Вильгельм Дильтей (1833-1911)
Дильтей считается основателем понимающей психологии Основные работы: «Введение в науки о духи», «Описательная психология», «Наброски к Критике исторического разума», «Типы мировоззрений и обнаружение их в Метафизических системах».
Ø жизнь не биологическое явление, а культурно-историческое. Она представляет собой поток переживаний, но сами они культурно-исторически обусловлены. Ø Жизни присущи полнота, целостность, многообразие переживаний. Жизни свойственно временность и историчность. Ø Жизненный опыт – это совокупность процессов которую мы подвергаем испытанию жизненных ценностей и ценностей предметов. v Одной из форм жизненного опыта является религиозный опыт. Ø Принимает разделение и противопоставление наук о природе и о духе. v Естественные науки осуществляют познание того, что доступно органам чувств. v Н. о духе имеют дело со скрытым. Эта реальность познаётся с помощью переживания. Н. о духе интуитивно схватывают целостность жизни. v Различает понятия объяснение и понимание. § Объяснение осуществляется с помощью рассудка в науках о природе на основе каузальности анализа и прочих приемов. § Понимание реализуется в науках о духе и представляет собой интуитивное проникновение одной жизни в другую. Непосредственное постижение некой духовной целостности. Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. «Наука производит анализ и затем устанавливает общие отношения между изолированными таким образом однородными группами фактов; религия, поэзия и первобытная метафизика выражают значение и смысл целого. Первая (т.е. наука) изучает, познает, а эти последние – понимают».
Ø Различает естественно-научную и духовно-научную психологию. 1 выделяет в сознании изолированный элемент – атомы и применяет метод объяснения. Подвергает критике такую психология за распространение в психологии естественно научных понятий и перенесение ее в область душевной жизни. 2 является описательной. Истолковывает внутренние переживания психической сферы. Ø Считал, что понимание собственного мира осуществляется с помощью интроспекции, а понимание духовного мира другого с помощью сопереживания, вживания, вчувствования. Позднее пришел к выводу, что внутренний опыт, интроспекция не дают возможности осознать собственную индивидуальность, и он отказывается от интроспекции как универсального способа понимания. v Человек познает себя только в истории. Только в сравнении себя с другими. Понимание может быть обращено и к культуре прошлого. Здесь оно осуществляет интерпретацию, истолковывает отдельные моменты как элементы духовной жизни воссоздаваемой эпохи. v Такое понимание – герменевтика – учение об искусстве истолкования литературных памятников, понимание письменно зафиксированных проявлений жизни. Она – методологическая основа гуманитарного знания в целом. v Понимание предполагает: 1. Проникновение в духовный мир автора текста 2. Реконструкция культурного контекста в кторую текст создавался 3. Введение субъективных переживаний в смысловые связи, которые существует вне субъекта, осуществляющего понимание. Эти связи существуют в духовной культуре – религии, морали, праве. Ø 3 основных типа мировоззрения: Религия Поэзия Метафизика v Религиозное мировоззрение: 1. Теизм 2. Пантеизм 3. Деизм
Ø Жизнь.Основной корень мировоззрения – жизнь. Жизнь каждого индивидуума творит сама из себя свой собственный мир. Всякое мировоззрение оказывается интуицией, возникающей из недр самой жизни. В этом выражается связь жизни и метафизики Ø Жизненный опыт.Из размышлений над жизнью возникает жизненный опыт. Недовольство мимолетностью жизни и стремление к вечному в невидимом мире. Опыт жизни лежит в основе того, что мы называем традицией. Наше знание о жизни не может быть проверено. К жизненному опыту относится и соотношения Я с предметами окружающего мира, людьми. Ø Религия, как и философия, стремится к устойчивости, к силе влияния, к господству, к общезначимости. Но человечество на этом пути не подвинулось ни на шаг вперед. Борьба мировоззрений между собой ни в одном основном пункте не увенчалась победой одного из них. Ø Возможные причины разнообразия мировоззрения: Климат Разум Нация Государственные порядки Эпоха Различие между индивидами, их средой и жизненным опытом. Ø Закон образования мировоззрений. Натуры, которые не могут смириться с бренностью жизни, стремятся за её пределы. Мир непонятен для человека, но человек пытается объяснить его с помощью чего-то ясного, a форме этого ясного выступают религия, мифы поэзии, первобытная метафизика. Ø Строение мировоззрения. Когда мировоззрение построено человек строит оценки окружающих его вещей. Из оценок вырастают идеалы, высшее благо, высшие принципы. Ø Типы мировоззрений в религии, поэзии и литературе. Основанием культуры являются хозяйство, формы общения людей, право и государство. Мировоззрения обуславливаются различием тех областей культуры, которые их создают. Только религиозный гений, поэт и метафизик творят в той области, которая освобождает от ига общества. Ø Загадка жизни.Сосредоточием всего непонятного являются рождение, развитие и смерть. Факт смерти является принудительным стимулом к фантастическим представлениям. Загадка жизни является препосылкой к возникновению религии. Вера в мертвых, почитание предков, культ покойников создают основы рел верования. Ø Источником рел. мир является изначальная судьба человека. За пределами освоенного мира для первобытного человека находится враждебный мир, непостижимый уму, человек формирует особые приемы влиять на это непостижимое – молитва, дары, подчинение. Из попытки заключить союз с этими силами формируется первоначальный культ. Возникает каста священнослужителей. Религия суеверия доходит до создания форм, в которых чувство и воля человека подчиняются посредством внутренней дисциплины воле Бога. Ø Воздействие незримого – основная категория элементарной религиозной жизни. Мысль строит из религиозных идей учения. На низших ступенях преобладает дух общины, затем развитие отмечено творчеством гения – в мистериях, в отшельничестве, в пророчествах. Концентрация религиозного опыта создает из религиозных идей религиозные мировоззрения. Они находят выражение в вероучениях; основанием имеют уклад жизни; развиваются в молитве и религиозном созерцании. Ø Размышление, сопровождающее процесс общения с невидимым и есть религиозный опыт.
Ø Религиозное сознание включает в себя: 1. Интеллектуальный компонент (образует содержание сознания) задает душевной жизни соответствующий смысл 2. Чувство объединяют душевную жизнь в единую связь 3. Волевой компонент (намерение, побуждение) направляет активность религиозного индивида на некоторые предметы.
Ø В развитии религии большое значение имеют отдельные личности: отшельникам, пророкам, гениям, поскольку их психический склад дает им возможность вступать в специфические отн с действительностью посредством особого рел опыта. Отшельничество, пророчество, мистерии. Затем религиозный опыт этих индивидуумов переводится на язык понятий и закрепляется религиозным поведением верующих. Ø Все эти религиозные мировоззрения с самого начала заключают в себе противоположение добрых и злых существ, чувственного существования и высшего мира. Ø Идеал жизни – система ценностей, высшие правила отношений между людьми, должны определяться религиозными отношениями. Ø Религия является связующим звеном между исторически последовательными, но замкнутыми системами культуры Шпенглер. Считается одним из основоположников современной философии культуры. Основная работа: «Закат Европы». В ней он подвергает критике идею европоцентризма, панлогизма, историзма, линейной направленности исторического процесса и развивает морфологию культуры, концепции циклизма, круговорота, настаивает на индивидуальности культуры.
Ø Согласно Ш., жизнь – это переживание сообщества людей, объединенных одной уникальной культурой. Существование разных культур организмов суть проявления жизни. 8 культурных организмов: 1. Египетская 2. Индийская 3. Вавилонская 4. Китайская 5. Аполлоновская (греко-римская) 6. Фаустовская (западно-европейская) 7. Магическая (византийская) 8. Ожидается рождение русско-сибирской культуры.
Фазы развития культурных организмов: 1. Мифо-символическая 2. Ранняя культура 3. Метафизика религиозной, высокой культуры 4. Фаза окостеневшей культуры, переходящая в цивилизацию
Ø Религия – это форма культуры. Понятие религии трактуется неоднозначно. Иногда отождествляется с мифом, а порой – с метафизикой. В 1 фазе религиозный опыт находит выражение в мифе, который выражается в культовой практике. Миф воспроизводится и в других фазах истории. Во второй религия – метафизика.
Ø Причины и источники религии v Интуитивное переживание душой § Процесса жизни § судьбы, § неотвратимости смерти, § предела, § время и временность бытия v Вражда между душой и миром
Ø Душа испытывает страх перед этим миром. Два вида глубинного страха: 1. Присущ и животным – страх перед пространством, перед смертью. 2. Страх перед временем, перед потоком бытия, перед жизнью. v Возможно преодоление страха: § сон, § мистерии, § высшая форма преодоления обоих видов страха – религиозное преодоление страха, вера в Бога для человека это спасение от власти и неизбежности судьбы, коллизии между микро- и макрокосмом.
Ø Религия является душой культуры. Душевность каждой живой культуры религиозна. Культура не вольна сделать выбор в пользу иррелигиозности.
v Упадок религиозного мировоззрения влечет за собой гибель культуры, наступает «атеистический период» цивилизации(этот период уже наступил для европейского общества времен Ш.) Ø Каждая культура завершает свой цикл, а затем возникает новая культура, повторяющая цикличность и люди ничего не могут сделать, поскольку их развитие подчинено этой цикличности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (968)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |