Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЦ в царствование императора Николая II



2016-01-02 490 Обсуждений (0)
РЦ в царствование императора Николая II 0.00 из 5.00 0 оценок




На рубеже веков общественная жизнь в России усложнилась Постоянное «откладывание на потом» самодержавной властью назревших преобразований в общественной жизни России, в том числе в положении Церкви, побудили Николая II решиться на обсуждение главных проблем церковной жизни. В царствование Николая II было причислено к лику святых больше подвижников, чем за предыдущие два века. Все свои дела император Николай старался совершать по слову Священного Писания, что в кругах далекого от Церкви высшего света нередко вызывало насмешки. В годы его царствования Россия перенесла две тяжелые войны (русско-японскую и Первую мировую) и пережила длительный период революционных волнений. Созданная для выражения мнений и чаяний народа Государственная Дума по сути дела являлась трибуной для антиправительственной агитации.

Николая II был образцовыми мужем, любящими родителями, воспитавшими дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексия, наследника престола, в чувстве глубокой любви к Богу. Однако даже их семейная жизнь являлась объектом оскорблений и сплетен со стороны оппозиционных политиков и печати.

В годы Первой мировой войны, в которую Россия была вовлечена вопреки своему желанию и которая потребовала напряжения всех сил и средств государства, когда победа России и ее союзников была уже очевидна, ряд политиков и государственных деятелей - в их числе многие из приближенных к императору лиц - воспользовались вызванными военным временем трудностями и лишениями и спровоцированными народными волнениями в Петрограде, чтобы отстранить императора Николая II от власти. Государь, видя измену и обман со стороны своих ближайших сотрудников, осознавал всю опасность междоусобной брани, считая её прямой угрозой самому существованию России как государства, почел за благо отказаться от власти. Временное правительство вопреки каким-либо законам взяло царскую семью, в том числе малолетних детей, под стражу, а затем сослало их в Тобольск. Император и его семья со смирением переносили все угрозы, оскорбления и издевательства. После октябрьского переворота положение императора и его семьи в заключении ухудшилось. Весной 1918 г. они были переведены в Екатеринбург, где в ночь на 4 июля были жесточайшим образом убиты. В 2000 г. на Поместном Соборе Николай и вся его семья были причислены к лику святых как царственные страстотерпцы.

В Манифесте 1903 г. было подтверждено положение православной Церкви как первенствующей и господствующей, однако Манифест 1905 г. «Об основах веротерпимости» создавал для иных конфессий, в том числе старообрядцев и сектантов, более свободные условия деятельности, чем для православных. Весной 1905 г. по инициативе С.Ю. Витте и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония стали разрабатываться планы «желательных преобразований» в православной Церкви. В них сразу же был поставлен главный вопрос — о церковном управлении, предлагалось восстановление Патриаршества и соборного начала как основ церковного управления. Решительным противником этого выступил К.П. Победоносцев, однако в своем ведомстве, в Синоде он оказался в одиночестве. Несмотря на это, он смог убедить царя в своей правоте. Николай II счел «неуместным» созыв Поместного Собора в «столь тревожное время», хотя позволил собрать у всех епархиальных архиереев их мнения относительно церковных реформ и дозволил в 1906 г. деятельность Предсоборного Присутствия. В эти годы священнослужители оказались прямо втянутыми в политическую жизнь страны. Среди белого духовенства складывались радикально-либеральные группы. Крайне правые группы духовенства выступали за неограниченное самодержавие, поддерживали монархические организации и боролись против революции. Можно предположить, что созванный в таких условиях Собор оказался бы чрезмерно политизированным.

Как бы то ни было, следует согласиться с мнением депутатов IV Государственной Думы, заявивших при обсуждении бюджета Святейшего Синода на 1916 г.: «...нужно раскрепостить Церковь, освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний... Церковь не должна быть только орудием в руках государства». Однако самодержавная власть оказалась не готова к разрешению этих вопросов.

Столь же двойственным оказалось и отношение общества и народа к Церкви. На пороге XX в. вера продолжала жить в народе, тысячи паломников посещали монастыри. В то же время, верхи общества оставляли тысячи на карточных столах и рулетках, десятки тысяч тратили на отделку особняков и дач,— а низы общества несли свои рубли в «казенку», и доходный для правительства алкоголь развращал народ. Активизировались многочисленные секты скопцов, хлыстов, духоборов, молокан. В верхах общества широко распространялись различные мистические увлечения, более всего — спиритизм.

В общественном мнении возникло ироническое, а то и враждебное отношение к Церкви и к «церковникам», образованные люди стыдились ходить в храмы и публично креститься. Часть интеллигенции в поисках духовных ценностей предпочла Церкви — искусство. Возникновение символизма стало попыткой ухода от действительности и создания «своего мира». Иные продолжали поиски «своей церкви», «своей веры», выразителем таких идей стал выдающийся литератор В.В. Розанов (1856-1919 гг.), в открытой печати постоянно критиковавший реальные и мнимые недостатки в жизни Церкви.

В самой Церкви появились такие одиозные личности, как Георгий Гапон, возглавивший в Петербурге рабочие кружки с видимой целью просветительства и духовного просвещения, а на деле выполнявший указания то революционеров, то охранки. Не менее яркой авантюрной личностью был священник ИлиодорТруфанов, демагогическими проповедями вызывавший массовые волнения в народе. В высших кругах столичного общества появился Григорий Распутин, принятый императрицей Александрой Федоровной за истинного представителя православного старчества. Он был зажиточным крестьянином с Урала, имевшим жену и двоих детей. В то же время на местах активизировалась миссионерская деятельность Церкви, в разных городах возникали православные братства, развивалось трезвенническое движение, в котором видную роль играли священники. В общественной жизни возникает течение «богоискательства». Самым громким и ярким поворотным событием в отношении интеллигенции к Церкви и вере стало появление в марте 1909 г. сборника статей «Вехи». Это был сборник статей о русской интеллигенции, которая крайне враждебно встретила его. Авторы впервые за последние десятилетия обратились в поисках истины к Церкви; один из авторов сборника, С.Н. Булгаков, пройдя путь «от марксизма к идеализму», в 1917 г., будучи профессором университета, принял сан священника, а в дальнейшем, в эмиграции стал известным богословом. Стоит заметить, что по мнению подавляющего большинства иерархов, Церковь нуждалась в разного рода преобразованиях и, прежде всего в большей самостоятельности. В церковной и светской печати обсуждались самими священнослужителями вопросы о богослужебном языке (предлагалось заменить церковно-славянский язык русским), об исправлении богослужебных книг, об упорядочении устава, о совершении литургии и обрядов, о возможности богослужебного творчества. Таким образом, в самой церковной среде уже сформировалось понимание неблагополучного положения, и имелись силы для его преодоления.

Противоречивым явлением, свидетельствующем, однако, о непрекращающемся духовном творчестве в Церкви, стало возникновение течения имяславцев. В 1907 г. вышла книга старца Илариона «На горах Кавказа», в которой старый монах делился своим опытом совершения известной Иисусовой молитвы. Книга была издана трижды за пять лет, встречена доброжелательно частью духовенства, однако вызвала и резкую критику. Вскоре с осуждением книги выступил известный и авторитетный иерарх, архиепископ Антоний (Храповицкий), который в 1913 г. обвинил автора и его последователей в том, что они обожествляют самые звуки и буквы имени «Иисус». На Афоне греческие монашеские власти объявили имяславцев «еретиками», в русских монастырях им запретили совершать богослужения, потом лишили их продовольствия, получения почты, денежных переводов. Для разрешения конфликта прибыл архиепископ Никон (Рождественский), но он не сумел уговорить отказаться от своих идей имяславцев. 3 июля 1913 г. 883 (по иным данным более 1 тысячи) монаха-имяславца были насильственно, с помощью 118 русских солдат выселены с Афона, а после прибытия в Россию они были частью лишены монашества, частью разосланы по монастырям. Спор об имяславии продолжается до настоящего времени.



2016-01-02 490 Обсуждений (0)
РЦ в царствование императора Николая II 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЦ в царствование императора Николая II

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)