Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цицерон и Лактанций об этимологии слова «религия»



2016-01-02 2572 Обсуждений (0)
Цицерон и Лактанций об этимологии слова «религия» 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно Цицерону, religio происходит от relegere - "перечитывать", "передумывать", "вспоминать", "пересматривать", "возвращаться", "идти назад", "созерцать", а также "отлагать в сторону", "откладывать для особого употребления", "выделять из числа обыкновенных вещей", "относиться к чему-либо с особым вниманием и почтением". Relegere в свою очередь происходит от legere, то есть "читать", "рассматривать", "проходить" (ср. русские слова "читать" и "почитать").

Выстраивая свою гипотезу, Цицерон обращает особое внимание на специфику термина religio, на его интегральный характер. Во-первых, он отделяет понятие "религия" от таких смежных терминов, как "благочестие", "вера", "культ" и т.п.

Во-вторых, Цицерон отделяет религию от суеверия и именно в этой связи высказывает свою гипотезу об образовании слова religio. Итак, из двух слов "суеверно" и "религиозно" первое стало обозначать порицание, а второе - похвалу" (О природе богов II, 72).

Традиция словообразования в латинском языке вполне допускает производство religio от relegere; поэтому гипотеза Цицерона представляется вполне обоснованной.

Автором другой известной гипотезы происхождения слова religio считается христианский писатель и богослов-апологет IV века Лактанций. Согласно его мнению, religio происходит от religare - "воссоединять", "прикреплять"; последнее, в свою очередь, произведено от ligare ("вязать", "соединять") путём присоединения приставки re, означающей возобновление, повторение, восстановление (в данном случае - восстановление связи). Не соглашаясь с мнением Цицерона (а Лактанций сам был прозван "христианским Цицероном"), он пишет: "Мы произведены на свет с тем условием, чтобы воздавать подобающую честь Богу, нас создавшему. К сему мы должны всегда стремиться и прибегать, и сими узами благочестия связаны мы (religati sumus) с Богом. Отсюда происходит и самое имя "религия", а не от слова relegere, как то истолковал Цицерон. Имя религии происходит от уз, соединяющих нас с Богом: чрез благочестие Он привязал (religaverit) нас к Себе с тем, чтобы мы служили Ему как Господу и повиновались Ему как Отцу". Данную точку зрения в той или иной степени поддерживали бл. Иероним Стридонский, бл. Августин, Фома Аквинский, а также Баумгартен (1714-1762). С точки зрения латинской этимологии мнение Лактанция выглядит не менее безупречным, чем гипотеза Цицерона.


Занятие 3.

Патристика

Критический анализ политеистической религии христианскими писателями II-III веков.

Специфика подхода христианских философов к греко-римской религии в сравнении с подходом античных философов. Характер использования античного наследия христианскими писателями.

Общее:

Ø рассмотрение язычества с точки зрения принятого в качестве аксиомы понятия христианского Бога – нерождённого, вечного, самотождественного. Несоответствие этому принципу – отклонение от истины.

Ø Ссылка на авторитеты, пророков.

Ø Пользование античными аргументами, направленными против религии (противоречивость религиозных учений, «безнравственность» гомеровских богов, где были боги, когда случилось несчастье?, правители прикрываются религией). Стремление разоблачить язычество как лжерелигию.

Ø Введение мистических факторов в объяснении происхождения религии

Ø Критерий истины – общезначимость представлений. Требование «мыслить одинаково».

Ø Сравнительный метод, как и в античности, но объекты монотеизм и политеизм.

Ø Зачатки исторического метода

Ø Гносеологическая причина появления богов: выдумка, продукт воображения поэтов, обман. АА: богов создала бессмысленная толпа безумцев.

Евгемер: божества сначала были людьми (тщеславные цари, герои).

Татиан, Климент Александрийский, Тертуллиан – «литературное воровство»: поэты воспользовались писанием Моисея и исказили его.

Климент А: философы возвысили до ранга богов наши душевные настроения, а кто-то представил их в телесной форме. Кто-то боялся возмездия, поэтому придумал злой рок и обоготворил возмездие. Люди обожествляли звёзды, дивясь их движению (индусы поклонялись солнцу). Создатели кумиров заставляют людей поклоняться своему искусству.

Мелитон Сардийский: инициаторы веры в богов – скульпторы. Люди почитали царей, когда художники делали из них идолов.

Ø Аналогия между подчинением царю и Богу. Афинагор: условлено повиноваться царю, тем более надо повиноваться Богу.

Ø Религия со временем стала обозначать только монотеизм. Лактанций: где статуи и идолы, там нет религии. Заимствовал у Цицерона размежевание религии и суеверия

Ø Борьба с ересями.

 

 

Христианские писатели о сущности «языческой» религии, ее причинах и роли в обществе. Критика язычества.

 

Афинагор (ок. 133 – 190)

Ø «В защиту своего дела мне должно представить точные доказательства и касательно имен богов, что они новы, и касательно изображений их, что они сделаны, так сказать, вчера или третьего дня. Орфей, Гомер и Гезиод дали и имена и генеалогию тем, кого называют они богами. Об этом свидетельствует и Геродот: «Я думаю, что Гезиод и Гомер жили за четыреста лет до меня, не более: они-то составили для эллинов теогонию, дали прозвания богам, разделили между ними почести и искусства, и обозначали их вид»

Ø «Не от начала, как говорят (Гомер и Орфей) боги существовали, но каждый из них родился так же, как рождаемся и мы. А если было время, когда они не существовали, как говорят о них повествующие о богах: то – они не боги».

Ø Многобожие – от демонов (мистическая причина): «Демоны привлекают язычников к идолам, ибо они привязаны к крови жертв и ею услаждаются. Неразумные и мечтательные движения души производят видения, соединенные с страстным влечением к вещественным изображениям».

Ø Языческие боги состоят из плоти и крови. Или же другие говорят, что это воплощение стихий, но суть одна: «ни один из них – не Бог, потому что их состав и происхождение из вещества. Вещество же тленное, текучее и изменяемое нельзя считать равночестным нерожденному и вечному, и всегда одинаковому в себе – Богу».

 

Тертуллиан (160 – 220)

Ø Боги язычников вымышлены людьми. Существует три рода богов – физический (созданы философами), мифический (созданы поэтами) и народный.

Ø Такие божества разные у всех народов, и может быть даже людей в рамках одного народа, а Бог должен быть определенными и принадлежать всем.

Ø Языческая религия внушены дьяволом.

Ø Языческие боги либо выдуманы, либо взяты от людей.

Ø Язычество – ложь.Т. приравнивал христианские ереси и безбожие к язычеству, т.к. язычники преуспевают в суеверии и безбожии. Считая, что все это «рождено изобретательностью языческой мудрости», слабостью веры и инспирированы дьяволом; при этом ереси признаются «попущением Божьим» в целях испытания крепости веры.

Ø Т. предложил классификацию римских божеств: общие, разделяемые со всеми другими народами, и частные, которых избрали сами эти народы. Боги либо выдуманы, либо «взяты из людей»: «раздающий божественность» делает это, чтобы иметь защитников, «украшателей своего величия» и воздавать каждому по заслугам.

Ø Язычники низводят божественное величие до человеческих обстоятельств, подвергая богов человеческим превратностям и страстям, ставят честь божества в зависимость от произвола и прихоти человека. Боги избираются как сенаторы. Таким богам позорно поклоняться.

Ø Между богами происходят браки, зачатия, рождения. Известны отечества, владения, царства, памятники. Итак, те, которые не могут отрицать рождения богов, должны считать их людьми смертными, а признающие их смертными не должны считать их богами.

Ø Язычники обожествляют стихии и элементы, считая, что без их поддержки не может ни рождаться, ни питаться, ни расти ничто из того, что служит удовлетворению жизни человеческой и вообще земной: «Ведь вы лишаете Творца его высшего положения и рассматриваете то, что делается, а не то, кем делается. Поэтому вы и верите, что элементам принадлежит власть и господство, хотя на самом деле им доступно только служить и подчиняться. И разве в настоящем исследовании мы не признаем главенства некоего Творца и Владыки, в то время как на долю элементов на основании собственных их действий, которые всем представляются выражением могущества, оставляем услужение? Ведь боги не рабствуют, и те, кто рабы — не боги».

Ø Религиозные представления язычников передаются через авторитет владык.

Ø Мертвых обоготворяют за их заслуги

Ø Римляне требуют каких-то бестелесных и бездушных теней, собственно, названий вещей, и признают их богами, поручая отдельным божествам всякое состояние человека с самого зачатия во чреве. Так, есть некий бог Консевий, который ведает зачатием при совокуплении, есть богиня Флувиония, которая питает младенца во чреве ; потом Витумн и Сентин, при помощи которых младенец начинает жить и чувствовать; затем Диеспитер, который доводит беременную до родов.

 



2016-01-02 2572 Обсуждений (0)
Цицерон и Лактанций об этимологии слова «религия» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цицерон и Лактанций об этимологии слова «религия»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)