — епископов Сильвестра, Арсе­ния, Иосифа и Иеронима. В 1759 г. в Орше банда вооруженных пистолетами и саблями головорезов напала на него во время богослужения в храме. Чтобы спасти жизнь архипастыря, его вывезли тайком из города в телеге, прикрытой навозом. В своих гонениях на Православие костел и католическая шляхта зашли слишком далеко, и Господь остановил их.Правос­лавные подданные Речи Посполитой видели в России свою естест­венную покровительницу и защитницу. В Петербург, ко двору и в Синод, сотнями шли из Польши жалобы и просьбы с заступни­честве. В 1762 г. присутствовавший на коронации Екатерины и епископ Георгий в речи перед императрицей поведал о скорбях своей гонимой паствы и умолял Екатерину заступиться за православных. Правительство России наконец склонилось к мысли о необходимости защитить русское население Польши. В 1765 г. на польский престол взошел король Станислав-Август, который искал дружбы с Россией и пользовался покро­вительством Екатерины. С речью перед королем выступил епис­коп Георгии. Речь архипастыря была переведена на все европейские языки и привлекла внимание Запада к стра­даниям православных, тем более что в Польше дискриминации Подвергались и немногочисленные протестанты. Король обещал заступиться за православных и протестантов. Но из-за сопро­тивления костела, магнатов и шляхты ничего не было сделано для улучшения их участи. Последовали энергичные ноты от го­сударств Российского, Английского, Прусского, Шведского и Датского. Сейм, на который король не смог оказать влияния, отверг требования держав. И Россия направила свои войска в Польшу. В 1767 г. были отменены все законы, направленные против православных и протестантов. Но католическая церковь оставалась в Польше государственной религией.Униатские клирики, и даже архиереи, вступили в переговоры с епископом Георгием о возвращении в Правславие. Некоторые приходы поголовно выходили из унии и возвращались в лононо Церкви. Между тем католическая шляхта, недовольная уступчи­востью короля, открыла конфедерацию в городе Варе, которая подняла восстание против короля в защиту привилегий католи­ческого населения. Король обратился с просьбой о помощи к русскому правительству. Восставшие конфедераты развязали террор против православных на Украине. Ответом на резню кон­федератов явилось крестьянское восстание гайдамаков, которые сурово расправились в Украине со своими притеснителями. Екатерина и увидела в восстании гайдамаков не столько дружественное России православное национальное движение, сколько крестьянский бунт, и распорядилась подавить восстание. Одно­временно фельдмаршалу Румянцеву приказано было, действуя вместе с королевскими войсками, разгромить конфедератов. Во­жаки конфедератов Красницкий и Потоцкий обратились за помощью к Франции и Турецкой Порте. Турция объявила войну России и потерпела поражение. В этих обстоятельствах прусское правительство предложило разделить территорию Польши. В 1772 г. произошел первый раздел. Россия получила восточную часть Белоруссии с Могилевом и Витебском. На отошедшей к России территории униаты массами возвращались сами в Православие. В самой Польше в 1770-1780 гг. 800 униатских приходов верну­лось в лоно Святей Церкви. На русской земле, оставшейся в пределах Речи Посполптой, учреждена была православная Переяславская епархия. Но притеснения православных в Польше не прекращались. В начале 90-х годов в Польше начались новые междоусоб­ные смуты. Образовалась антирусская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина и опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. Гродненский сейм 3 июля 1793 г. принял требования России и Пруссии, состоялся второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отошли исконно русские земли — Минская область, половина Волыни, Подол. Тог­да же была учреждена отдельная Минская епархия. Прошло полгода — и в Польше вспыхнул новый мятеж. Ночью в Великий Четверг 1794 года заговорщики напали на русский гарнизон в Варшаве. Под ножами тайных убийц пало более 2000 русских солдат. Восстание было подавлено войсками А.В. Суво­рова. Вслед за взятием Варшавы в 1795 г. последовал третий и последний раздел Польши. К России отошла Литва с городом Вильно, Родненская область и Курляндия. Ни пяди исконно польских земель не досталось России — вместе с Русской Галицией они были присоединены к Австрии и Пруссии. Задуманная в Риме насильническая и авантюристическая уния, поставившая в положение париев едва ли не половину населения Речи Поснолитой, обернулась для Польши потерей национального суверени­тета.



2016-01-02 416 Обсуждений (0)
Православная Церковь на территории Польского государства в XVIII 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Православная Церковь на территории Польского государства в XVIII

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)