Древней Греции и Древнем Риме
Древнегреческие философы о происхождении веры в богов, о причинах, сущности и функциях религии (Ксенофан, софисты, Демокрит, Эпикур). Ксенофан Ø Источник веры в богов – сами люди, которые творят их по своему образу и подобию. Религия – продукт коллективного творчества
КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 109:
Строматы, V, 110:
ФЕОДОРИТ. Лечение эллинских недугов, 3, 72: Еще яснее высмеивая этот обман, [Ксенофан] уличает [язычников] во лжи по цвету картин. По его словам, эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы — рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы — также подобными самим себе, египтяне также изображают их по собственному образу.
Ø Богам приписываются человеческие пороки СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, IX, 193:
Гомер и Гесиод, согласно Ксенофану Колофонскому,
Ø Бог бестелесен и один, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Бог всё видит, всё знает и всё слышит. Бог не имеет движения
Ø Бог абсолютно недоступен человеческому сознанию ПЛУТАРХ. Как слушать поэтов. Продик из Кеоса Ø Боги –— порождение отношении связанных с переходом к земледельческому труду; все полезнoe для жизни древние назвали богами: хлеб — Деметрой, вино — Дионисом и т. д.
Критий Ø Религия – выдумка законодателей и правителей
Демокрит Ø Допускал существование богов, но считал, что они являются естественными стихиями, состоящими из атомов: «Ибо больше имеется скрытых от нас живых существ, чем известных нам: одни из них смертные, другие относятся к числу божественных». Ø Одни и те же образы божественной сущности воздействуют на людей и на бессловесных животных, т.е. Возможно у животных есть представления и богах Ø Поэтический дар является божественным по природе Ø «Тот, кто предпочитает духовные блага, избирает более близкое к божеству; тот же, кто предпочитает телесные, избирает лишь только человеческое» Ø Из атомов состоит и душа человека, она смертна. «Души вне тела – ничто» Ø Но при этом во всем, даже в мертвом теле есть душа, поэтому Демокрит советовал сохранять тела в меду, что из можно было потом воскресить Ø Почитание богов имеет причиной страх перед непонятными явлениями, приписывание их богу Ø Неразумно молиться изображениям, т.к. все происходит из необходимости само собой. Ø Богов создал страх перед природой. Ø Боги – образы, умственные начала, одушевленные образы (по Цицерону)
Эпикур Ø Вера в богов из страха перед непонятными явлениями природы, эта вера основывается и на страхе перед смертью. Ø Если боги существуют, то им нет дела до людей, они не имеют представления о нашем существовании, и следовательно, они не будут наказывать нас ни в той, ни в иной жизни. Ø Боги бессмертны и блаженны, пребывают в междумирьях. Ø Боги существуют. Ø Нечестивы те, кто думает о богах со слов толпы. Ø Античные философы поставили вопрос о классификации разных типов религии (правда, классифицировали их по-разному). Так, древнегреческие философы Демокрит и Эпикур различали народные верования (богов толпы) и религию просвещенных. Ø Люди должны оказывать почести богам из-за превосходства их природы и из-за их блаженства, а не для того, чтобы получить от них что-то особенное, а также какую-нибудь выгоду Ø Сохранял богов лишь на словах, чтобы не быть осужденным. Ø Религия – причина человеческих глупостей и несчастий.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |