Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э)
«О природе вещей» состоит из 6 книг В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела. Книга третья посвящена проблемам души, её материальности и смертности, её связи с бренным телом. Помимо того, что из атомов состоят тела, из них же состоят и души. В отличие от атомов, образующих тело, атомы души более мелкие. Круглые, гладкие и подвижные. Книга четвёртая повествует о теле человека и о его чувственных восприятиях как основе знаний. В книге пятой рассматривается космогония и история развития человеческого рода. Здесь же сообщаются сведения о происхождении языка, приручении огня, об образовании семьи как о важнейших этапах пути человечества от варварства и дикости к цивилизации и культуре. И шестая книга освещает проблемы происхождения религии.
Ø Цель поэмы – освободить людей от гнета религиозных суеверий, в которых он видит страшное зло для человечества. Ø Отрицание религии не есть аморальность, тк сама реалигия аморальна: «Тут одного я боюсь: чтобы как-нибудь ты не подумал, Ø В религии отражается земная жизнь, только в искаженном свете. «Всё, что согласно молве, в глубине Ахеронта сокрыто, всё, очевидно, у нас в самой жизни находится здешней» (Кн. 3). В представлении об Ахеронте отразились земные заботы, тревоги; в мифе о Сизифе – постоянное стремление к власти. Ø Религия – это вымысел. Нелепые идеи, которые придумали пророки. Ø Идеи пророков отравляют душу страхом перед загробным миром. Религия оказывает пагубное воздействие на психику людей «Ты, ужасающим сам поддаваясь вещаньям пророков, Ø Существования множество миров. Боги неспособны влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает полностью существования богов, но отводит им пустые промежутки между мирами, где боги ведут блаженное существование. Они не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить людей обещаниями своего покровительства, ибо природа возникла не в результате творения богов и управляется не ими, а необходимостью.
Причины возникновения религии Ø страх перед грозными явлениями природы, Ø результат невежества людей, незнания ими причин явлений, и Ø приписывание многих явлений божественному промыслу. И оттого только страх всех смертных объемлет, что много Ø незнание сущности души. Так как по смерти должны все вечной кары страшиться Если природа души неизвестна Ø также ее рождает страх смерти, которую люди видят в болезни и в сновидениях. Ø Избавившись от невежества можно избавиться от религии Значит, изгнать этот страх из души и потёмки рассеять … Вот почему мы должны не только в небесных явленьях
Ø Ничего не творится из ничего Если бы из ничего в самом деле являлися вещи,
Ø Ничего не исчезает окончательно Надо добавить ещё: на тела основные природа … Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,
Ø Дух, душа материальна. Дух как часть тела: рука, нога. Душа повластна телу и разуму Я утверждаю, что дух и душа состоят меж собою Часть остальная души, что рассеяна всюду по телу, Эти же доводы нам говорят, что телесна природа
Так что опять повторю, что и дух и душа по природе Ø Душа и тело связаны с рождения. Душа погибнет со смертью тела. Душа не живет после смерти. Душа не живет до рождения. Душа не живет вне тела Ø Если со смертью тела умирает и дух, но нет загробных мучений, нечего бояться: С нами не сможет ничто приключиться по нашей кончине, Ø Смерть и жизнь нужно принимать как неизбежность Привязанность к жизни и страх смерти заключается в желании не упускать того, что жизнь могла бы дать, если бы не смерть То, чего у нас нет, представляется нам вожделенным,
Ø Призраки разных вещей витают в мире. Это суть тонкие тела недоступные ощущению я здесь говорю, что с поверхности всяких предметов Из очевидных: дым от полен, например, или жар, от огня исходящий и более тонкие тела Ø Они проникают в наше теле через поры, т.к. они намного тоньше остальных тел и внушают нам разные образы Тонкую сущность души и приводят в движение чувство.
Ø Природа управляет всем при посредстве невидимых тел – атомов Существуют тела, которых мы видеть не можем: ветра, запахи, холод, жара, звук Но это всё обладает, однако, телесной природой, если способно оно приводить наши чувства в движенье: ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
Ø Существует пустота. Она обеспечивает возможность движения. Пустота существует и внутри тел, несмотря на их плотность Но не заполнено всё веществом и не держится тесно Вот почему несомненна наличность пустого пространства: Ибо лежала б всегда материя стиснутой всюду.
Ø Материя бесконечна Вся совокупность вещей получилась в теперешнем виде
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |