Запишите слово, пропущенное в таблице. 5.Найдите в приведённом ниже списке формы познания, относящиеся к рациональному
5.Найдите в приведённом ниже списке формы познания, относящиеся к рациональному уровню: 1. суждение 2. ощущение 3. представление 4. понятие 5. умозаключение 6. восприятие 6. Найдите понятие, которое является обобщающим для понятий приведённого ниже ряда: 1)математическое моделирование; 2) социальный эксперимент; 3) выдвижение гипотез; 4) научное наблюдение 5) методы познания. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, характеризуют основания науки. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда. 1) нормы исследования; 2) идеалы исследования; 3) научная картина мира 4) социальная дифференциация; 5) стиль мышления; 6) архетипы. 8. Найдите в приведённом списке черты, характерные только для постнеклассической рациональности: 1) механистический редукционизм; 2) принцип самоорганизации; 3)жёсткий детерминизм; 4) вероятность; 5) глобальный эволюционизм; 6) синергетический подход. 9. Установите соответствие между авторами и разработанными понятиями: 1.Пролиферация (размножение) теорий А. Т. Кун 2.Исследовательская программа Б. П. Фейрабенд 3.Научная парадигма В. И. Лакатос
Тема 16. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ) В результате освоения данной темы, бакалавр должен: знать - понятие и типы социального прогнозирования; - типологию обществ и признаки информационного типа общества; - проблемы и противоречия современной техногенной цивилизации; - классификацию, истоки и признаки глобальных проблем; уметь - распознавать характерных признаки разных типов общества; - давать оценку путям и методам решения цивилизационных противоречий современности; владеть -навыками выявления взаимосвязи глобальных проблем современности; -пониманием истоков, противоречий и перспектив современной цивилизации. 1. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). 2. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. 3. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.
Понятие глобализации. Усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Информатизация как основа глобализации и универсализации общества. Эволюция информационных технологий. Технотронная эпоха. Понятие глобальных проблем. Признаки. Основные характеристики в иды глобальных проблем. Преодоление глобальных проблем. Технический прогресс, проблема контроля технического прогресса. который набирает скорость, но при этом становится неконтролируемым. Техносфера. Проблема взаимодействия техносферы и биосферы. Переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация как основной фактор и условие развития человечества. Информационное общество. Футурология как наука. Методы современной «науки о будущем».
Основные понятия: общепланетарная цивилизация, техногенная цивилизация, ноосфера, социальное прогнозирование, информация, гуманизм.
Контрольные вопросы 1. Каковы основные функции социального прогнозирования? 2. Какому методу социального прогнозирования в настоящее время вы отдаете предпочтение? Почему? 3. Определите место социального прогнозирования в политическом сознании современного общества. 4. Что представляет собой «общепланетарная цивилизация»? 5. Что такое «информационное общество»? Какова закономерность его появления? 6. Основана ли ноосферная цивилизация на принципах ноосферы Вернадского и Тейяра де Шардена? 7. Какие причины являются главными в возникновении глобальных проблем? 8. Можно ли решить глобальные проблемы в ближайшем будущем? 9. Каковы сценарии будущего? 10. Как вы сформулируете космические перспективы развития социума? Библиографический список Основной 1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014 2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
Дополнительный 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации/Р.Ф.. М., 1994. 2. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечелове-ческие ценности/Э.А. Араб-Оглы//Вопросы философии. 1996. № 6. 3. Введение в социальную экологию. Ч.1-2. М., 1994. 4. Вернадский В.И. Открытия и судьбы/В.И. Вернадский. М., 1993. 5. Горелов А.А. Социальная экология/А.А. Горелов. М., 1998. 6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 7. Казначеев В.П. Проблемы человековедения/В.П. Казначеев. М., 1997. 8. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы/А.Н. Кочергин. М., 1996. 9. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации/С.Г. Кара-Мурза//Вопросы философии. 1990. № 9. 10. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие: в 2 т./В.В. Мантатов. Улан-Удэ, 2000. 11. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизационного человечества/К. Лоренц//Вопросы философии. 1992. № 8. 12. Ясперс К. Будущий мировой порядок/К. Ясперс//Век ХХ и мир. 1990.№9.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |