Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вильгельм Дильтей (1833-1911)



2016-01-02 925 Обсуждений (0)
Вильгельм Дильтей (1833-1911) 0.00 из 5.00 0 оценок




Дильтей считается основателем понимающей психологии

Основные работы: «Введение в науки о духи», «Описательная психология», «Наброски к Критике исторического разума», «Типы мировоззрений и обнаружение их в Метафизических системах».

 

Ø жизнь не биологическое явление, а культурно-историческое. Она представляет собой поток переживаний, но сами они культурно-исторически обусловлены.

Ø Жизни присущи полнота, целостность, многообразие переживаний. Жизни свойственно временность и историчность.

Ø Жизненный опыт – это совокупность процессов которую мы подвергаем испытанию жизненных ценностей и ценностей предметов.

v Одной из форм жизненного опыта является религиозный опыт.

Ø Принимает разделение и противопоставление наук о природе и о духе.

v Естественные науки осуществляют познание того, что доступно органам чувств.

v Н. о духе имеют дело со скрытым. Эта реальность познаётся с помощью переживания. Н. о духе интуитивно схватывают целостность жизни.

v Различает понятия объяснение и понимание.

§ Объяснение осуществляется с помощью рассудка в науках о природе на основе каузальности анализа и прочих приемов.

§ Понимание реализуется в науках о духе и представляет собой интуитивное проникновение одной жизни в другую. Непосредственное постижение некой духовной целостности. Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем.

«Наука производит ана­лиз и затем устанавливает общие отношения между изолиро­ванными таким образом однородными группами фактов; рели­гия, поэзия и первобытная метафизика выражают значение и смысл целого. Первая (т.е. наука) изучает, познает, а эти пос­ледние – понимают».

 

Ø Различает естественно-научную и духовно-научную психологию.

1 выделяет в сознании изолированный элемент – атомы и применяет метод объяснения. Подвергает критике такую психология за распространение в психологии естественно научных понятий и перенесение ее в область душевной жизни.

2 является описательной. Истолковывает внутренние переживания психической сферы.

Ø Считал, что понимание собственного мира осуществляется с помощью интроспекции, а понимание духовного мира другого с помощью сопереживания, вживания, вчувствования. Позднее пришел к выводу, что внутренний опыт, интроспекция не дают возможности осознать собственную индивидуальность, и он отказывается от интроспекции как универсального способа понимания.

v Человек познает себя только в истории. Только в сравнении себя с другими. Понимание может быть обращено и к культуре прошлого. Здесь оно осуществляет интерпретацию, истолковывает отдельные моменты как элементы духовной жизни воссоздаваемой эпохи.

v Такое понимание – герменевтика – учение об искусстве истолкования литературных памятников, понимание письменно зафиксированных проявлений жизни. Она – методологическая основа гуманитарного знания в целом.

v Понимание предполагает:

1. Проникновение в духовный мир автора текста

2. Реконструкция культурного контекста в кторую текст создавался

3. Введение субъективных переживаний в смысловые связи, которые существует вне субъекта, осуществляющего понимание. Эти связи существуют в духовной культуре – религии, морали, праве.

Ø 3 основных типа мировоззрения:

Религия

Поэзия

Метафизика

v Религиозное мировоззрение:

1. Теизм

2. Пантеизм

3. Деизм

 

Ø Жизнь.Основной корень мировоззрения – жизнь. Жизнь каждого индивидуума творит сама из себя свой собственный мир. Всякое мировоззрение оказывается интуицией, возникающей из недр самой жизни. В этом выражается связь жизни и метафизики

Ø Жизненный опыт.Из размышлений над жизнью возникает жизненный опыт. Недовольство мимолетностью жизни и стремление к вечному в невидимом мире. Опыт жизни лежит в основе того, что мы называем традицией. Наше знание о жизни не может быть проверено. К жизненному опыту относится и соотношения Я с предметами окружающего мира, людьми.

Ø Религия, как и философия, стремится к устойчи­вости, к силе влияния, к господству, к общезначимости. Но че­ловечество на этом пути не подвинулось ни на шаг вперед. Борь­ба мировоззрений между собой ни в одном основном пункте не увенчалась победой одного из них.

Ø Возможные причины разнообразия мировоззрения:

Климат

Разум

Нация

Государственные порядки

Эпоха

Различие между индивидами, их средой и жизненным опытом.

Ø Закон образования мировоззрений. Натуры, которые не могут смириться с бренностью жизни, стремятся за её пределы. Мир непонятен для человека, но человек пытается объяснить его с помощью чего-то ясного, a форме этого ясного выступают религия, мифы поэзии, первобытная метафизика.

Ø Строение мировоззрения. Когда мировоззрение построено человек строит оценки окружающих его вещей. Из оценок вырастают идеалы, высшее благо, высшие принципы.

Ø Типы мировоззрений в религии, поэзии и литературе. Основанием культуры являются хозяйство, формы общения людей, право и государство. Мировоззрения обуславливаются различием тех областей культуры, которые их создают. Только религиозный гений, поэт и метафизик творят в той области, которая освобождает от ига общества.

Ø Загадка жизни.Сосредоточием всего непонятного являются рождение, развитие и смерть. Факт смерти является принудительным стимулом к фантастическим представлениям. Загадка жизни является препосылкой к возникновению религии. Вера в мертвых, почитание предков, культ покойников создают основы рел верования.

Ø Источником рел. мир является изначальная судьба человека. За пределами освоенного мира для первобытного человека находится враждебный мир, непостижимый уму, человек формирует особые приемы влиять на это непостижимое – молитва, дары, подчинение. Из попытки заключить союз с этими силами формируется первоначальный культ. Возникает каста священнослужителей. Религия суеверия доходит до создания форм, в которых чувство и воля человека подчиняются посредством внутренней дисциплины воле Бога.

Ø Воздействие незримого – основная категория элементарной религиозной жизни. Мысль строит из религиозных идей учения. На низших ступенях преобладает дух общины, затем развитие отмечено творчеством гения – в мистериях, в отшельничестве, в пророчествах. Концентрация религиозного опыта создает из религиозных идей религиозные мировоззрения. Они находят выражение в вероучениях; основанием имеют уклад жизни; развиваются в молитве и религиозном созерцании.

Ø Размышление, сопровождающее процесс общения с невидимым и есть религиозный опыт.

 

Ø Религиозное сознание включает в себя:

1. Интеллектуальный компонент (образует содержание сознания)

задает душевной жизни соответствующий смысл

2. Чувство

объединяют душевную жизнь в единую связь

3. Волевой компонент (намерение, побуждение)

направляет активность религиозного индивида на некоторые предметы.

 

Ø В развитии религии большое значение имеют отдельные личности: отшельникам, пророкам, гениям, поскольку их психический склад дает им возможность вступать в специфические отн с действительностью посредством особого рел опыта. Отшельничество, пророчество, мистерии. Затем религиозный опыт этих индивидуумов переводится на язык понятий и закрепляется религиозным поведением верующих.

Ø Все эти религиозные мировоззрения с самого начала зак­лючают в себе противоположение добрых и злых существ, чув­ственного существования и высшего мира.

Ø Идеал жизни – система ценностей, высшие правила отношений между людьми, должны определяться религиозными отношениями.

Ø Религия является связующим звеном между исторически последовательными, но замкнутыми системами культуры


Шпенглер.

Считается одним из основоположников современной философии культуры. Основная работа: «Закат Европы». В ней он подвергает критике идею европоцентризма, панлогизма, историзма, линейной направленности исторического процесса и развивает морфологию культуры, концепции циклизма, круговорота, настаивает на индивидуальности культуры.

 

Ø Согласно Ш., жизнь – это переживание сообщества людей, объединенных одной уникальной культурой. Существование разных культур организмов суть проявления жизни.

8 культурных организмов:

1. Египетская

2. Индийская

3. Вавилонская

4. Китайская

5. Аполлоновская (греко-римская)

6. Фаустовская (западно-европейская)

7. Магическая (византийская)

8. Ожидается рождение русско-сибирской культуры.

 

Фазы развития культурных организмов:

1. Мифо-символическая

2. Ранняя культура

3. Метафизика религиозной, высокой культуры

4. Фаза окостеневшей культуры, переходящая в цивилизацию

 

Ø Религия – это форма культуры. Понятие религии трактуется неоднозначно. Иногда отождествляется с мифом, а порой – с метафизикой.

В 1 фазе религиозный опыт находит выражение в мифе, который выражается в культовой практике. Миф воспроизводится и в других фазах истории. Во второй религия – метафизика.

 

Ø Причины и источники религии

v Интуитивное переживание душой

§ Процесса жизни

§ судьбы,

§ неотвратимости смерти,

§ предела,

§ время и временность бытия

v Вражда между душой и миром

 

Ø Душа испытывает страх перед этим миром. Два вида глубинного страха:

1. Присущ и животным – страх перед пространством, перед смертью.

2. Страх перед временем, перед потоком бытия, перед жизнью.

v Возможно преодоление страха:

§ сон,

§ мистерии,

§ высшая форма преодоления обоих видов страха – религиозное преодоление страха, вера в Бога для человека это спасение от власти и неизбежности судьбы, коллизии между микро- и макрокосмом.

 

Ø Религия является душой культуры. Душевность каждой живой культуры религиозна. Культура не вольна сделать выбор в пользу иррелигиозности.

 

v Упадок религиозного мировоззрения влечет за собой гибель культуры, наступает «атеистический период» цивилизации(этот период уже наступил для европейского общества времен Ш.)

Ø Каждая культура завершает свой цикл, а затем возникает новая культура, повторяющая цикличность и люди ничего не могут сделать, поскольку их развитие подчинено этой цикличности.

 




2016-01-02 925 Обсуждений (0)
Вильгельм Дильтей (1833-1911) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вильгельм Дильтей (1833-1911)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (925)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)