Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ



2016-01-02 1038 Обсуждений (0)
Тема 14. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

- способы постановки и решения проблемы познаваемости мира в истории философии;

- сущность, уровни и формы познания;

-концепции истины в истории философии и науки;

- специфику научного познания, его отличие от других видов и форм знания;

-уровни и методы научного познания;

уметь

-применять средства и методы познания в решении научных исследовательских и практических задач;

владеть

- навыками применения научной методологии в организации научного исследования, а также в оценке социальных проблем

1. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

2. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.

3. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.

4. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы.

 

Гносеология, или теория познания какраздел философского знания, понятие познания. Познаваемость. Агностицизм, скептицизм, познавательный оптимизм. Рационализм. Иррационализм.

Роль, место и соотношение чувственного и рационального в познавательном процессе. Сенсуализм и рационализм.

Знание как единство двух противоположных моментов – чувственного и рационального. Формы чувственного познания. Рациональное познание и его формы. Мышление. Уровни мышления.

Понятие практики. Понятие истины. Основные концепции истины. Критерии истины.

Понятия: «объективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».Специфика и особенности научного познания. Критерии научности. Уровни научного познания. Факт. Теория. Соотношение понятий«проблема – гипотеза – теории». Эмпирические и теоретические методы.

 

Основные понятия: агностицизм, скептицизм, рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, практика, вера, знание, познание, эмпиризм, объект и субъект познания, априоризм, интуитивизм, вера, абстракция, заблуждение, фальсификация, релятивизм, истина, ложь.

Контрольные вопросы

1. Каково место гносеологии в структуре философии?

2. Каковы основные формы чувственной ступени познания? Рациональной?

3. Как вы считаете, исчерпывает ли взаимосвязь этих форм процесс познания?

4. Что такое практика?

5. Какова взаимозависимость абсолютной и относительной истин?

6. Почему истина всегда конкретна?

7. Есть ли предел познаваемости мира?

8. В чем социальная опасность искажения истины?

9. Знание и вера: общее и особенное.

10. Какова роль интуиции в процессе научного познания?

11. Как можно прокомментировать теорию познания И. Канта, основываясь на следующих положениях: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка. Образованный из материалов чувственности (то есть ощущений) разум содержит в себе основание для идей, а под идеями я разумею понятие, предмет которых не может быть дано ни в каком опыте».

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014

2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014

  1. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010

 

Дополнительный

1. Айдинян В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии/В.Ф. Айдинян. Л., 1991.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика/П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1991.

3. Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации/М.И. Билалов//Философские науки. 1991. № 12.

4. Гайниев И.А. Размышления о познании/И.А. Гайниев. М., 1996.

5. Касавин И.Т. Познание в мире традиций/И.Т. Касавин. М., 1990.

6. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности/М.К. Мамардашвили. Тбилиси, 1985.

7. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

8. Теория познания: В 2 т. М., 1991.

 

Темы докладов и рефератов

1. Диалектика веры и знания в теоцентрическом мировоззрении.

2. Обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное и художественное формы познания: специфика проявления.

3. Вера и мнение, вера и предрассудок.

4. Истина: многозначность характеристик.

5. Проблема истины в современной позитивистской философии.

6. Исторические разновидности понимания истины.

7. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.

Контрольные задания

1. В марксизме критерием истины, целью и основой познания является…

а) теория;

б) логика;

в) практика;

г) разум.

2. Верны ли суждения о проблеме демаркации:

А. Проблема демаркации научного знания является центральной для позитивизма.

Б. Проблема демаркации связана поиском критериев научного знания.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

3. Согласно утилитаризму критерием истины является…

а) эксперимент;

б) полезность;

в) логика;

г) разум.

4. Взгляд на развитие научного знания как непрерывное накопление абсолютно достоверных частных истин характерен для…

а)кумулятивизма;

б)акумулятивизма;

в)скептицизма;

г)агностицизма.

5. Согласно классической концепции истина это…

а) соответствие знаний действительности;

б) результат конвенции;

в) то, что разделяет большинство;

г) то, что приносит практическую пользу.

6. Эпистемологический принцип, отрицающий преемственность и постепенное накопление научного знания – это…

а) антисциентизм;

б) акумулятивизм;

в)агностицизм;

г)кумулятивизм.

7. Первичным источником познания является…

а)восприятие;

б) представление;

в) ощущение;

г) отражение.



2016-01-02 1038 Обсуждений (0)
Тема 14. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)